Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».
план-конспект урока по русскому языку

 

Конспект  урока

«Все сложное не так уж сложно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_pred_9_klass.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Малокозыревская ООШ»

Конспект  урока

«Все сложное не так уж сложно».

Предмет: русский язык

Класс: 9

Учитель: Рамазанова Х. А.  

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним  из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в  речи, будем учиться уместному  употреблению  сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова:

Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…

И. Николаев

 II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».

        Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП.  Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело.  Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

https://lh4.googleusercontent.com/61ISkv_C-WftfixdBHLKdXlzObGyVFOIe2iOZ2-w0IT4D0E4sebB3trbdDxOoiJvhUNl52c9oisDtT4b5he7Ccl4wiRRZXKU8OMSVGKXWl1hEtFMjwe86RJFtjdAMO8t9RCglAjdDTSUYSl6vw

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о классификации сложных  предложений. 
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению  систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее и правильнее сделает?  (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

 (Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях  сделайте  запись: виды сложных предложений.

 Простые       Бессоюзные          ССП         СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.

  1. Переходить  дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.
  2. Мать поняла, что ребёнок заболел.
  3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
  4. Я всегда просыпался часа два до зари  и любил встречать без свечки рассвет.
  5. Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.

     

  1.    Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

  • Вспомните второстепенные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

  1. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
  1. Работа с таблицей
  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

[…СУЩ.], (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

[…СУЩ.], (КУДА…)

КАКОЙ?

  1. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (ЧТО…)

     1.Анализ предложений по вопросам:

  • Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?
  • Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
  • Списать два любых предложения со схемами.
  • Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?
  1. Работа с учебником.

Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69-70), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.

ПЛАН

ОТВЕТЫ

  1. Вид придаточного.
  2. На какой вопрос отвечает?
  3. К чему прикрепляется в главном?
  4. Средства связи.
  1. Есть ли указательные слова?
  2. Позиция по отношению к главному?
  1. Схема или пример предложения.
  1. Определительное.
  2. Какой?
  3. К существительному.
  4. Союзные слова (который, что, где, куда и др.)
  5. Да (тот, такой и др.)
  6. Фиксированная (всегда после определяемого слова)

                                   какой?

  1. […+/- ук. слово+сущ.], (союзное словокоторый, куда, , где, что…).

   3.    Учитель обращает внимание на запись, сделанную на  доске. Нужно сравнить эти предложения.

https://lh6.googleusercontent.com/muDlRCAcHIRt3rUKw6zZoNnJhpVa_1BMZ1JcnNQq1uljUs-2nboU3faKU81SGhE1_jKSukBe_4u73JvLQiJc0S62NTvLcpAqDmBZ_aEuBCZ_EG4lTtUrgODQvxpiod8NfwE-qO_waCEC8AMBTg

    А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются    оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;
  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

           Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?  (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

https://lh3.googleusercontent.com/KZ06a5G0KbOSeIbegSATX12RYtqYi2s7meAlUlicoAyxy2v63NioIEBR1nREGeA7CY4dS2p5tli5LZXLutHrPm_Oibni4V-7HUh0ockrcQP9X0jnDadIcGPQok1HNZIyLJayyj9bY1LdGuF-sA

  1. Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного»  и примера (по слайдам)
  2. Указательные слова в СПП с придаточным определительным.
  3. Выводы (по слайдам)
  1. Первичное закрепление.

Учитель:

  1. В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

1-3 предложения на слайде

 4)Но ведь есть же  на белом свете  те далёкие края,  к которым так стремятся перелётные птицы!

      2. Редактирование:

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

(Проверь себя:

1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.

2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.)

  1. Знакомство с местоимённо-определительными придаточными (слайды)

   V. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

Форма деятельности:  Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание:  Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.

Домашнее задание. 

1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану

2. Задание по выбору:

1.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 2)

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

 3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)

 

        Урок окончен. До свидания.

Приложение 1.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме:  « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...

Дидактический материал по теме "Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении"

Данный материал предназначен для повторения, обобщения и контроля знаний в 9 классе по теме "Сложное предложение. Пунктуация сложного предложения"...

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...