Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Медведева Людмила Григорьевна

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6  кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya._6_g.docx86.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 11»

           Утверждено

Директор МАОУ «Лицей № 11»

______________ Потатуева В.О.

Приказ  444 от 31.08.2020

      Рассмотрено

на заседании НМС

Протокол  1 от 28.08.2020

Председатель НМС ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

русский язык и литература

РУССКИЙ ЯЗЫК

 (образовательная область, предмет)

Учитель: Медведева Л.Г.        

Класс (ы): 6 «Г»         

Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 206 часов.

За год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Всего

4

5

7

6

22

Контрольные работы

3

3

3

3

12

Сочинения

1

-

3

-

4

Изложения

-

2

1

1

4

Проекты

-

-

-

2

2

Программа: 

Русский язык. 5—9 классы : рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019г.

Учебник:        

Русский язык: 6 класс: учебник / М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. —9-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2020г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://repetitor.1c.ru
  1. http://www.fipi.ru/
  1. http://school-collection.edu.ru
  1. http://gramota.ru
  1. http://www.1september.ru

Дополнительная литература: Русский язык : 6 класс : методическое пособие к учебнику М. М. Разумовской,  С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019.

Ростов-на-Дону

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса «Г» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.14 №1644 и от 31.12.15 №1577.
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Федеральный перечень учебников (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»).
  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  • Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
  • Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы, утверждённая приказом директора от 31.08.2020 № 366.
  • Учебный план МАОУ «Лицей 11» на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2020 № 366.
  • Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей №11», утверждённое приказом директора от 22.07.2020 №313.
  • Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.

Программно-методическое обеспечение

Авторская программа: Русский язык. 5—9 классы : рабочая программа / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М. : Дрофа, 2019г.

Реализуется УМК:

Русский язык: 6 класс: учебник / М. М. Разумовская,   С. И. Львова, В. И.Капинос и др. —9-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2020г.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  •  осознание эстетической ценности родного  языка, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
  • проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
  • осуществлять информационную переработку текста и др.;
  • овладение видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие умения  стилистически  корректно  использовать  лексику и фразеологию русского языка.

В соответствии с указанными целями обучения усиливается и речевая направленность курса. Теоретическую основу обучения связной речи составляет система речеведческих понятий:

  1. текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
  2. функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили речи (научный, деловой, публицистический), художественная речь (язык художественной литературы);
  3. функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

Каждый речевой блок  включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся.

Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

 Особое  место отводится морфемной семантике. Осмысление  значения  морфем,  внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями его единиц, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Место и роль русского языка состоит в формировании ключевых компетенций, так как этот предмет предоставляет возможность для развития многих универсальных умений и способов деятельности, заложенных в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, таких как:

  • умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • умение обрабатывать информацию звучащего текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
  • умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение проводить информационно-смысловой анализ текста.

Формирование умений, в свою очередь, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, а значит является основой для формирования ключевых компетенций, как наиболее общих (универсальных) культурно выработанных способов действий (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Технологии и методики обучения:

  1. Проблемно-диалогическая технология
  2. Интерактивные технологии.
  3. Технология развития критического мышления.
  4. Технология дифференцированного обучения
  5. Информационные технологии.
  6. Метод проектов.
  7. Технология смыслового чтения.
  8. Технология продуктивного чтения.
  9. Здоровьесберегающие технологии.

В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:

  • непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
  • опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.

Реализация Донского регионального компонента (ДРК) происходит в течение года (10-12%) в темах программы, которые по содержанию соотносятся с региональной тематикой.

Конкретизация часов ДРК выделена в КТП курсивом.

В 6 классе «Г» в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: контрольная работа (12), сочинение (4), изложение (4), проект (2).

Учебная программа рассчитана на 210 часов (из расчёта 6 часов в неделю). 

Рабочая программа по курсу «Русский язык» в 6 классе «Г» составлена в соответствии с Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год и реализуется за 206 часов.

Сокращение 4 часов осуществлено за счёт  резервных часов, предусмотренных программой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

       

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Регулятивными:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
  • действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Познавательными:

Выпускник научится:

  • анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
  • осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
  • различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
  • анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;
  • сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
  • владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
  • проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
  • под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
  • использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
  • преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
  • кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
  • декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;
  • проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
  • выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
  • анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).
  • создавать собственные простые модели;
  • участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.

Коммуникативными:

Выпускник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
  • под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;
  • оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);
  • стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате изучения учебного предмета «русский язык» на уровне основного общего образования:

Выпускник научится:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по морфемике и         словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;. правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 класс (210 часов)

Общие сведения о языке (2 часа)

Русский язык — государственный язык Российской Федера- ции и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке. Литературные нормы.

Речь. Речевое общение. Текст (35 часов)

Повторение изученного о тексте, типах речи, функциональ- ных разновидностях языка. Расширение представления о язы- ковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — место- имение, видовременная соотнесённость глагольных форм. Тек- стовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи

предложений, как стилистический приём, повышающий выра- зительность речи, и повтор-недочёт.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые сред- ства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных по- нятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Словарная статья. Научное сообщение. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры): инструкция, объявление, заявление, расписка.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изо- бразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного»  и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Описание как тип речи. Описание внешности человека.

Описание помещения.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Правописание (30 часов)

Орфография: употребление прописных букв; букв ъ и ь; орфо- граммы корня; правописание суффиксов и окончаний слов; слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; за- пятая при однородных членах, между частями сложного пред- ложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоето- чие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.

Лексикология и фразеология (10 часов)

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употреб- ления: общеупотребительные слова;  диалектизмы,  термины и профессионализмы, жаргонизмы.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас- сивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски. Стилистические пласты лексики: высокий, нейтраль- ный, сниженный.

Фразеологизмы (повторение). Пословицы и поговорки.

Культура речи. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Работа со словарями различных видов.

Морфология (3 часа)

Система частей речи в русском языке (повторение). Грамма- тическое значение слова.

Имя существительное (14 часов)

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного (повторение).

Словообразование имён существительных. Основные спосо- бы образования имён существительных: приставочный, суф- фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоеди- нением суффикса). Сложносокращённые слова; верное опреде- ление их родовой принадлежности.

Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типич- ные словообразовательные модели имён существительных.

Культура речи. Правильное употребление сложносокра- щённых слов. Правильное употребление в речи имён существи- тельных.

Наблюдение за  употреблением  имён  существительных  в художественной речи.

Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.

Имя прилагательное (17 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного (повторение).

Словообразование имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных: суффиксальный, приставоч- ный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов. Ти- пичные словообразовательные модели имён прилагательных.

Синтаксическая роль имени прилагательного в словосочета- нии и предложении.

Синтаксическая роль имени прилагательного в словосочета- нии и предложении.

Культура речи. Роль имени прилагательного в речи. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения прилагательных (повторение). Правописание прилагательных (повторение).

Имя числительное (13 часов)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды числительных по строению: числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Разряды числительных по значению: числительные количе- ственные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Словообразование числительных.

Синтаксическая роль числительных в словосочетании и пред- ложении.

Имя числительное в научных текстах и деловой речи.

Культура речи. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с  именами  числительными.  Правильное  употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. Употребление ь в именах числительных.

Местоимение (25 часов)

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения.

Разряды местоимений: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, отрицательные, неопре- делённые, указательные, определительные.

Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Синтаксические свойства местоимений.

Культура речи. Правильное употребление местоимений ты, Вы в соответствии с требованиями русского речевого этикета.

Правильное употребление местоимений 3-го лица в соответ- ствии со смыслом предшествующего текста (устранение дву- смысленности, неточности).

Уместное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения (взять себя в руки, перейти на «ты» и т. п.).

Правописание местоимений с не и ни.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.

Глагол (17 часов)

Общее грамматическое значение, морфологические и синтак- сические свойства глагола (повторение).

Словообразование глаголов. Основные способы образования глаголов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суф- фиксальный. Типичные словообразовательные модели глагола. Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложе-

нии. Роль глагола в тексте.

Культура речи. Нормы ударения в глагольных формах (в рам- ках изученного). Нормы словоизменения глаголов (повторение).

Правописание глаголов (повторение).

Наречие (32 часа)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды наречий по значению: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий (положительная, сравнительная, превосходная). Образование сравнительной и превосходной степени.

Словообразование наречий. Основные способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно-суф- фиксальный.

Синтаксическая роль наречий в словосочетании и предложе- нии.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Нормы употребления наречий с учётом точного лексического значения, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а на конце наречий; ь после шипящих на конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпи- ческим, этимологическим словарями для получения необходи- мой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Слова категории состояния в системе частей речи (2 часа)

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов категории состояния.

Роль слов категории состояния в речи.

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (10 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 «Г» класс

урока

Дата

Модуль (глава)

Разделы главы

Тема

Домашнее задание

О языке

 (2часа)

01.09

О языке

§ 1. Упр.3

01.09

Понятие о литературном языке

§ 2. Упр.4

Речь. Правописание (повторение изученного в 5 классе)

(16 часов + 5 часов)

02.09

Речь. Повторение изученного в 5 классе

§ 3 Упр.11

03.09

ДРК. Речь. Типы речи

§ 3 Упр.16

04.09

Орфография

§4 Упр.21

07.09

Пунктуация

§4 Упр.25

08.09

ДРК. Практикум. Орфография и пунктуация

§4 Упр.26

08.09

Употребление прописных букв

§5 Упр.27

09.09

Буквы ъ и ь

§6 Упр.35

10.09

Орфограммы корня.

§7 Упр.42(2)

11.09

Правописание приставок

§ 8 Упр.53

14.09

Входной контроль

§ 8 Упр.59

15.09

Правописание окончаний слов

§ 9 Упр.64

15.09

ДРК. Практикум. Правописание окончаний слов

§ 9 Упр.67

16.09

Слитное и раздельное написание не с глаголами

§ 10 Упр.69

17.09

Слитное и раздельное написание не с существитель ными

§ 10 Упр.70

18.09

Слитное и раздельное написание не с прилагатель- ными

§ 10 Упр.75

21.09

ДРК. Практикум. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

§ 10 Упр.78(2)

22.09

ВПР по русскому языку. Текст (повторение)

22.09

Подготовка к сочинению

Подобрать примеры

23.09

С.р. Сочинение по летним впечатлениям.

§ 11 Упр.83

24.09

Подготовка к проекту

Собрать материал к сочинению, стр.34, памятка

25.09

ПРОЕКТ. Лингвистическая сказка о…

Стр.37 «Вспомните»

Лексикология и фразеология

 (10 часов)

28.09

Слово — основная единица языка

§ 12 Упр. 93

29.09

Слово — основная единица языка. Работа с толковым словарём

§ 12 Упр.96

29.09

Слово — основная единица языка. Лексический  анализ слова

§ 12 Упр.97

30.09

Исконно русские слова

§ 13 Упр.101

01.10

Заимствованные слова

§ 13 Упр.103

02.10

Профессиональные слова

§ 14 Упр.110

05.10

ДРК. Диалектные слова

§ 14 Упр.111

06.10

Устаревшие слова

§ 15 Упр.124

06.10

Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология»

07.10

Анализ контрольной работы

Стр.53 Упр.125

Морфология

 (3 часа)

08.10

Части речи и члены предложения. Имя существительное

§ 16 Упр.127

09.10

Части речи и члены предложения. Имя прилагательное

§ 16 Упр.132

12.10

Части речи и члены предложения. Глагол  

§ 16 Упр.134

Имя существительное

 (14 часов)

13.10

Роль имени существительного в предложении

§ 17 Упр.148

13.10

Словообразование имён существительных

§ 18 Упр.152

14.10

Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных

§ 18 Упр.156

15.10

Сложение и его разновидности

§ 18 Упр.165

16.10

Практикум. Словообразование имён существительных

§ 18 Упр.163

19.10

Правописание сложных имён существительных (обобщение)

§ 19 Упр.170

20.10

Практикум. Правописание сложных имён существительных

§ 19 Упр.172

20.10

Употребление имён существительных

в речи

§ 20 Упр.174

21.10

Роль имён существительных в речи.

§ 20 Упр.179

22.10

Лингвистические словари

§ 20 Упр.177

23.10

ДРК. Практикум. Употребление имён существительных в речи

§ 20 Упр.183

26.10

Произношение имён существительных

§ 20 Упр.200

27.10

Практикум. Произношение имён существительных

§ 20 Упр.203(2)

27.10

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

§ 20 Упр.207

2Речь

(7 часов)

28.10

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

§ 21 Упр.213

29.10

Научное рассуждение

§ 22 Упр.214

30.10

Определение научного понятия

§ 22 Упр.215

09.11(2чет)

Рассуждение-объяснение  

§ 23 Упр.218

10.11

К.р. Изложение учебно-научного текста

§ 24 Упр.232

10.11

Официально-деловой стиль речи

§ 25 Упр.240

11.11

Создание текста официально-делового стиля

§ 25 Упр.242

Имя прилагательное

 (17 часов)

§  Упр.

12.11

Роль имени прилагательного в предложении

§ 26 Упр.245

13.11

Словообразование имён прилагательных

§ 27 Упр.254(2)

16.11

Словообразовательная цепочка.

§27 Упр.259

17.11

Имена прилагательные-паронимы. Словари паронимов

§27 Упр.261

17.11

Практикум. Словообразование имён прилагательных

§27 Упр.262

18.11

Правописание сложных прилагательных

§ 28 Упр.266

19.11

Практикум. Правописание сложных прилагательных

§28 Упр.269

20.11

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

23.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

§29  Упр.271

24.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

§ 29 Упр.276

24.11

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

§ 29 Упр.278

25.11

Практикум. Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

§ 29 Упр.279

26.11

Употребление имён прилагательных в речи

§ 30 Упр.286(2)

27.11

Прилагательные- синонимы и антонимы.

§ 30 Упр.290,294

30.11

ДРК. Переносное значение прилагательных в художественном тексте

§ 30 Упр.299(2)

01.12

Произношение имён прилагательных в краткой форме

§ 30 Упр.305

01.12

Произношение имён прилагательных в форме сравнительной степени

§ 30 Упр.306

Речь

 (5 часов)

§  Упр.

02.12

Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста

§ 31 Упр.314

03.12

Средства связи предложений в тексте

§ 32 Упр.324

04.12

Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

§ 33 Упр.330

07.12

ДРК. Повтор

§ 34 Упр.334

08.12

К.р. Изложение

§ 34 Упр.342

Орфография (повторение и обобщение)

(5 часов)

08.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии». Правописание имён существительных

§ 20 Упр.190

09.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии». Правописание имён прилагательных

§ 29 Упр.277

10.12

«Проверьте свою подготовку по орфографии». Обобщение  и систематизация изученного

§30 Упр.284

11.12

Контрольная работа по теме «Орфография»

14.12

Анализ контрольной работы

Подобрать примеры

Имя числительное

(13 часов)

15.12

Что обозначает имя числительное

§35 Упр.345

15.12

Простые, числительные, их правописание

§ 36 Упр.348

16.12

Сложные  числительные, их правописание

§ 36 Упр.353

17.12

Составные  числительные, их правописание

§ 36 Упр.355

18.12

Количественные числительные, их разряды

§ 37 Упр.361

21.12

Количественные числительные, их склонение,

§ 37 Упр.365

22.12

Правописание количественных числительных

§ 37 Упр.371

22.12

Изменение порядковых числительных

§ 38 Упр.384(2)

23.12

Морфологический анализ имён числительных

§ 38 Упр.385

24.12

Употребление числительных в речи.

§ 39 Упр.393

25.12

Произношение числительных

§ 39 Упр.399

28.12

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

§ 39 Упр.402

29.12

  Анализ контрольной работы

§ 39 Упр.403

Речь. Типы речи. Описание

(4 часа)

29.12

ДРК. Описание места

§ 40 Упр.406

30.12

Практикум. Описание места

§ 40 Упр.413

11.01(3чет)

Подготовка к сочинению описания места

§ 40 Упр.420

12.01

С.р. Сочинение.  Описание  места

§ 40 Упр.423

Местоимение

 (25 часов)

12.01

Какие слова называются местоимениями

§ 41 Упр.426

13.01

Местоимение как часть речи

§ 41 Упр.428

14.01

Разряды местоимений по значению

§ 42 Упр.431

15.01

Практикум. Разряды местоимений по значению

§ 43 Упр.432

18.01

Личные местоимения

§ 43 Упр.435

19.01

ДРК. Практикум. Личные местоимения

§ 43 Упр.439

19.01

Возвратное местоимение себя

§ 44 Упр.441

20.01

Притяжательные местоимения

§ 45 Упр.445

21.01

Указательные местоимения

§ 46 Упр.449

Речь. Типы речи. Описание (продолжение)

 (2 часа)

22.01

Описание состояния окружающей среды

§ 47 Упр.455

25.01

С.р. Сочинение –миниатюра «Сегодняшний день»

§ 47 Упр.466

Местоимение (продолжение)

26.01

Определительные местоимения

§48 Упр.473

26.01

Вопросительно-относительные местоимения

§ 49 Упр.479

27.01

Отрицательные местоимения

§ 50 Упр.482

28.01

Неопределённые местоимения, значение

§ 51 Упр.486

29.01

Неопределённые местоимения, морфологические признаки

§43, 51 Упр.487

01.02

Неопределённые местоимения, синтаксическая роль

§ 51 Упр.488

02.02

Употребление местоимений в речи.

§ 52 Упр.495

02.02

Употребление Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными

§ 52 Упр.493

03.02

Произношение местоимений

§52 Упр.498

04.02

Практикум. Употребление местоимений в речи.

§ 52 Упр.500

05.02

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 41 Упр.427

08.02

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 43 Упр.436

09.02

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 48 Упр.470

09.02

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 50 Упр.482

10.02

Контрольная работа по теме «Местоимение»

§52 Упр503.

11.02

Анализ контрольной работы

§ 53 Упр.504

Глагол (17 часов)

12.02

Глагол как часть речи

§ 53 Упр.505

15.02

Морфологические признаки глагола

§ 53 Упр.510

16.02

Синтаксические  признаки глагола

§ 53 Упр.514

16.02

Словообразование глаголов

§ 54 Упр.521

17.02

Основные способы образования глаголов.

§ 54 Упр.522

18.02

Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом.

§ 54 Упр.523

19.02

Морфемный анализ с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

§ 54 Упр.524

22.02

Практикум. Словообразование глаголов

§ 54 Упр.519

24.02

Контрольная работа по теме «Словообразование глаголов»

25.02

Употребление глаголов в речи

§ 55 Упр.526

26.02

ДРК. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

§ 55 Упр.528

01.03

Глаголы-синонимы в речи.

§ 55 Упр.532

02.03

Фразеологизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в этикетных формах выражения просьбы.

§ 55 Упр.535

02.03

ДРК. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах

§ 55 Упр.540

03.03

Произношение глаголов

§ 55 Упр.543

04.03

Практикум. Произношение глаголов

§ 55 Упр.549

05.03

Контрольная работа по теме «Орфоэпия»

ЗСП-12

Речь. Типы речи. Повествование

(8 часов)

09.03

ДРК. Повествование в художественной речи

§ 56 Упр.555

09.03

Повествование в разговорной речи

§ 56 Упр.557

10.03

ДРК. Повествование в рассказе

§ 57 Упр.573

11.03

Подготовка к изложению

§ 57 Упр.571(устно)

12.03

К.р. Изложение

15.03

Повествование делового стиля

§ 58 Упр.580

16.03

Повествование научного стиля

§ 58 Упр.588

16.03

С.р. Сочинение в жанре рассказа

§  Упр.587

Наречие (32 часа).

Слова категории состояния (2 часа)

§  Упр.

17.03

Какие слова являются наречиями.

§ 59 Упр.593

18.03

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

§ 60 Упр.596

19.03

Наречия в предложении, в тексте

§ 60 Упр.597

01.04(4чет)

ДРК. Практикум. Наречия в предложении, в тексте

§ 60 Упр.599

02.04

Разряды наречий по значению.

§ 61 Упр.601

05.04

Значение наречий в предложении и тексте.

§ 61 Упр.603

06.04

Слова  категории состояния

§ 62 Упр.609

06.04

Степени сравнения наречий.

§ 63 Упр.616

07.04

Морфологический анализ наречий

§ 63 Упр.622

08.04

Основные способы образования наречий.

§ 64 Упр.626

09.04

Образование словообразовательных пар, словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд наречий

§ 64 Упр.629

12.04

Морфемный анализ наречия на основе семантико- словообразовательного анализа

§ 64 Упр.631

13.04

Практикум. Основные способы образования наречий.

§ 64 Упр.632

13.04

Контрольная работа по теме «Словообразование наречий»

ЗСП-13

14.04

Анализ контрольной работы

Подобрать примеры

15.04

Правописание наречий, образованных от существительных

§ 65 Упр.636

16.04

Правописание наречий, образованных от местоимений

§ 65 Упр.637

19.04

Наречия  и созвучные им формы других частей речи

§ 65 Упр.639

20.04

Практикум. Правописание наречий

§ 65 Упр.640

20.04

Правописание  не с наречиями на -о (-е)

§ 66 Упр.646

21.04

Буквы о и е на конце наречий после шипящих

§ 66 Упр.648

Речь. Текст

(4 часа)

22.04

ДРК. Соединение в тексте разных типовых фрагментов (повествования,  рассуждения)

§ 67 Упр.651

23.04

Соединение в тексте разных типовых фрагментов (описания места, предмета, состояния окружающей среды)

§67  Упр.659

26.04

К.р. Изложение

§ 67 Упр.666

27.04

Анализ изложения

§  Упр.664

Наречие. Слова категории состояния (продолжение)

27.04

Буквы о и а на конце наречий

§ 68 Упр.670

28.04

Дефис в наречиях

§ 69 Упр.675

29.04

Практикум. Дефис в наречиях

§ 69 Упр.676

30.04

Приставки не- и ни- в отрицательных наречиях

§ 70 Упр.680

03.05

Практикум. Приставки не- и ни- в отрицательных наречиях

§ 70 Упр.681

04.05

Буква ь на конце наречий после шипящих

§ 71 Упр.682(2)

04.05

Роль наречий в текстах разных стилей.

§ 72 Упр.686

05.05

ДРК. Роль обстоятельственных и определительных наречий в тексте.

§ 72 Упр.691

06.05

Наречие в лингвистических словарях

§ 72 Упр.693

07.05

Произношение наречий. Ударение в наречиях

§ 72 Упр.699

11.05

Практикум. Произношение наречий. Ударение в наречиях

§ 72 Упр.700

11.05

Повторение

§ 72 Упр.703

12.05

Контрольная работа по теме «Наречие»

§ 72  Упр.706

Итоговое повторение и резервные уроки

13.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 25 Упр.234

14.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 28 Упр.266

17.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 30 Упр.299

18.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 46 Упр.449

18.05

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

§ 63  Упр.619

19.05

К.р. Промежуточная аттестация

.

20.05

Анализ контрольной работы

Подобрать примеры

21.05

ПРОЕКТ. Лингвистическая сказка о…

Защита проекта

24.05

ПРОЕКТ. История фамилии, имени, отчества

Защита проекта

25.05

Резервные уроки

Стр.31 Упр.77(составить текст)

25.05

Резервные уроки

Стр. 50Упр.119

26.05

Резервные уроки

Стр. 75 Упр.195

27.05

Резервные уроки

Стр. 111 Упр.299(4)

28.05

Резервные уроки

Стр.143 Упр.396

31.05

Резервные уроки

Задание на лето

Всего 206 часов

        

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.

Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.

Познавательные универсальные учебные действия на уровне приобретённых знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

  • полноту и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании ы и и после приставок;
  • в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Оценка «5» выставляется за

 - безошибочную работу;

 - при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

 - 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;

 - 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

 - 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;

 - 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

 - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

 - 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 - 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

 - до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

 - 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

 - 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

 - 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание полностью соответствует теме.

 - Фактические ошибки отсутствуют.

 - Содержание излагается последовательно.

 - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

 - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- 1 орфографическая ошибка

 - 1 пунктуационная ошибка

 - 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

 - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

 - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

 - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

 - 2 грамматические ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

 - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

 - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.

Реферат:

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):

85% от максимальной суммы баллов – «5»

70-85 % - «4»

50-70 % - «3»

0-49 % - «2»

Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)

п/п

Аспект оценки

Объект оценивания

1

Продукт (материализованный результат ПДУ)

Изделие, спектакль, стенд и т.д.

2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Защита проекта, пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)

3

Оформление проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

4

Защита проекта

Процесс защиты проекта

Поведение учащегося-докладчика

Критерии оценки

Показатели

1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося

1.1. Новизна. Оригинальность.

Уникальность

Своеобразие, необычность.

Проявление индивидуальности исполнителя

1.2. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

1.3. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.4. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта.

Глубина проработки темы

2.5. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.6. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

2.7. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

2.8. Самостоятельность

Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 — руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя

3. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3.6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

4. Оценка защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи

Оценочный балл (за каждый показатель)

  • если показатель критерия проявились в объекте оценивания в полной мере - 1 балл;
  • при частичном присутствии - 0.5 балла;
  • если отсутствуют - 0 баллов.

Максимально возможная оценка – 20 баллов.

85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»

70-85 %, 16-14 баллов – «4»

50-70 %, 13-10 баллов – «3»

0-49 % - «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учётом требования ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...