Презентация "Правописание глагола"
тест по русскому языку

Архирейская Ирина Михайловна

Презентация "Правописание глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glagola_i_glagolnyh_form.pptx82.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БПОУ ВО « Борисоглебскмедколлдж » Правописание глагола Подготовила: И.М. Архирйская , преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2

Правописание глаголов и глагольных форм Схема морфологического разбора глагола: Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает Начальная форма (для глагола это неопределённая форма) Постоянные признаки: а)вид, б) спряжение в)переходность Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г)лицо (если есть) д ) род (если есть) Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени) Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения - сказуемое)

Слайд 3

Правописание личных окончаний глаголов Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения. Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях. В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов: I спряжение: -у (- ю ), -ешь, - ет , -ем, - ете , - ут (-ют) ; II спряжение: -у (- ю ), -ишь, - ит , -им, - ите , - aт (- ят ) .

Слайд 4

Правописание ударных окончаний глаголов Ударные личные окончания глаголов настоящего и будущего простого времени пишутся в соответствии с произношением, например: лети́шь , лети́т , летя́т ; кричи́шь , крича́т (II спряжение); несёшь, несёт, несу́т ; принесёшь, принесёт, принесу́т (I спряжение).

Слайд 5

Правописание безударных личных окончаний глагола Из глаголов с безударными личными окончаниями ко II спряжению относятся: глаголы с неопределенной формой на - ить , например: просить — просишь, просит, просят; купить — купишь, ку́пит , ку́пят (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться);

Слайд 6

семь следующих глаголов на - еть : смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть; четыре глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глаголы-глаголы I спряжения !

Слайд 7

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов: 1.Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»). 2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием - ть ( ать , оть , уть , ить ) . 3.По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения). 4.Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ ю в безударном окончании.

Слайд 8

Тренинг. Точильщик точ ..т ножи, злой, шипящий звук реж ..т воздух. Серебристый стел.. тся ковыль. Правда глаза кол...т . За ветром не угон...шься . Гость много вид…т.

Слайд 9

Личные окончания множественного числа Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется - ете ; в повелительном - ите . В глаголах II спряжения в повелительном и изъявительном наклонениях пишется - ите .

Слайд 10

Примеры: Что вы пиш ете ? (изъявительное наклонение) Пиш ите быстрее(повелительное наклонение) Сравните: Дыш ите глубже! (повелительное наклонение) Вы дыш ите неспокойно( изъявительное наклонение)

Слайд 11

Правописание глаголов в прошедшем времени В основах глагола прошедшего времени перед суффиксом –л пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределенной форме, например: сеЯл ( сеЯть ) клеИл ( клеИть ) надеЯлся ( надеЯться )

Слайд 12

Не с глаголами Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Волков бояться – в лес не ходить. Исключения: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, нездоровится, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света.

Слайд 13

Глаголы с приставкой недо - Глаголы с приставкой недо - пишутся слитно, т.к. представляют собой одно слово: недоглядеть, недосолить, недоедать Приставка недо - передает значение неполноты действия, действие совершается ниже положенной нормы. Это противоположность глаголам с приставкой пере-. Глаголы с приставкой до- пишутся раздельно с частицей не (это сочетание означает, что действие не доведено до конца).

Слайд 14

Примеры: не и недо - Слитно: Родители недосмотрели за ребенком, и он упал. Раздельно: Мы не досмотрели фильм и ушли с середины сеанса. Слитно: В Африке недоедают дети. Раздельно: Она не доела суп и сразу перешла к десерту.

Слайд 15

Правило - тся и - ться в глаголах – основные моменты Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед - ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме Например: На деревьях стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Слайд 16

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное). Например: С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

Слайд 17

Ь в глаголах 1.в повелительном наклонении: взвесь, взвесьте, приготовь, приготовьте. 2. в окончаниях 2-го л. ед. ч. : встречаешь, встречаешься.

Слайд 18

Правописание суффиксов глаголов 1. -ОВА-, -ЕВА Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ую , - юю , то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем - ова -, - ева - (заведовать - заведую, исповедовать - исповедую) 2. - ЫВА-, -ИВА Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ываю , - иваю , то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем - ыва -, -ива- (откладывать - откладываю, рассматривать - рассматриваю) -

Слайд 19

- ВА Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые - вАть , - вАю , имеют перед суффиксом - ва - ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать - залить, преодолевать, преодолеваю - преодолеть) Искл . Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю

Слайд 20

Правописание суффиксов И-Е в глаголах с приставками ОБЕС-, ОБЕЗ В глаголах с приставками ОБЕС-, ОБЕЗ- пишется суффикс –е-, если глагол непереходный, и суффикс –и-, если глагол переходный. ОбезлесЕть (лишиться лесов) ОбезлесИть (лишить кого –либо лесов) Гора обезлес .. ла Гору обезлес ..ли

Слайд 21

Суффиксы енеть , енить В глаголах перед суффиксами – енеть -, - енить -, перед н пишется буква –е, например, окостенеть, леденеть , леденить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...