Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 2021
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Анализ результатов
государственной итоговой аттестации по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_ege_2021.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов
государственной итоговой аттестации по русскому языку
обучающихся 11 класса МАОУ Кантауровской СШ
в 2020-2021 учебном году.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
В течение учебного года проводились консультации для выпускников 11 класса. Проводились индивидуальные и групповые занятия по русскому языку с целью повышения качества знаний и подготовки к ЕГЭ. В течение года проводились тренировочные работы по русскому языку в форме ЕГЭ с использованием сайта «Решу ЕГЭ», «Демоверсий».
Итоги ЕГЭ становятся важным аналитическим источником информации об уровне общеобразовательной подготовки выпускников.
Цель:
объективная оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Задачи:
- установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,
- анализ условий, влияющих и обусловливающих качество образования.
Объект – качество образования.
Предмет: русский язык
- качество процесса образования,
- результат (компетентность) образования,
На выполнение заданий учащимся отводилось 210 минут (3ч.30мин.)
Анализ государственной итоговой аттестации 11 класс
В государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы принимали участие 15 выпускников 11 класса. Прошли государственную итоговую аттестацию по русскому языку 15 выпускников.
Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку
Класс | Сдавали | Качество знаний | Усп-ть % | Ср. балл | Ф.И.О. учителя |
11 А | 15 | 80 | 100 | 69,3 | Готовцева М.В. |
Таблица результатов в разрезе баллов
| Уровень по тестовому баллу | |||||||||
Кол-во обучающихся 15 уч-ся | 36-50 баллов | 51–60 баллов | 61-70 баллов | 71-80 баллов | 81 и более б. | |||||
кол-во % | кол-во % | кол-во % | кол-во % | кол-во % | ||||||
1 | 6.6 | 4 | 26.6 | 5 | 33.6 | 1 | 6.6 | 4 | 26.6 | |
Успеваемость | 100% | |||||||||
Средний балл | 69,3 |
Структура КИМ
В экзаменационной работе содержится 27 заданий. Первая часть работы содержит 26 заданий с кратким ответом, вторая часть работы включает задание с развернутым ответом: сочинение по прочитанному тексту. В формате ЕГЭ 2021 года 24 задания базового уровня сложности и 3 повышенного (задания 25, 26, 27).
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» следующее:
Речь. Текст – 5 заданий;
Лексика и фразеология – 2;
Речь. Нормы орфографии – 7;
Речь. Нормы пунктуации – 6;
Речь. Языковые нормы – 5;
Речь. Выразительность русской речи – 1;
Развитие речи. Сочинение– 1.
Анализ I части. Задания с кратким ответом
№ зад. | Формулировка задания | Выполнили | Не выполнили | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1 | Информационная обработка текста | 12 | 80 | 3 | 20 |
2 | Средства связи предложений в тексте | 15 | 100 | 0 | |
3 | Лексическое значение слова | 12 | 80 | 3 | 20 |
4 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | 9 | 60 | 6 | 40 |
5 | Паронимы. Исправить лексическую ошибку, подобрать пароним. | 11 | 73 | 4 | 27 |
6 | Лексические нормы. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово. | 12 | 80 | 3 | 20 |
7 | Морфологические формы (образование форм слова) | 8 | 53 | 7 | 47 |
8 | Синтаксические нормы. Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями. | 5 - 5 4 - 4 3 - 0 2 - 4 1 - 2 | 33 27 0 27 13 | 0 | |
9 | Правописание корней | 10 | 67 | 5 | 33 |
10 | Правописание приставок | 8 | 53 | 7 | 47 |
11 | Правописание суффиксов различных частей речи | 6 | 40 | 9 | 60 |
12 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 4 | 27 | 11 | 73 |
13 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | 11 | 73 | 4 | 27 |
14 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 14 | 93 | 1 | 7 |
15 | Правописание Н и НН в различных частях речи | 5 | 33 | 10 | 67 |
16 | Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП | 2 – 11 1 - 4 | 73 27 | 0 | |
17 | Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложения) | 8 | 53 | 7 | 47 |
18 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 13 | 87 | 2 | 13 |
19 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 13 | 87 | 2 | 13 |
20 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 10 | 67 | 5 | 33 |
21 | Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая) | 5 | 33 | 10 | 67 |
22 | Смысловая и композиционная целостность текста. Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста. | 11 | 73 | 4 | 27 |
23 | Функционально-смысловые типы речи | 10 | 67 | 5 | 33 |
24 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 12 | 80 | 3 | 20 |
25 | Средства связи предложений в тексте | 8 | 53 | 7 | 47 |
26 | Языковые средства выразительности | 4 – 4 3 – 5 2 – 4 1 - 1 | 27 33 27 6.5 | 1 | 6.5 |
Первая часть работы - тестовые задания. Анализ выполнения заданий показывает, что лучше всего учащиеся справились с заданиями:
№1 (Информационная обработка текста);
№ 2 (Средства связи предложений в тексте);
№ 3 (Лексическое значение слова);
№ 5 (Паронимы);
№ 6 (Лексические нормы);
№ 8 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления);
№ 13 (Правописание НЕ и НИ с разными частями речи);
№14 (Слитное, дефисное, раздельное написание слов);
№16 (Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП);
№ 18 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
№ 19 (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении);
№ 22 (Смысловая и композиционная целостность текста);
№ 24 (Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению);
№26 (Языковые средства выразительности).
Затруднения вызвали задания:
№ 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения));
№ 7 (Морфологические формы (образование форм слова));
№ 9 (Правописание корней);
№ 10 (Правописание приставок);
№ 11 (Правописание суффиксов различных частей речи);
№ 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий).
№ 15 (Правописание Н и НН в различных частях речи)
Нормы пунктуации проверялись при выполнении заданий №№16-21. Семь экзаменуемых (47%) допустили ошибки в задание № 17 (Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложения); пять (33%) в задании №20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи); десять (67%) в задании № 21 (Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)).
Анализ выполненных экзаменуемыми заданий показывает, что наиболее трудными оказались те из них, которые непосредственно связаны с языковыми явлениями, представленными в тексте: №23 (Связь предложений в тексте), № 25 (Средства связи предложений в тексте).
Задание 21 является текстоориентированным, предполагает проведение пунктуационного анализа, направленного на работу с синтаксическими моделями, выявление их особенностей по указанному основанию. Задание предполагает аналитическую работу, направленную на выявление однотипных конструкций, в которых знаки препинания расставляются по одному правилу. С данным заданием не справились 10 обучающихся, что составляет 67% от общего количества выпускников.
К сожалению, умением проводить грамотный речеведческий, лингвистический анализ текста, адекватно воспринимать и анализировать полученную информацию, устанавливать логические связи обладают далеко не все обучающиеся, что отражается на выполнении заданий подобного типа на экзамене.
В целом результаты выполнения I части ЕГЭ по русскому языку свидетельствуют, что уровень знаний по основным разделам курса русского языка у выпускников хороший.
Средний балл за тестовую часть составил – 28,7 баллов (максимально 34) – 84%.
Анализ части II
Задание 27 предполагает написание развернутого ответа – отклика на прочитанный опорный текст, который предложен экзаменуемым в первой части работы для выполнения шести заданий с кратким ответом. Задание с развернутым ответом относится к повышенному уровню сложности и проверяет состояние практических речевых умений и навыков и диагностирует реальный уровень владения письменной монологической речью.
Качество написанного ответа проверяется по критериальной модели, ориентированной на проверку содержания ответа, качества его речевого оформления и грамотности.
№ | Содержание задания | Выполнили | Не выполнили | ||
кол – во | % | кол – во | % | ||
К1 | Формулировка проблемы | 14 | 93 | 1 | 7 |
К2 | Комментарий к проблеме | 6 – 4 5 – 2 4 – 4 3 – 4 2 – 0 1 – 0 | 27 12 27 27 | 1 | 7 |
К3 | Позиция автора | 14 | 93 | 1 | 7 |
К4 | Отношение к позиции автора | 14 | 93 | 1 | 7 |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 – 13 1 – 2 | 87 13 | ||
К6 | Точность и выразительность речи | 2 – 4 1 – 11 | 27 73 | ||
К7 | Соблюдение орфографических норм | 3 – 8 2 – 7 1 – 0 | 53 47 | ||
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | 3 – 2 2 – 5 1 – 3 | 13 33 21 | 5 | 33 |
К9 | Соблюдение грамматических норм | 2 – 7 1 – 5 | 47 33 | 3 | 20 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 – 5 1 – 8 | 33 53 | 2 | 14 |
К11 | Соблюдение этических норм | 15 | 100 | ||
К12 | Фактологическая точность в фоновом материале | 15 | 100 |
Таблица данных по выполнению части 2 показывает, что 93% выпускников сформулировали одну из проблем, поставленных в тексте, и 93% объяснили авторскую позицию по данной проблеме, правильно выразили и обосновали свое отношение к позиции автора.
В полном объеме выполнили задание по критерию К2 и получили 6 баллов 27% экзаменуемых, 5 баллов – 12%
Таким образом, качественный комментарий содержится в 39% сочинений (6 и 5 балла). Неумение выстраивать комментарий к текстовому материалу выявляется в 61% случаев, что объясняется затруднениями в восприятии экзаменуемых содержания публицистических и художественных текстов, сложных по проблематике.
Типичные ошибки связаны с тем, что 1) отбор примеров из опорного текста носит случайный характер, относится к разным проблемам, поднимаемым в тексте автором; 2) при работе с текстом сочинения не удается отойти от простого пересказа исходного текста; 3) не удается грамотно включить цитаты в текст сочинения.
Без нарушений к требованиям связности, последовательности изложения написано 87% сочинений, в 13% содержится 1 логическая ошибка или есть нарушение абзацного членения текста. Таким образом, все экзаменуемые знакомы с требованиями к созданию текста как целостного смыслового образования.
По критерию К6 максимальный балл получили 27% экзаменуемых, продемонстрировав точность и выразительность речи, подтвердив текстами работ соблюдение речевых норм (максимальный балл по критерию К6 возможен только при максимальной оценке К10 «Соблюдение речевых норм»). 73 % экзаменуемых получает по критерию К6 1 балл, так как в работе допущены речевые ошибки или не представлено разнообразие используемых лексических и грамматических языковых средств.
Грамотность развернутого ответа оценивается по критериям К7 – К12.
По К7 «Соблюдение орфографических норм» 53% экзаменуемых получает максимальный балл, поскольку в сочинении отсутствуют орфографические ошибки. Одну-две орфографические ошибки допускают 47% экзаменуемых и по критерию К7 получают 2 балла.
По К8 «Соблюдение пунктуационных норм» высший балл получили 13% выпускников; допустили одну-три пунктуационные ошибки 33%. Низкий результат показали 33% допустили шесть и более пунктуационных ошибок.
По критерию К9 «Соблюдение грамматических норм» не справились 3 выпускника, что составляет 20%. Максимальный балл получает 47% экзаменуемых (в работах нет ошибок этого вида), 1 балл – 33 % (в работе допущены одна-две ошибки).
По критерию К10 «Соблюдение речевых норм» максимальный балл получает 33% экзаменуемых (в работах нет ошибок этого вида или содержится одна ошибка), 1 балл – 53 % (в работе допущены две-три ошибки). Работа выполнена с соблюдением этических норм у 100% выпускников, фактологически точно у 100%.
Набрали баллов за задание 27:
20-25 – 7 чел. (высокий уровень сложности)
19-16 - 4 чел. (повышенный уровень сложности)
15- 10 - 3 чел. (базовый уровень)
Средний балл за сочинение – 18 (при максимальном 25) – 72%.
Вывод:
Выпускники справились с экзаменом по русскому языку, показали повышенный уровень знаний, подтвердили годовые оценки по русскому языку.Этому предшествовала серьезная подготовка. В течение года проводились и подробно анализировались все работы обучающихся, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, администрацией.
Рекомендации конкретных педагогических действий по улучшению ситуации в 2021-2022 учебном году:
1. Отрабатывать наиболее тщательно задания № 4, 7, 9, 10, 11, 12, 15 тестовой части.
2. Усилить работу по критериям К2, К6, К8, К10.
3. На уроках русского языка расширить формы работы с текстом в направлении «от текста к языковой единице» и «от языкового факта к тексту», осуществлять формирование навыков комплексного анализа текста.
4. Совершенствовать работу по формированию лингвистической и языковой компетенции учащихся.
5. Включать в деятельность учащихся различные виды языкового разбора.
6. Повышать уровень орфографической практической грамотности путем совершенствования деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), использовать когнитивные методы при формировании пунктуационных навыков формирования.
7. Включать в систему контроля знаний учащихся задания различного характера: как репродуктивного, так и исследовательского; не ограничиваться тестами одного вида с выбором ответа.
8. Регулярно проводить онлайн-тестирование, обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения
9. Совместно с психологом оказывать психологическую помощь учащимся и их родителям.
Справку подготовила учитель русского языка Готовцева М.В.
30.06.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ результатов ГИА по русскому языку в 2013 году
Анализ результатов ГИА по русскому языку в 2013 году...
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы....
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку
Справка-анализ результатов ЕГЭ по русскому языку....
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 2014
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы. Статистика...
Анализ результатов ОГЭ по русскому языку
Данный материал содержит анализ результатов основного государственного экзамена по русскому языку...
Результаты ЕГЭ по русскому языку 2021-2022уч.год
Результаты ЕГЭ по русскому языку 2021-2022уч.год...
Результаты ОГЭ по русскому языку 2021-2022уч.год
Результаты ОГЭ по русскому языку 2021-2022уч.год...