Конспект урока по русскому языку в 8 классе коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока  по русскому языку по теме " Предложения простые и сложные" . На этом уроке повторяют о предложениях, определяют грамматическую основу. Разнообразные задания и упражнения активизируют детей и вызывают интерес к уроку. Применяемая наглядность  на уроке способствует развитию внимания, мышления, памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._otkr._urok_r.yaz_._12_aprelya_docx.docx754.44 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: Предложения простые и сложные

Цель: Закрепление знаний учащихся о простом и  сложном предложении.                                     

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания учащихся в выделении главных членов в предложении, как грамматической основы в каждой части сложного предложения.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию осмысленного восприятия через выполнение упражнений, заданий.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать мотивацию к учебе;

- воспитывать самостоятельность в работе.

Оборудование к уроку:

Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М. «Просвещение, 2013г.

Схемы. Карточки с заданием. Слайды

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент

1.Рапорт дежурного

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Добрый день, ребята! Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.            

Сообщение: сегодня 12 апреля. Кто знает, какой это день? 12 апреля – день космонавтики. 12 апреля 1961 года  на корабле «Восток - 1»впервые  в мире в космос полетел человек, это Юрий Алексеевич Гагарин. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Он стал первым героем всей Земли. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов.

2. Речевая гимнастика

говорит каждый ученик по 1 чистоговорке:

- Петр Петру пек пироги

- Шесть мышат в камыше шуршат

- Коля колет колья

- Нашли у пенька пять опят

- На рынке Кирилл крынку и кружку купил

 - У Кондрата куртка коротковата

- Наш Полкан попал в капкан

- Один Клим клин колотил

- хором:

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне.

И мы веселились в прекрасном лесу,

А солнце сияло, сияло вовсю.

 II. Проверка  домашнего задания

 Проверка учителем тетрадей на наличие домашней работы.

 III. Корреционно- развивающее упражнение

 (листочки разного цвета)

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите «лишнее». Ответ обоснуйте. (звонкие и глухие согласные в корне слова)

Вставьте пропущенные буквы:

  1. доро..ка,  кры..ка,  варе..ка,  но..ка;
  2. мину..ка,  моне..ка,  гря..ка,  конфе..ка;
  3. оши..ка,  шу..ка,  тру..ка,  ла..ка;
  4. кра..ка,  бере..ка ,  ска..ка,  повя..ка;

IV. Словарная работа

- Тетради открыты, записываем число, классная работа, тему урока: Предложения

Прописываем буквы и слова

Вв, весна

- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.

(На доске слово «Бандероль»)

- Ребята, кто знает, что такое бандероль?

Ответы детей.

Зачитаем понятие из учебника. стр.228

(Бандероль - лёгкая почтовая посылка в бумажной обёртке. Это почтовое отправление с бумажной продукцией и печатными изданиями, крупнее и тяжелее письма.

См.стр.228 учебник).

- Ребята, а для чего нужна бандероль? В каких случаях мы можем её использовать?

 (Отправить с помощью бандероли, что- то небольшое, легкое по почте из одного населенного пункта   в другой,

Например: книгу другу, документы, напечатанные фотографии.)

- Ребята, найдите «опасное место» в слове? Где мы можем совершить ошибку.

(Орфограмма «а» и «е»).

Поставим ударение.

- Запомните, как пишется это слово. Запомните орфограммы. Запишите это слово к себе в тетрадь.

 (На доске второе слово «Квитанция»)

- Что такое квитанция?

 (Квитанция - официальная расписка о принятии денег или иных ценностей, является бланком  строгой отчетности.

См. стр. 228 учебник.)

- Ребята, а для чего нам нужна квитанция? В каких случаях нам её выдают, либо мы её используем?

- Ребята, найдите «опасное место» в слове? Где мы можем совершить ошибку?

(Орфограмма «и»). Поставим ударение. Запомните, как пишется это слово. Запомните орфограммы. Запишите это слово к себе в тетрадь.

- Ребята, а теперь составьте предложения (устно) с данными словами и запишите одно из них их в тетрадь.

Я получил на почте бандероль от друга. Мама оплатила квитанцию за отопление и воду.

Один учащийся записывает у доски предложение со словарным словом.

V. Повторение пройденного материала по теме «Предложение»

Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.

1.Устная работа:

-Ребята, что мы только что записали с вами?

Ответы детей. (Предложения)

Учитель: да, сегодня на уроке мы повторим о предложениях.

- Закончите моё высказывание нужным словом…..«Мы выражаем мысли, передаём чувства и эмоции, какую то информацию с помощью……..(чего?)…речи, предложений.

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

Вывод учителя:

Предложение — это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение выражают законченную мысль; имеют грамматическую основу.

(Таблички на доске)

2.Повторение пройденного:

Учитель:

-Какие предложения вы знаете? 

(простые и сложные, предложения с однородными членами)

- Ребята, какие члены предложения мы называем однородными?

(Однородные члены предложения отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову. Это предложения, в которых есть перечисления.)

Приведите пример: ответы детей УСТНО.

Я собрала в лесу грибы, ягоды, травы.

 Запись учителя на доске +схема. О, О, О.

- С помощью, каких союзов или знаков могут соединяться однородные члены предложения? (и, а, но, с помощью запятой)

.-Что такое простое предложение? (Предложение, в котором только одна грамматическая основа, это подлежащее и сказуемое).

- Как мы их подчёркиваем?

- Как называются остальные члены предложения?

(Второстепенные)

3.Запись предложений в тетради и на доске (Веткин Н.)

На лугу травка зеленеет.

________    ======.  

Саша и Маша играли в прятки.

 ________ и _________  ======.

Яйцо упало и разбилось.

_______ ===== и =====.

ВЫВОД: у простых предложений только одна грамматическая основа.

VI. Физкультминутка- 1 минута. Упражнение на выработку правильной осанки:

 - Немного отдохнём. Встали прямо, спинку выпрямили, потянулись к солнцу

Потрудились – отдохнем.

Встанем , глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Два  наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

VII. Работа у доски:      

Учитель: составление предложений по картине о весне(слайд): 

 Запишем предложение на доске. Работает ученик.

C:\Users\Анна Геннадьевна\Desktop\kartinki-rannej-vesny-17-1-650x433.jpg

        Наступила ранняя весна. Прилетели первые перелетные птицы.  Солнце светит ярко. По оврагам бегут ручьи.

Какие предложения мы составили?(простые)

Наступила ранняя весна. (Разбор предложения по членам.)

-подчеркните лавные члены предложения. Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?

Запишем еще одно предложение рядом. Работает ученик у доски.

Солнце светит ярко, по оврагам бегут ручьи.

Учитель:

-Чем отличаются эти предложения ? (разное количество грамматических основ)

-Из чего состоит грамматическая основа?  (главных членов - подлежащего и сказуемого)

Ответы детей.

Задание: Сделать разбор предложения по членам. У доски работает ученик.

-Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?

Ответы детей.

Учитель:

-Почему стоит запятая?(разделяет части сложного предложения)

-На каких уроках вы еще работаете с предложениями? (чтение, география, биология и др.)

V. Сообщение темы урока. Работа с учебником

Итак, перед нами схемы сложных предложений: см. в учебнике, стр. 229

    ____   ====,      ____ ====.                       Дети спят, хозяйка дремлет.                                                                         

____   ====,   и   ____ ====.                Море яростно стонало, и волны бешено    рвались.

   ____   ====,   а   ____ ====.                       Царь на коне разъезжается, а царица в тереме наряжается.

____   ====,   но   ____ ====.                       Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.

VIII. Вывод:

Ребята, а теперь сделайте вывод: какое предложение называется сложным?

в сложном предложении 2 и несколько частей. Части сложного предложения разделяются  при чтении голосом, а при письме запятой.

Примеры  на закрепление:

1. Книга поможет в труде  и  выручит в беде.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

1.Работа с учебником.

Упр.329, стр.230, списать только сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы , подлежащее и сказуемое.

2. Проверка  задания

Х. Домашнее задание: упр. 328, стр.230

Разбор упражнения.

4.Задание:

Тест по теме -1 уровень

1. Главные члены предложения по – другому  называются:

- грамматическая основа

- второстепенные члены предложения

2.Если в предложении несколько грамматических основ, то это предложение

- распространенное

- сложное

3.Спустились сумерки, ветерок принес прохладу. Какое это предложение:

- сложное

- простое

4. Собрались птицы и улетели в теплые края. Какое это предложение:

 - простое

- сложное

IХ. Тест по теме  - 2 уровень

Задание:

1. Составить текст из предложений.

        Наступила долгожданная весна  по голубому небу плывут лёгкие пушистые облака  яркие лучи солнечного света заливают полянку воздух чист и свеж.

2. Вставить пропущенные буквы.

        Проснулась ж.вая природа. По.вилась шелковистая тра.ка. Мне нравится это время года!

Х. Итог урока

Подведём итог и выставим оценки.

- О чём говорили сегодня на уроке?

-Для чего важно уметь составлять сложные предложения? (употреблять в речи)

- Как вам это пригодится в жизни? (речь грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее)

-Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, что такое простое предложение, сложное предложение, выделяли в каждой части предложения главные члены – подлежащее и сказуемое, т.е. выделяли грамматическую основу предложения.

. Находили отличия между сложными и простыми предложениями.

- На следующем уроке мы продолжим углублять и расширять свои знания о сложном предложении. Поупражняемся в постановке знаков препинания и союзов в сложном предложении.  

ХI. Выставление оценок

ХII. Рефлексия (смайлики)

3. Вставь в предложения однокоренные слова, подходящие по смыслу. Выдели в них корень.

Мы купили новый_________.                                                      холод  

Осенний ____________гнал птиц к югу.                                   холодный

Резкий и ____________втер срывал листья с деревьев.         холодильник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...