Урок "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
План-конспект урока в 7 классе на тему "Причастный оборот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект "Причастный оборот" | 21.39 КБ |
Презентация "Причастный оборот" | 634 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 7 классе.
Хызырова Роксана Флюровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ д.Таштимерово
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
- дать понятие о причастном обороте;
- формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
- рассмотреть условия обособления причастного оборота;
- показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение мыслить самостоятельно;
- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры общения;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку.
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.
Структура урока:
- Мобилизующий этап.
- Этап формулирования темы урока и целей урока.
- Актуализация знаний по теме.
- Проверка домашнего задания и взаимопроверка.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление материала.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итоги урока, рефлексия.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, индивидуальный, групповой
- Итоговый самоконтроль по теме.
Ход урока
I. Орг. момент. (1 слайд)
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!
II. Мобилизующий этап.
– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число, классная работа.
– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
(3 слайд)
- Осмыслить
- Усвоить
- Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).
IV. Актуализация знаний по теме
Фронтальный опрос:
– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)
– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
– А как? Поясните.
V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)
– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)
VI. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель: (7 слайд)
от движущейся колонны отразившаяся в озере
к отворившейся калитке собирающиеся в стаи
– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.
(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
(11 слайд) Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
а) прич. | +сущ., б) прич. + | сущ. |
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
(12 слайд) – Проверьте себя!
VII. Физпауза.
– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.
(13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике, прочитайте правило.
Подведем итог:
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
(14 слайд) Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздать памятки.
VIII. Закрепление изученного материала
(15 слайд)
Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.
(16 слайд)
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(17 слайд)
X. Домашнее задание.
Упражнение 89, стр.47
XI. Выставление отметок за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Цель урока: Осмыслить, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи. Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот. Научиться находить и выделять причастный оборот.
Проверяем домашнее задание! Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи
Взаимопроверка От движущ ей ся коло нн ы, спускающ ие ся г и рляндами, отр а зивш ая ся в озере луна, к отворивш ей ся к а литке, осыпающ ими ся листьями, соб и рающ ие ся в стаи «5»- нет ошибок «4»- 2 ошибки «3»- 3-5 ошибок «2»- 5 ошибок и более
Сравните! От движущейся колонны К отворившейся калитке Отразившаяся в озере Собирающиеся в стаи x x x x какой? какой? где? как?
В словосочетании причастие может выступать в качестве Зависимого слова Г лавного слова (к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос)
ЗАПОМНИТЕ!!! Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами: Проверенное учителем упражнение Какое? х х Упражнение , проверенное учителем , … Х п.о. п.о. Кем? Какое?
Сколько зависимых слов в причастном обороте? В словосочетании, где причастие является главным словом, может быть не одно, а два и более зависимых слова. 1. Увлекающийся музыкой - 2. Стелющийся над рекой. 3. Задержанный на улице.
Прич. + сущ. + Прич. + сущ. Бегущий мальчик, бегущая по волнам, падающие листья, нарисованная картина, нарисованная мной, исполненная ученицей, исполненная песня. X X
Проверь себя! Бегущий мальчик Падающие листья Нарисованная картина Исполненная песня Бегущая по волнам Падающие с кленов Нарисованная мной Исполненная ученицей X X X X X X X X какой? какие? какая? какая? где? что? откуда? кем?
Запишите предложения! За полем расположена усадьба, заросшая цветами . Усадьба, заросшая цветами , расположена за полем. За полем расположена заросшая цветами усадьба. X X X п.о . п.о п.о. какая? какая? какая?
Физ.минутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о.
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: 1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич. ). 2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х ). 3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон . 5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ. Образец: Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о.
Домашнее задание Параграф 14, Упр.89, стр.47.
Рефлексия Осмыслили, что такое причастный оборот. Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот. Научились находить и выделять причастный оборот.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Чтобы оборот не взял в оборот"
В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов....
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....