Урок по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи урока:
1) обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
3) выработать умение правильно писать «НЕ» с деепричастиями;
4) отработать умение правильно использовать деепричастия в речи;
5) учить правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
6) развивать словарный запас уч-ся;
7) учить составлять предложения с деепричастными оборотами;
8) выразительно читать, соблюдая интонацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._deeprchastie._7_kl.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».
Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи урока:
1) обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
3) выработать умение правильно писать «НЕ» с деепричастиями;
4) отработать умение правильно использовать деепричастия в речи;
5) учить правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
6) развивать словарный запас уч-ся;
7) учить составлять предложения с деепричастными оборотами;
8) выразительно читать, соблюдая интонацию.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
2. Теоретическая часть.
Учитель: Сегодня на уроке мы подведём итоги по теме: «Деепричастие», обобщим наши знания, полученные ранее на уроках, сделаем выводы о роли и значении деепричастий в русском языке.
Как отличить деепричастие от других частей речи?
А)Из данных признаков выбрать те, которые относятся к деепричастию и составить рассказ о деепричастии.
Добавочное действие
Глагол
Признаки предмета по действию
Вид
Время
Возвратность
Изменяется по родам и падежам
Не изменяется
Бывает 2-го, 2-го и 3-го лица
Обстоятельство
Определение
Сказуемое
3. 16 задание ЕГЭ. Записать, рассставить знаки препинания, где необходимо, объяснить графически. Дать ответ.
В тишине сонно ползали пчелы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу(2) и слышался (3) едва уловимый(4) лепет серебристой листвы тополей.
4. Словарный диктант. Запишите под диктовку, определите орфограмму. Подчеркните одной чертой слитное написание.
Сильно не переживая, недомогая со вчерашнего дня, совсем мне думая, ненавидя лицемерие, не здороваясь с друзьями, недоумевая от досады, совсем не шевелясь, читал не размыщляя, говорил не умолкая, не оказавши помощи.
5.Прочитайте текст. Каков тип текста? Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания. Выпишите деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.
Охота.
Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками. На краю мохового болота мой спутник остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.
Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль, и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.
(По И. Соколову – Микитову)
6. Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй.
1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.
2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.
3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса
7. В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.
1. Приехав в деревню…
а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.
2. Возвращаясь домой…
а) я попал под снегопад; б) начался снег.
3. Выйдя на улицу…
а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.
8. Тест контрольный
9. Итог урока. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторили тему «Деепричастие», но мне хочется сказать, что ещё о роли деепричастия в нашей речи. На уроке мы поняли, что деепричастие помогает распространить предложения, сделать их более интересными, богатыми, даёт возможность точно и красочно описать то, о чём идёт речь. В доказательство хочу привести вам такой пример: писатель Григорович написал очерк «Петербургские шарманщики» и одно место в очерке ему не понравилось. Там было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо заговорил писатель Ф.М.Достоевский, которому Григорович читал своё произведение, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». «Это замечание, - пишет Григорович,- помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, ЗВЕНЯ и ПОДПРЫГИВАЯ – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…».
В заключении хочется пожелать всем что-то хорошее, доброе, используя деепричастия.
Будьте счастливы…. Учась, играя, сверкая, любя , улыбаясь, даря, возвышаясь, добрея , умнея, читая, радуясь, изучая,…..
10. Д/З : подготовиться к контрольному диктанту по теме: «Деепричастие».
1.Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.
- Составить и записать текст-описание действий человека (например, продавца или водителя), используя деепричастия.
11. Подведение итогов. Выставление оценок.
12. Орг.конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...