Конспект урока культуры речи "Комплимент как речевой жанр"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок культуры речи в 5 классе.
Тема: Комплимент как речевой жанр.
Цель: Совершенствовать умение вступать в контакт, украшая свою
речь; дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в
мире добрых слов, внимания и поклонения друг другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, демонстрационный материал
для учащихся.
Оформление доски: Кусочек снега возьми вначале,
Затем команду для батарей,
Потом… - его не раз встречали
На «Улицах разбитых фонарей»
(Тот сериал имел успех).
А в целом – похвала (для всех)
(Шарада)
(Эпиграфы и проблемный вопрос к уроку оформлены на обратной стороне доски.) Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты
Б. Окуджава
Комплимент комплименту рознь.
Народная мудрость
Проблемный вопрос: Что такое комплимент?
Ход урока:
( Слайд презентации № 1. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». В класс заходят дети и готовятся к уроку.)
1. Организационный момент. (На экране проецируется 2 слайд: Урок культуры речи в 5 классе. ).
2. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке, который неразрывно связан с правилами речевого этикета. Чтобы понять эти правила, задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка».А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». В нашем словаре к уроку мы читаем следующие определения: 1)Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. 2) Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.
Учитель: На справочном листе перечислены формулы речевого этикета:
Приветствие. Прощание. Извинение. Благодарность. Поздравление. Пожелание. Обращение (к знакомому, незнакомому). Знакомство (без посредника и через посредника). Сочувствие, утешение. Соболезнование. Просьба. Приглашение. Совет. Отказ. Согласие. ………., одобрение.
Какими из них вы чаще всего пользуетесь? Одно слово пропущено специально, потому что оно является композиционным центром нашего урока. Помогите, пожалуйста, этому слову занять свое почетное место среди формул речевого этикета. Отгадайте шараду.
(Дети дают ответ: Ком – пли – мент.)
3. Учитель сообщает тему урока: «Комплимент как речевой жанр». (Проецируется 3 слайд), учащиеся записывают ее в тетрадях.
Думаю, она будет вам интересна, потому что мы живем в мире речевых жанров, но не всегда умеем пользоваться ими. А поэтому надо учиться делать друг другу комплименты, как советует нам Б.Ш. Окуджава.. (Учитель концентрирует внимание детей на первом эпиграфе урока).
Цель урока (Слайд 4 ). Значит мы должны с вами увидеть сильные стороны, положительные качества любого человека и, самое главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. В ходе урока мы должны ответить на проблемный вопрос (Слайд 5). Помогут нам в этом Риторик и Этикеша, которых мы без труда узнаем, потому что хорошо знакомы с терминами «риторика» и «этика». Исполнить роль помощников я попрошу …. (Названные ребята выходят, получают элементы костюма каждого героя: красный шарф и цилиндр, готовятся прочитать в лицах представленный диалог – слайд 6.)
Пока наши актеры готовятся исполнить эти роли, мы уточним значения нужных нам слов.
4. Основная часть урока. Презентация новых знаний.
Учитель: В теме урока звучат ключевые слова: жанр и комплимент. Предлагаю вам обратиться к словарю и проверить, знаем ли мы значения этих слов. ( Учащиеся работают со словарями).
1) Ролевая игра: «Подслушанный диалог». (Слайд № 6.)
Задача: Риторик и Этикеша выразительно читают диалог в лицах. Учащиеся внимательно слушают.
Этикеша: Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?
Риторик: Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.
Этикеша: И какие же комплименты люди говорят друг другу?
Риторик: Всякие. Например, тебе говорят, как ты прекрасно выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал…
Этикеша: Я понял: комплименты говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать свое отношение.
Риторик: Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.
Этикеша: А как принято отвечать на комплименты?
Риторик: Можно просто сказать спасибо. Но часто при этом еще что-то говорят, например:
- Я рад, что ты это заметил(а);
- Мне было очень приятно это слышать;
- От твоих слов у меня поднялось настроение.
А иногда на комплимент отвечают ответным комплиментом, например:
- Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.
Учитель: Спасибо, друзья, за помощь. Ребята, стало ли вам понятно из разговора Этикеши и Риторика, что такое комплимент? Знаете ли вы историю происхождения этого слова?
Ученики отвечают, учитель обобщает сказанное и делает вывод:
2) Само слово комплимент французского происхождения (Слайд 7) и, помимо уже известного нам, имеет значение лестного (но не льстивого!), приятного, галантного, любезного замечания, краткой похвалы. Именно во Франции этот жанр достиг своего расцвета.
На слайде № 7:
Комплимент – это положительная, правдивая, искренняя оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера.
Комплимент помогает нам подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
Комплимент, -а, м. Любезные, приятные слова, лестный отзыв. Сказать кому – н.
Учитель: Давайте разберемся, какие же типы комплиментов существуют (Слайд 8- схема. Типы комплиментов: прямой комплимент, косвенный комплимент, комплимент-антитеза, комплимент – ответ.)
3) (Слайд 9. Примеры: 1. Леночка, сегодня вечером вы как-то особенно красивы. 2. Вы замечательный собеседник. ).
Учитель: Построение прямого комплимента традиционно:
1. Обращение к адресату; 2. Сообщение; 3. Характеристика объекта.
Объектами прямых комплиментов могут стать: одежда, прическа, внешность собеседника, положительные качества характера, оценка действий, поведения).
4) (Слайд 10. Примеры: 1. Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно! 2. Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не такой помощник! 3. Люди, обладающие такими же глазами, как Вы, просто не могут быть плохими.
Учитель: В косвенном комплименте хвалят не самого адресата, но то, что дорого адресанту. (Значение выделенных слов уточняется по словарю). Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации(1), сравнений(3), гипербол(2).
Попробуйте, ребята, вспомнить известные вам тропы при помощи таблиц по теории литературы и найти их в приведенных примерах.
5) (Слайд 11. Примеры: 1.Когда я читала вашу книгу, то жалела только об одном… Что ее написала не я! 2. Знаете, мне Вас искренне жаль… Наверное, нелегко быть такой красивой женщиной?!) Этот вид комплиментов (комплимент – антитеза) психологи считают самым эмоциональным и запоминающимся, потому что он основан на приеме противопоставления. Основными объектами этого вида комплиментов являются природные способности, качества характера и внешность адресата.
6)(Слайд 12. Примеры:
1. –Вы замечательно танцуете!
- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!
2. – Ты хорошо выглядишь.
- Спасибо. Ты тоже.)
Среди комплиментов – ответов можно выделить два подвида:
1. Комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника.
2. Собственно комплимент – ответ, который строится по схеме: «То же самое могу сказать и о Вас(тебе)».
7) Практикум.
Учитель: Нужен ли нам в современном обществе такой речевой жанр?
(Учащиеся дают положительный ответ).
К сожалению, в современном обществе этикет комплимента утрачен и требует восстановления, потому что человек нуждается в одобрении и оценке со стороны других. Комплимент придает уверенности в себе, создает тот самый «момент счастья», о котором говорил еще Аристотель в своей книге «Риторика». (Значение выделенного слова дети могут найти в словаре).
На основе полученных знаний предлагаю вам составить и записать прямой комплимент, используя подсказку. (Слайд 13):
добрый добры…
смелый смелы…
-Вы(ты)откровенный Вы(ты) так откровенны…
деликатный деликатны…
8) Учитель: Вы, наверное, заметили, что вторым эпиграфом нашего урока являются слова: «Комплимент- комплименту рознь». Похвала должна быть приятной и правильной. Излишняя похвала хуже брани, а чрезмерная похвала похожа на насмешку. Очень важно, чтобы «минусы» ни в коем случае не перевесили «плюсы», иначе результат может оказаться обратным тому, на который вы рассчитываете. Давайте уточим, ребята, чем отличается комплимент от лести? Помогут нам в этом наши друзья. (словарь + слайд 14, диалог).
9) Диалог героев-помощников.
Этикеша: Льстивые слова, лесть… Это похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то.
Риторик: Ты прав, Этикеша. И, конечно, мы не будем смешивать слова лестный и льстивый. Лестные слова – это и приятные, и правдивые слова.
Этикеша: Это и есть комплимент. А лесть – совсем-совсем другое. Не зря говорят: «В очи льстив, а за очи лжив».
Учитель: Ребята, Риторик и Этикеша помогли нам уточнить значения слов: лестный и льстивый. Можно ли их назвать синонимами? (Нет, конечно.)
Внимание на экран.(Слайд 15.) Скажите, что делает заяц? ( Правильно, хвастается.)
А похвала и похвальба это одно и то же? (Нет, дети уточняют значения слов по словарю.)
Учитель: Таким образом, мы пришли к выводу о том, что комплимент должен быть бескорыстен, ведь он призван создавать и поддерживать хорошее настроение. Говорить комплимент не значит лгать. Для приятного и продуктивного общения друг с другом комплименты просто необходимы.
10) Учитель озвучивает текст памятки (Слайд № 16):
Хваля,
- говорите правду, искренно;
- с интонацией похвалы, одобрения;
- глядя на того, кого вы хвалите.
И предлагает запомнить 3 волшебных витамина «ПР», которые создал известный французский писатель Андре Моруа. (Слайд № 17):
Предпочтение, произнесение, преклонение – все эти близкие друг другу понятия содержат особый витамин – «ПР», без него воля слабеет. Наше тело нуждается в кальции, фосфоре; наш дух – в одобрении и почете. Тело расцветает на солнце, дух – в лучах любви.
11)Игра «Похвали друга». Работа в парах (или тесном кругу на внеклассном мероприятии). (Слайд № 18):
Задача: Закончите предложения так, чтобы прозвучал комплимент в адрес человека, которого вы хорошо знаете.
- Я хочу похвалить Вас (тебя)…
- Мне хочется сделать Вам (тебе) комплимент…
- Я должен(должна) выразить Вам (тебе) мое восхищение …
- Позвольте(разрешите) выразить мое одобрение…
12) Рефлексия. Техника обратной связи поможет нам ответить на вопрос: Что же такое комплимент в вашем понимании? (Учащиеся отвечают на вопрос, учитель их благодарит и говорит комплимент: «Вы сегодня были активны, доброжелательны, внимательны, поэтому я рада поставить вам отличные отметки. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам более искренне общаться друг с другом им говорить почаще комплименты».
13). ( Если уроки спаренные, то можно поработать еще с несколькими страницами презентации «Поэтический комплимент» (Слайд № 19) , в основу которой вошли работы учащихся 5-Б класса МОУ Шаталовская СОШ).
Игра «Портретная галерея».
Учитель: Перед вами на доске 5 портретов одного и того же героя. Узнали вы его, ребята? (Дети узнают героя – это Колобок, нарисовали его по-разному.)
Учитель: Какому Колобку вам захотелось сделать комплимент?
(Учащиеся отвечают, что «со злыми» Колобками им не хочется общаться, и выбирают «добрых» героев. Создают свои варианты рисунков.)
Слайд № 20.
Ты красивая, девчонка рыжая!
Очень – очень милая,
С длинным языком и
Пышным хохолком,
Глазки твои меня веселят,
А веснушки, словно звездочки, горят. (Горянинова Ксения.)
Слайд № 21.
Рожица как блюдце,
Нельзя не улыбнуться,
И рот до ушей,
Хоть завязочки пришей!
Но нет для меня мордашки милей,
Ведь ты собираешь в тесный круг друзей! (Биндюков Сергей.)
Слайд № 22.
Лучики солнца золотого
Светят очень ярко.
Они согреют нас теплом,
И всем нам станет жарко. (Терещенков Костя.)
Слайд № 23.
Солнышко взошло,
Бабочки взлетели,
Воробьи от счастья
Песни звонко пели.
Лучики у солнышка
По цветам скользят,
И не улыбнуться
Нам с тобой нельзя. ( Доронина Настя.)
Анализ приемов «мастеров» слова в приведенных текстах, можно провести последовательно, обозначив риторическое восклицание, обращение, сравнение, эпитет, метафору, олицетворение.
Слайд № 24. КОГО?
ХВАЛЯТ ЗА ЧТО?
ЧТО?
Задача: Используя ключевые вопросы, придумайте комплименты Колобку. Помните, что успешность комплимента зависит от его новизны.
Слайд № 25. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям», которую можно разучить с учащимися ( листы с распечатанными словами песни есть у каждого на столе) или дать возможность доделать работу: дорисовать Колобка и придумать поэтический комплимент.
В качестве домашнего задания предлагается творческая работа:
- превратить Колобка а Солнышко при помощи лучиков – комплиментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Культура Древнего мира"
Культура Древнего мира. Урок-путешествие в 5 классе Цели: повторить и систематизировать знания по истории культуры Древнего Востока и Древней Греции, познакомить с достижениями мировой ...
Конспект урока "Культура и религия"
Дополнительный материал для преподавателей ОРКСЭ...
Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).
Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели: 1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....
конспект урока - культуры XVII века.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XVII века. Задачи урока:- развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;- ...
Конспект урока русского языка «Правила речевого поведения»
Цели и задачи: 1) формировать понятие о правилах речевого этикета;2)научить использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;3) Воспитывать куль...
Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс
Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс...
конспект урока «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»
Конспект урока русского языка «Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как часть здоровой окружающей языковой среды»...