Программа факультатива "Культура речи и языковые нормы". 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» ________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Культура речи и языковые нормы»
(общекультурное направление)
для 9 классов
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: Шевченко Наталья Петровна
МБОУ гимназии г. Советский
- Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа факультативнолго курса для 9 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку и Программой факультативного (элективного) курса для 8-9 классов (Львова С.И.Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных курсов/ С.И.Львова. – М.: Вентана-Граф, 2008).
Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка; развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка; формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
В задачи курса входит: формирование умения использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; совершенствование умения оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими нормами языка.
Программа элективного курса построена на дополнении и углублении базового образования. Направленность курса практическая, развивающая. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
Программа курса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения предмета.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной и познавательной деятельности.
2.Способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской эдентичности.
3. Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре и родному языку.
4. Формирование доброжелательного отношения к традициям, языкам ценностям народов России.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения предмета.
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать интерес к своей познавательной деятельности.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки.
4. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
5. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
6. Планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты освоения предмета.
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма).
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.
4. Расширение и систематизация научных знаний о языке.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета.
7. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
В результате изучения материалов программы учащиеся 9 класса научатся:
1)понимать назначение стилей речи;
2) уметь пользоваться средствами выразительности языка;
3) знать орфографические, орфоэпические, стилистические нормы современного русского литературного языка;
4) анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации
с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях
структуры языка;
5) обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
3.Содержание программы курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Формы организации образовательного процесса | Виды |
1 | Понятие культуры речи. | 1 | Культура речи как образовательная дисциплина. | лекции и практические занятия, семинары,сочетание групповой и индивидуальной форм работы. | редактирование текста, составление текста по образцу, восстановление частей текста, составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему, анализ текста художественного и публицистического стилей, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц алгоритмов, комплексный анализ текста. |
2 | Речевая культура как показатель общей культуры личности. | 1 | Культура речи. Уровни владения языком | ||
3 | Язык и речь. Виды речевой речевой деятельности. | 1 | Виды речевой деятельности. Формы существования языка. | ||
4 | Понятие языковой нормы | 1 | Литературно- языковая норма как центральное понятие культуры речи. Изменчивость норм. | ||
5 | Варианты норм и их соотношение. | 1 | Основные нормы литературного языка. | Работа с орфоэпическими словарями. | |
6 | Основные нормы литературного языка. | 1 | Основные нормы русского литературного языка. | Работа со статьей учебника | |
7 8 9 | Орфоэпические нормы. | 3 | Особенности русского ударения и произношения. | Работа с орфоэпическим словарём | |
10 11 | Лексические нормы. | 2 | Основные лексические группы слов. | Работа со статьей учебника, устранение лексических ошибок. Работа с КИМ 11 класс ( заданием 20) | |
12 13 | Морфологические нормы. | 2 | Употребление в речи существительных, числительных, прилагательных, глаголов. | Работа с КИМ 11 класс: нахождение грамматиченских ошибок (задание7 | |
14 15 | Синтаксические нормы. | 2 | Особенности согласования и управления. Деепричастные обороты. Однородные члены предложения. | Работа с КИМ 11 класс: нахождение грамматиченских ошибок (задание7) | |
16 17 | Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие. | 2 | Структура и единицы речевого общения. | Составление схем по теме «Речевая ситуация» | |
18 | Стилевое многообразие русского языка. | 1 | Функциональные стили русского языка, их основные черты. | Составление таблицы «Стили речи» | |
19 20 | Разговорный и книжный стили. Разговорно- обиходный стиль. | 2 | Разговорный стиль и его особенности; разговорная речь. | Работа | |
21 22 | Публицистический стиль. | 2 | Функциональные особенности публицистического стиля. | Редактирование текста. Комплексный анализ текста. | |
23 | Научный стиль. | 1 | Лексика, морфология лексику, морфология, и синтаксис научного стиля. | Редактирование текста | |
24 | Официально-деловой стиль. | 1 | Деловые бумаги. | Составление текстов по образцу. | |
25 | Язык художественной литературы | 1 | Богатство языка художественной литературы. Стиль писателя. | Работа с таблицей «Тропы и стилистические фигуры». Комплексный анализ текста. | |
26 27 28 29 | Экспрессивно- выразительные средства языка. | 4 | Словесные фигуры. Тропы. Тексты разных стилей. | Работа с тестами художественными произведениями. | |
30 31 32 33 | Речевые ошибки. | 4 | Грамматические, речевые ошибки; речевые недочеты. | Работа с таблицей «Основные виды грамматических ошибок» | |
34 35 | Резерв | 2 | |||
4.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | |
план | факт | |||
1 | Понятие культуры речи. | 1 | 1 нед. | |
2 | Речевая культура как показатель общей культуры личности. | 1 | 2 нед. | |
3 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 1 | 3 нед. | |
4 | Понятие языковой нормы. | 1 | 4 нед. | |
5 | Варианты норм и их соотношение. | 1 | 5 нед. | |
6 | Основные нормы литературного языка. | 1 | 6 нед | |
7 | Орфоэпические нормы. | 1 | 7 нед | |
8 | Орфоэпические нормы. | 1 | 8 нед | |
9 | Орфоэпические нормы. | 1 | 9 нед. | |
10 | Лексические нормы | 1 | 10 нед | |
11 | Лексические нормы. | 1 | 11 нед. | |
12 | Морфологические нормы. | 1 | 12 нед. | |
13 | Морфологические нормы. | 1 | 13 нед. | |
14 | Синтаксические нормы. | 1 | 14 нед. | |
15 | Синтаксические нормы. | 1 | 15 нед. | |
16 | Структура и единицы речевого общения. | 1 | 16 нед. | |
17 | Речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие. | 1 | 17 нед. | |
18 | Стилевое многообразие русского языка. | 1 | 18 нед. | |
19 | Разговорный и книжный стили. | 1 | 19 нед. | |
20 | Разговорно- обиходный стиль. | 1 | 20 нед. | |
21 | Публицистический стиль. | 1 | 21 нед. | |
22 | Функциональные особенности публицистического стиля. | 1 | 22 нед. | |
23 | Научный стиль. | 1 | 23 нед | |
24 | Официально-деловой стиль. | 1 | 24 нед. | |
25 | Язык художественной литературы | 1 | 25 нед. | |
26 | Тропы в текстах художественного стиля. | 1 | 26 нед. | |
27 | Стилистические фигуры в текстах художественного стиля. | 1 | 27 нед. | |
28 | Экспрессивно- выразительные средства языка. | 1 | 28 нед. | |
29 | Анализ текстов разных стилей. | 1 | 29 нед. | |
30 | Речевые ошибки. | 1 | 30 нед. | |
31 | Анализ речевых ошибок. | 1 | 31 нед. | |
32 | Анализ речевых ошибок. | 1 | 32 нед. | |
33 | Устранение речевых ошибок. | 1 | 33 нед. | |
34 | Резервное занятие | 1 | 34 нед. | |
35 | Резервное занятие | 1 | 35 нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»
Предлагаемый урок русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...
Презентация к уроку русского языка. Культура речи и языковая норма. 10 класс
культура речи и языковая норма...
Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...
Культура речи и языковая норма
Презентация по теме "Культура речи и языковая норма"...
Рабочая программа "Устная речь" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Устная речь" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...