Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
консультация по русскому языку (9 класс) по теме

Щепин Андрей Вениаминович

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспри­нимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно переда­вать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершен­ствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi._yazykovaya_norma.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Пояснительная записка

   Рабочая программа (приказ № 150 от 18.06.2013г. ) составлена на основе программы элективного курса по русскому языку «Культура речи. Языковая норма» для 9 классов Г.И. Дудиной, В.Н. Пташкиной. Издательство Учитель. 2009г.. 17 ч.

   Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

   От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

   Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

   Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

   Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета

Содержание курса

Роль орфографии и пунктуации

в письменном общении (17 ч)

Особенности письменного общения (2,5 ч)

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Роль орфографии в письменном общении (9 ч)

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.

Разделы русской орфографии и принципы написания.

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма.

Роль пунктуации в письменном общении (5,5ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.

Справочники по русскому правописанию; работа с ними.

13

Роль пунктуации в письменном общении

1

14

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1

15

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

1

16

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;

1

17

Справочники по русскому правописанию; работа с ними.

0,5

Список литературы

Для учащихся

Ветвицкий ВТ., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Факультативный курс. — М., 1974.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.

Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Костомаров В.Г. Жизнь языка. — М., 1994.

Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет - М., 2004. -,.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С.И. Там, где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.

Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

18

Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о русском слове. — М., !987.

Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.

Панов Л.В. Занимательная орфография. — М., 1984.

Панов М.В. А все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективная подготовка. — М., 2004.

Словари

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2003.

Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Аванесов Р.И.   Русское литературное  произношение.  — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

Донских ОЛ. Происхождение языка как философская проблема. — Новосибирск, 1984.

Иванов В.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней шкале. — М., 1985.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.

Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.

Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. — М., 2002.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.

Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Основы культуры речи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.

Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.

Раэумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.

Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М.? 1999.

Черепанова Л_В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2002.

Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

Злективный курс "Культура речи. Языковая норма"

Умение чётко и ясно выра­зить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, вла­дение культурой речи - своеобразная характеристика п...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс

В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...