Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
консультация по русскому языку (9 класс) по теме
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi._yazykovaya_norma.docx | 54.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа (приказ № 150 от 18.06.2013г. ) составлена на основе программы элективного курса по русскому языку «Культура речи. Языковая норма» для 9 классов Г.И. Дудиной, В.Н. Пташкиной. Издательство Учитель. 2009г.. 17 ч.
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета
Содержание курса
Роль орфографии и пунктуации
в письменном общении (17 ч)
Особенности письменного общения (2,5 ч)
Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п.
Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Роль орфографии в письменном общении (9 ч)
Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.
Разделы русской орфографии и принципы написания.
Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.
Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.
Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма.
Роль пунктуации в письменном общении (5,5ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.
Справочники по русскому правописанию; работа с ними.
13 | Роль пунктуации в письменном общении | 1 | ||
14 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | ||
15 | Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация. | 1 | ||
16 | Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; | 1 | ||
17 | Справочники по русскому правописанию; работа с ними. | 0,5 |
Список литературы
Для учащихся
Ветвицкий ВТ., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Факультативный курс. — М., 1974.
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.
Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.
Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.
Костомаров В.Г. Жизнь языка. — М., 1994.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет - М., 2004. -,.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С.И. Там, где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.
Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.
18
Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о русском слове. — М., !987.
Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.
Панов Л.В. Занимательная орфография. — М., 1984.
Панов М.В. А все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективная подготовка. — М., 2004.
Словари
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2003.
Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)
Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
Донских ОЛ. Происхождение языка как философская проблема. — Новосибирск, 1984.
Иванов В.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней шкале. — М., 1985.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 1998.
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.
Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. — М., 2002.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Основы культуры речи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.
Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.
Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.
Раэумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.
Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М.? 1999.
Черепанова Л_В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2002.
Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...
Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...
Злективный курс "Культура речи. Языковая норма"
Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика п...
Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс
В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...