конспект и презентация урока на тему: Роль права в жизни общества и государства
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Cамданова Инга Борисовна

открытый урок по обществознанию в 9 лассе на тему: Роль права в жизни обществ аи государства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль права в жизни общества и государства

Дандарова И.Б.

Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с содержанием понятия «Право», подвести к осознанию важности соблюдения норм как для общества, так и отдельной личности.

Развивающие: формировать навыки работы с текстом, представления результатов учебной деятельности, обобщать изученный материал и определять самостоятельно тему и цели на уроке; самостоятельно делать вывод; найти объяснение тому, что право четко устанавливает меру свободы людей.

Воспитательные: способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, содействовать воспитанию ответственности, уважения к правовым и моральным нормам.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение понятия «право», «норма права», как они соотносятся, когда проявляются, зачем нужны; уметь определять, давать оценку и характеристику правам и нормам права. Уметь – давать характеристику поступкам человека с точки зрения правовых принципов, искать, анализировать, оценивать информацию об изучаемом явлении из жизни общества.

Личностные: расширение представлений учащихся о регуляторах поведения человека и общества, формирование коммуникативной компетентности, освоение социальных норм, правил поведения, умение осознавать свои права.

Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности (краткие записи, таблица); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; формирование готовности к саморазвитию; умение планировать свою деятельность.

Основные понятия: право, норма права, естественное право, система права.

План:

  • Понятие права
  • Норма права. Закон
  • Система законодательства

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие ребят.

Любое общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

- а для чего люди придумывают социальные нормы?

Задание 1. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример). (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

Впоследствии, часть норм, превратились в законы, которые установили порядок в обществе. То есть беспорядок мешал существованию людей. Необходимо было найти такой регулятор поведения, который помог бы людям спокойно договориться, мирно улаживать конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать конфликты, а уж если они возникли – помогать их разрешать мирным путем.

Сегодня, мы будем говорить о праве, поскольку праву в жизни отведена большая роль, потому что это одна из ценностей, без которой жить было бы сложно.

  1. Изучение нового материала.

- так, что же такое «право»?

(Составим кластер) назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО.

-найти в учебнике 3 смысловых значения понятия право:

Каковы основные назначения права в обществе? Ответ записать в тетрадь.

- право –

1. право как единый установленный государством порядок.

2. право как мера справедливости.

3. естественное право (не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, данное человеку от природы.)

-итак, что же такое Право?

-найдите в предложенной литературе (раздаточный материал) определение понятия право.

Словарь Ожегова:

  1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
  2. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-н. делать, осуществлять.
  3. Возможность действовать, поступать каким-н. образом.

Школьный словарь:

  1. Мера свободы, справедливости и ответственности.
  2. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Текст учебника: (с. 67, последний абзац)

- право это – особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства, т.е. создается законодательным или другими компетентными органами и закрепляется в законе или другом законодательном акте.

- делают вывод: право – это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Проводится работа со схемой «Норма права». Норма права состоит из трех структурных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции (структура Если (гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права.), то (диспозиция – часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного  поведения), иначе (санкция – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя).

Задание 2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Гипотеза, диспозиция, норма права, санкция.

Задание 3. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

Право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема в учебнике, с. 69. Все законы имеют особую систему соподчинения – т.е. иерархию, в зависимости от того, в каком документе они закреплены, такие документы называют нормативно-правовыми актами.

-найдите иерархическую лестницу нормативно-правовых актов.

-какой из них является самым главным?

Конституционные нормы;

Нормы закона;

Нормы подзаконного акта

- таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:

Найдите смысл значения нормативно-правовой акт. Что такое закон?

- впишите в конспект с определением понятие – Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Заполните в конспекте схему «Иерархическая лестница» нормативно-правовых актов.

Вписывают в подготовленную схему нормативно-правовые акты:

-законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные (федеральные или субъектов РФ.)

Подзаконные акты:

Указы (принимает президент);

Постановления (правительство);

Приказы и инструкции (министерства).

В чем заключается главный принцип иерархической лестницы нормативно-правовых актов? Все нормативно-правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить.

Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Среди ……(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы - основные и текущие. К основным законам относятся……(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного ……….(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. …….(Г)принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в ……(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают……(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей»

Список терминов:

1) кодексы

2) правоспособность

3) нормативные акты

4) правопонимание

5) конституции

6) общие принципы

7) государство

8) текущие законы

9) гражданство

Всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят норма права, отрасли права, институт права.

- норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

- отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (уголовное право, семейное право)

- институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (институт брака, семьи).

Задание 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.

- скажите ребята, какова же роль права в обществе и государстве?

Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

- регулятивная: устанавливает правила, регулирует жизнь.

- охранительная: защищает, предотвращает опасные поступки.

- воспитательная: развитие в людях чувства справедливости, правды, добра, гуманности.

Как вы поняли, что обозначает сочетание «норма права»? в чем ее главное предназначение?

- в чем отличие правовых норм от иных социальных норм?

III. закрепление изученного.

Решение правовых задач:

  1. Какими нормами права будут регулироваться нижеприведенные действия:

А) ученик 11  класса поздним вечером на улице приставал к прохожим, грубо и нецензурно выражался;

б) 16-летний К. пришел в Сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т. е. положить деньги на депозитный счет;

в) 18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;

г) гражданин С. позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?

Какие из действий относятся к правомерным, а какие - к правонарушениям? Аргументируйте ответ. Поясните, каковы виды этих правонарушений и возможные меры наказания.

2. 15-летний учащийся колледжа внес на свое имя в банк 4000 рублей, полученных от родителей в подарок. Через три месяца он обратился в банк с просьбой выдать ему 2000 рублей. Однако контролер банка отказал ему в данном требовании, сказав, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с согласия родителей. Правомерны ли действия контролера банка? Аргументируйте свой ответ.

3. Светлана Петровна не раз обращалась к подросткам, живущим с ней в одном подъезде, с просьбой не шуметь и не мусорить на лестничной клетке. Однако молодые люди не только не прислушались к ее словам, но, напротив, выжгли кнопку лифта, разрисовали стены, сломали мусоропровод. «Как же остановить хулиганов?» - подумала Нина Петровна.

Правомерны ли требования Нины Петровны к подросткам? Аргументируйте свой ответ. Какие действия она должна предпринять, чтобы пресечь правонарушения? Каковы возможные виды наказаний правонарушителей?

 

Итог урока. Рефлексия.

Вопросы требующие многовариантных ответов:

Что открыли, узнали на уроке?

Почему было трудно?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

Домашнее задание: п. 8, составить схему «Формы реализации права»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль права в жизни общества и государства

Слайд 2

Задание 1. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример). (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

Слайд 3

Что такое право Одна из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права – общеобязательные правила, которые точно указывали всем как следует поступать в той или иной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чём состоит его ответственность перед людьми.

Слайд 4

Задание. Используя текст учебника со стр. 65-66, установите несколько смысловых значений понятия «право».

Слайд 5

ПРАВО ? ? ?

Слайд 6

ПРАВО «Править, управлять, регулировать». Справедливость, правда. Естественное право.

Слайд 7

Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных). Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Что такое право

Слайд 8

Нормы права Формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения ( то … ) Указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права ( если … ) Указывает на правовые последствия несоблюдения требований, последствия для нарушителя ( иначе …)

Слайд 9

Задание 2 : в приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание. Гипотеза, диспозиция, норма права, санкция.

Слайд 10

Задание 3: Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

Слайд 11

Задание. Используя текст учебника со стр. 69, установите виды нормативных актов.

Слайд 12

ЗАКОН — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Слайд 13

Почему закон обладает высшей юридической силой? Их принимает высшая законодательная власть – парламент (Федеральное собрание) или народ на референдуме.

Слайд 14

Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков . «Среди ……(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы - основные и текущие. К основным законам относятся……(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного ……….(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. …….(Г)принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в ……(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают……(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей» Список терминов: 1) кодексы 2) правоспособность 3) нормативные акты 4) правопонимание 5) конституции 6) общие принципы 7) государство 8) текущие законы 9) гражданство 357816

Слайд 15

Задание 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Роль права в жизни человека, общества и государства"

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Пра...

Конспект урока "Роль права в жизни общества и государства"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе разработан в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе и на основе учебника Обществознание. 9 клас / Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2017...

Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества"

Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества" с использованием сингапурских технологий и практик....

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства».

laquo;Роль права в жизни человека, общества и государства»Тема урока: Что такое право и  роль права в жизни человека, общества и государства.Цели: дать характеристику ключевому понятию &la...

Конспект урока "Роль права в жизни общества и государств".

ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 класс по предмету "Обществознание"...