Самостоятельные и служебные части речи. Предлог
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Тип урока по цели: сообщение новых знаний.
Тип урока по содержанию: морфология.
Цель урока:
-знать определение предлога, их виды
-различать отношения, которые они выражают
-использовать предлоги в речи
Оборудование:
1. Учебник для 7-го класса по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской
2. Распечатки текстового задания (+оригинал)
3. Раздвижные таблицы (+оригинал)
Литература:
1. Учебник для 7-го класса по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской
2. А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Метель»
План урока:
Этап урока | Время |
1. Орг. момент | 2 мин |
2. Повторение изученного материала | 6 мин |
3. Подготовка к восприятию нового | 8 мин |
4. Сообщение темы и цели урока | 2 мин |
5. Объяснение нового материала | 8 мин |
6. Первичное закрепление материала | 15 мин |
7. Подведение итогов | 3 мин |
8. Объяснение д/з | 1 мин |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, проверим готовность к нему. На партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал. Откройте тетради и запишите «Второе февраля. Классная работа.» | |
2. Повторение изученного материала | Сегодняшний урок мы начнем с задания. \раздает карточки\ Пожалуйста, вставьте пропущенные слова. __ дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись __ стучали; всё казалось ей прозой __ печальным предзнаменованием. … ___ едва Владимир выехал ___ околицу __ поле, ____ поднялся ветер __ сделалась такая метель, ____ он ничего __ взвидел. __ одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла __ мгле мутной __ желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось ___ землёю. Какие части речи присутствуют в этом отрывке? Что вы знаете о самостоятельных частях речи? Правильно. А каких не хватает? Конкретно. Вы снова правы. А теперь давайте проверим, какие слова вы вставили. \выдаются оригинальные тексты\ На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. … Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Спишите этот отрывок и определите части речи, которые встречаются в этом отрывке. \проверяем по цепочке\ Ребята, есть в классе те, у кого не было ошибок? Молодцы! Кстати, вы узнали, из какого произведения взят отрывок? Отлично! | Самостоятельные. Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительное. Они называют предмет, действии, признак. Отвечают на вопросы, могут изменяться, могут быть членами предложения и т.д. Служебных. Предлогов, союзов и частиц. Предлог, сущ, глаг, сущ, сущ, глаг, сущ, глаг, союз, глаг, мест, глаг, мест, сущ, союз, прил, сущ… Союз, нар, сущ, глаг, предл, сущ, предл, сущ, союз, глаг, сущ, союз, глаг, мест, сущ, союз, мест, мест, частица, глаг. Предл, числ, сущ, сущ, глаг, сущ, глаг, предл, сущ, прил, союз, прил, нар, мест, глаг, прил, сущ, сущ, сущ, глаг, предл, сущ. \поднимают руки\ А.С. Пушкин, «Повести Белкина», «Метель» |
3. Подготовка к восприятию нового.
Работа с раздвижной таблицей Сравнительный анализ | А сейчас я раздам вам таблицу, в которой отражены признаки самостоятельных и служебных частей речи. Но признаки эти перепутаны, вам следует восстановить последовательность. \раздаются таблицы\ Итак, давайте проверим, что у вас получилось. \раздает оригинал таблицы\ Какие признаки имеют самостоятельные части речи? А служебные? Правильно. Таблички можете оставить себе, он будут вам помогать дальше. Давайте посчитаем, сколько в нашем тексте слов служебных и самостоятельных частей речи. Служебных – 14 (26%), самостоятельных – 45 (74%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1. В «Повестях … Белкина» А. С. Пушкина обнаружено именно такое соотношение: из 18759 слов самостоятельных – 14213 (75%), служебных -4546 (25%). А почему, как вы думаете, служебные части речи называются служебными? Вы правы, ребята. По меткому определению советского языковеда Василия Алексеевича Богородицкого, одного из представителей казанской лингвистической школы, которые занимался изучением общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков, русского языка, тюркского языкознания, предлоги вместе с другими служебными частями речи являются «словечками отношений». Обозначают они отношения между словами и предложениями. Частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Так, в некоторых языках, (например, во французском) предлоги и артикли составляют до 40% всего текста. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3: 1. В чём же отличие самостоятельных и служебных частей речи? Сделайте вывод, зачем нужны служебные части речи? Правильно. Итак, ребята, вы поняли, что сегодня речь у нас идет о самостоятельных и служебных частях речи: мы вспомнили, какими они бывают, их существенные признаки. | \проверяют\ Самостоятельные части речи имеют значение, являются членами предложения, имеют морфологические признаки, к словам можно задать вопрос. А служебные связывают слова в предложения, вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они служат для связи слов в предложении. Они обозначают отношения между словами и предложениями. Их меньше по количеству, они реже встречаются в тексте, чем другие части речи. |
4. Сообщение темы и цели урока | Я прочитаю стихотворение, а вы определите, о какой группе мы будем сегодня говорить Они неделимы и целы, Сегодня мы будем изучать одну из служебных частей речи – предлог . Итак, тема урока «Предлог как часть речи». Запись в тетрадь и на доске. Цели урока: -знать определение предлога, их виды -понимать отношения, которые они выражают -использовать предлоги | Какую же часть речи мы будем сегодня изучать? \записывают\ |
5. Объяснение нового материала Формулирование грамматического понятия Работа с учебником | Кто внимательно слушал стихотворение и может сказать, в чем особенность служебных частей речи и в том числе предлога? Попытайтесь дать определение предлога. Дополним наши знания. Древнейшие предлоги, например, «в, на, от», по своему лексическому значению очень похожи на приставки. Как вы думаете, почему? Существуют предлоги, произошедшие от наречий, от имен (прилаг, сущ и т.д.), от глаголов, такие как вблизи, насчет, благодаря. Функции предлогов две: Предлоги служат для образования падежной формы, то есть выражения зависимости одного слова от другого, напр., без шума (род.п.) и связывают два знаменательных, самостоятельных слова в словосочетание, напр., поехал к брату. Итак, ребята, что же такое предлог? Совершенно верно. А теперь давайте откроем учебник и прочитаем определение, которое дано там. О чем мы не сказали? Да. Как вы, наверное, догадались, простые предлоги те, которые состоят из одного слова, а составные из нескольких. И, ребята, несмотря на то, что предлоги – служебная часть речи все же не стоит забывать о том, что в них тоже встречаются орфограммы и предлоги требуют правильного написания, особенно внимательными нужно быть при слитном и раздельном написании производных предлогов. Раздельно пишутся предлоги в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. А также следует помнить о дефисном написании сложных предлогов из-за, из-под (более употребительные) и по-за, по-над, no-под, с-под, для-ради, за-ради (менее употребительные), например: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Л. Толстой). | Предлоги неделимы и имеют морфем, следовательно, их нельзя разобрать по составу. Предлог — служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. \читают вслух\ Мы не сказали о том, что предлоги могут быть простыми и составными. |
6. Первичное закрепление материала | А теперь поработаем с упражнениями из учебника. Откройте упр. № 285. Прочитайте задание. Сделайте задание самостоятельно в тетради, после чего мы проверим его. Сделали? Молодцы! А теперь проверим, правильно ли сделали, каждый ученик по очереди выходит и пишет словосочетание. 1-ый столбик: вспоминать полет, говорить ему, наблюдаем восход солнца, любуемся пейзажем, произвести посадку, окончить полет, приставить трап. 2-ой столбик: вспоминать о полете, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу. (попутная проверка орфограмм) Молодцы! А сейчас посмотрим на следующее упражнение №286. Но для начала прочитаем теорию. Устно сделаем упражнение. Кто какие примеры придумал? Молодцы! А теперь попробуйте составить словосочетания с этим словом, исходя из отношений, которые выражают предлоги. Хорошо, с этим упражнением справились. Итак, какие значения могут выражать предлоги? Выполним упражнение под номером 287. По одному человеку будем выходить к доске и записывать словосочетания, которые должны быть в первом столбике.. 1-ый столбик (временное значение): находиться в двух часах лёту (здесь по смыслу – пространственное значение – находиться как далеко?, а по содержанию – временное – как долго?), объявить (когда?) после старта, закончить (когда?) перед отплытием. Отлично! А теперь 1-ый вариант самостоятельно записывает словосочетания для 2-го столбика, а второй вариант – третьего. 2-ой столбик (пространственное значение): доехать (до чего?) до границы, выбрались (откуда?) из трюма, остаться (где?) в каюте, скрывшись (где?) за поворотом, брызги (откуда?) из-под кормы, вымпел (где?) на мачте, возникла (где?) за кормой, выглянуть (откуда?) из-за туч, вынырнуть (откуда?) из-под скалы. 3-ий столбик (причинное значение): остановиться (почему? по какой причине?) из-за неисправности мотора, задержаться (почему? по какой причине?) из-за непогоды, оказаться (почему? по какой причине?) вследствие нездоровья, выросли (из-за чего? По какой причине?) благодаря дождям. (попутная проверка орфограмм) Молодцы, ребята! | \один из учеников читает вслух\ \делают упражнение\ \проверка\ \кто-то из учеников читает вслух\ Ездить на машине, ездить в поезде, ездить с сумкой. Ездить под утро, ездить из-за друга, ездить в деревню, ездить для оформления документов. Пространственное, временное, причинное и т.д. \выходят к доске и записывают словосочетания\ |
7. Подведение итогов урока. | А теперь давайте подведем итоги урока. Что мы повторили из уже известного материала? Что же такое самостоятельные части речи? Правильно! А служебные? Молодцы! А что нового вы узнали о предлоге? Совершенно верно. Я вижу, что вы хорошо усвоили новый материал. | Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные части речи те, которые употребляются без служебных слов и вместе с ними, являются членами предложения. Это предлоги, союзы, частицы. Не называют предметов, признаков действий, количества и не бывают членами предложения и не изменяются. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Могут быть простыми с составными, производными и непроизводными. А также выражают различные значения: временные, пространственные и т.д. |
8. Объяснение д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
«Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Урок-путешествие по Морфологии....
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог
Данный материал может быть использованан на уроке русского языка в 7 классе при первом занятии по теме "Самостоятельные и служебные части речи" "Предлог"...
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...