Рабочая программа по родной литературе для учащихся 7 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_7_klass.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
для учащихся 7 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
- «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 7 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17,5 часов в год. Программа предусматривает работу с текстом: выразительное чтение, пересказ, устное монологическое высказывание, сочинения, анализ произведения. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-6 классах при изучении литературы
Цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:
- Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотическое воспитание – ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области литературы, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственное воспитание - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Физическое воспитание - формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5. Трудовое воспитание - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6. Экологическое воспитание - экологически целесообразное отношение к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
7.Ценность научного познания – мировоззренческое представление соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и информационная культура, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Учащийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:
№ | Раздел | Воспитательные задачи | Кол-во часов |
1 | Русский фольклор | Воспитание уважительного отношения к носителям лучших человеческих качеств: трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила. | 1 |
2 | Древнерусская литература |
| 2 |
3 | ЛитератураXVIII века | Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. | 1 |
4 | ЛитератураXIX века | Формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. | 5 |
5 | ЛитератураXX века | Осознание внутренней силы, духовной красоты человека. Воспитание негативного отношения к равнодушию, бездуховности, безразличному отношению к окружающим людям, природе. | 8,5 |
Итого: | 17,5 |
Содержание курса
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь»
«Моления Даниила Заточника»
«Повесть о горе-злосчастии». «Сказание о Борисе и Глебе».
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».
И.С.Тургенев. «Бурмистр». «Певцы». (на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн. «Изумруд».
Аверченко. Вечером»
Тэффи. «Свои и чужие».
М.Зощенко. «История болезни»
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка»
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке»
В.Шукшин. «Критики»
Е.Носов. «Трудный хлеб»
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календар ные сроки | Факти ческие сроки |
Русский фольклор | 1 | |||
1 | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь» | 1 | ||
Древнерусская литература | 2 | |||
2-3 | «Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | 2 | ||
ЛитератураXVIII века | 1 | |||
4 | А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина» | 1 | ||
ЛитератураXIX века | 5 | |||
5 | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». | 1 | ||
6 | И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). | 1 | ||
7 | А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». | 1 | ||
8-9 | А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». | 2 | ||
ЛитератураXX века | 8,5 | |||
10 | А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. | 1 | ||
11 | Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими. | 1 | ||
12 | М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. | 1 | ||
13 | Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). | 1 | ||
14 | В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 | ||
15-16 | В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». | 2 | ||
17-17,5 | Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной рабочей программы учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...
Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс
Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 6 класса
Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 6 класса....
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 8 класса
Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 8 класса...