Рабочая программа по родной литературе для учащихся 7 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рупышева Наталья Николаевна

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_7_klass.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

№ ________ от «____» __________ 20____г.

Утверждаю

                           Директор школы

           ___________/А.А. Еграшина/                  

                    Приказ №______от

                    «______» ________20_____ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

для учащихся 7 класса

Срок реализации программы

(на 2021/2022 учебный год)

Уровень базовый

Составитель: учитель русского языка

высшей категории,

Рупышева Наталья Николаевна.

с. Старый Онохой

2021г.

Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Примерная  основная образовательная  программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
  • Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 7 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17,5  часов в год. Программа предусматривает работу с текстом: выразительное чтение, пересказ, устное монологическое высказывание, сочинения, анализ произведения.  При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-6 классах при изучении литературы

Цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:

  • Основные направления воспитательной деятельности:

1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

2. Патриотическое воспитание – ценностное  отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области литературы, заинтересованность  в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3. Духовно-нравственное  воспитание  - представление  о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;  стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Физическое   воспитание -    формирования    культуры    здоровья    и эмоционального благополучия, осознание  ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

5. Трудовое  воспитание -  коммуникативная  компетентность  в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес  к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

6. Экологическое  воспитание - экологически целесообразное  отношение  к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание  ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность  применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

7.Ценность  научного познания – мировоззренческое  представление  соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление  об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей;  познавательные  мотивы, направленные  на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная  и        информационная  культура,        в том        числе        навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес   к обучению и познанию, любознательность,  готовность        и способность  к самообразованию,        исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:

Раздел

Воспитательные задачи        

Кол-во часов

1

Русский фольклор

Воспитание уважительного отношения к  носителям лучших человеческих качеств: трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

1

2

Древнерусская литература

  1. Осознание роли нравственных заветов предков.

2

3

ЛитератураXVIII века

Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

1

4

ЛитератураXIX века

Формирование гражданской позиции и

национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения

себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в

контексте мировой.

5

5

ЛитератураXX века

Осознание внутренней силы, духовной красоты человека. Воспитание негативного отношения  к равнодушию, бездуховности, безразличному отношению к окружающим людям, природе.

8,5

Итого:

17,5

Содержание курса

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь»

«Моления Даниила Заточника»

«Повесть о горе-злосчастии». «Сказание о Борисе и Глебе».

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».

И.С.Тургенев. «Бурмистр». «Певцы». (на выбор).

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

А.И.Куприн. «Изумруд».

Аверченко. Вечером»

Тэффи. «Свои и чужие».

М.Зощенко. «История болезни»

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке»

В.Шукшин. «Критики»

Е.Носов. «Трудный хлеб»

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Календар

ные сроки

Факти

ческие сроки

Русский фольклор

1

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь»

1

Древнерусская литература

2

2-3

«Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

2

ЛитератураXVIII века

1

4

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

1

ЛитератураXIX века

5

5

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

1

6

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

1

7

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

1

8-9

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

2

ЛитератураXX века

8,5

10

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

1

11

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

1

12

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

1

13

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

1

14

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1

15-16

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

2

17-17,5

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной  рабочей  программы  учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...

Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс

Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 6 класса

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 6 класса....

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение родной литературе учащихся 8 класса...