«Пути совершенствования форм и методов коррекционной работы детей с интеллектуальной недостаточностью»
статья по русскому языку
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Формы проведения коррекционной работы остались прежними:
1.Индивидуальная коррекция.
2.Групповая коррекция.
3.Фронтальная коррекция.
Но поскольку у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, совершенствование форм и методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. Каждый учитель на своих уроках старается внести в методы коррекции что-то своё, интересное как ему кажется. Хотя, конечно, существует поговорка «Новое – это хорошо забытое старое».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_aktivnye_formy_i_metody_2016g.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути совершенствования форм и методов коррекционной работы детей
с интеллектуальной недостаточностью»
(доклад к педсовету – 22.11.2016г.)
Учитель русского языка: Крылова В.М.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Формы проведения коррекционной работы остались прежними:
1.Индивидуальная коррекция.
2.Групповая коррекция.
3.Фронтальная коррекция.
Но поскольку у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, совершенствование форм и методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. Каждый учитель на своих уроках старается внести в методы коррекции что-то своё, интересное как ему кажется. Хотя, конечно, существует поговорка «Новое – это хорошо забытое старое».
В своей работе использую активные методы обучения, так как они побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, помогают учащимся овладевать знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Многие из активных методов можно использовать с разными возрастными классами и на различных этапах урока.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на урок, способствуют формированию мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. Ведь от того, как будет начат урок, зависит его продолжение и весь урок в целом.
Поэтому стараюсь использовать различные приветствия. Например:
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
или
«Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера».
Такие приветствия создают позитивный эмоционально-психологический фон, позволяют настроиться и включиться в работу.
Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации.
Или, например, установка на успех:
- Начать наш урок сегодня хочется необычно. Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
– Ребята понимают, что результат нашей работы в наших руках, то есть зависит от нас.
– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
Такие упражнения как «Установка» использую в 5 класса.
Установка.
Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
На уроках русского языка всегда проводится работа со словарными словами. Использую несколько её видов. Вот некоторые из них:
1. Диктую пройденные словарные слова. Затем предлагаю учащимся сверить их написание с орфографическим словарём, исправить ошибки, если таковые есть, и поставить себе оценку.
2. В качестве второго варианта: ребята проверяют друг у друга написанные слова и ставят друг другу оценки.
Или, скажем, письмо по памяти. Выученное дома четверостишие, ребята пишут по памяти, а затем проверяют друг у друга написанное и ставят оценки.
Более слабым учащихся даю задание по заранее созданному образцу. (дифференцированный подход)
При заучивании стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Задание: предлагаю нарисовать картину осени к этому стихотворению, постарайтесь передать ваше отношение к изображению осени. На обороте запишите свои впечатления, о чем думали, когда рисовали. Для обогащения словарного запаса учащихся использую в своей работе такой прием: подобрать как можно больше синонимов, к какому – либо слову. И уже на уроке русского языка. На доске записываю нераспространенное предложение.
Например: Пришла осень. Задание: заменить слово пришла, на более яркое, образное. (Подкралась, прилетела, прошуршала, явилась.). Осень (какая?) усталая, разноцветная, бывает веселая и интересная. Замените слово осень. Волшебница, художница, фея, рыжая лиса. В результате у детей получается предложение. Незаметно и неслышно прошуршала по лесу волшебница – осень.
Или такой вид работы: игра «Замени слово». На доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто используемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару. Приведу пример:
ветер разноцветные парашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные кораблики
деревья озорной шалун
трава седеющие пряди
облака сказочные красавицы
В своё время я часто использовала на своих уроках сказочных героев. В гости к ребятам приходили: Незнайка или Буратино, весёлые человечки, которые просили помощи, совета у ребят. Как помочь, например, Буратино - разгадать схему слова, ребус или загадки. Теперь в качестве игрушки использую русскую Матрёшку. Говорю ребятам, что эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждой своё задание. Можно проводить как фронтальную работу, так и работу в группах. (всё зависит от заданий).
Очень эффективным приемом является использование сигнальных карточек
при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность . Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. А для того, чтобы сразу можно было понять, кто уже справился с работой, а кому нужна помощь, часто использую следующие сигнальные карточки:
У меня получается!
Требуется помощь.
Это удобно: ребята не зовут на помощь, не шумят.
Почти в каждом классе ребят можно разделить на группы по способностям и степени обучаемости: более сильные и слабые.
Поэтому учитываю индивидуальные особенности учащихся и стараюсь давать им разноуровневые задания. Когда ребята работают в парах, то сильные помогают слабым учащимся. И тем, и другим это нравится: слабые ученики принимают помощь товарища с благодарностью. А сильный ученик ощущает себя в роли учителя.
Работа в группах вызывает у ребят дух соревнования.
На уроках часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Для этого используются карточки с различными цветовыми изображениями.
Например: у учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. Мы с ребятами договорились о том, что карточка жёлтого цвета будет показывать у ученика хорошее настроение в конце урока. Карточка красного цвета скажето том, что ученик устал или у него испортилось настроение по какой-либо причине.
Таким образом, можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Итог: Можно использовать разные формы и методы коррекционной работы. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. Ну и, конечно, необходимо оснащение кабинетов в полном объёме, чего в настоящее время нет.
Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии:
* систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
* учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
* создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...
Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал для учителей физической культуры , котор...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"
Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...
Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей с ОВЗ по принципу «Сделай себя сам»
Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование воспитанников, что возможно в условия...