«Пути совершенствования форм и методов коррекционной работы детей с интеллектуальной недостаточностью»
статья по русскому языку

 Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования,  воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность,  систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:

 1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

 3. Использование методов, активизирующих  познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

Формы проведения коррекционной работы остались прежними:

1.Индивидуальная коррекция.

2.Групповая коррекция.

3.Фронтальная коррекция.

 

Но поскольку у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, совершенствование форм и методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса. Каждый учитель на своих уроках  старается внести в методы коррекции что-то своё, интересное как ему кажется. Хотя, конечно, существует поговорка «Новое – это хорошо забытое старое».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aktivnye_formy_i_metody_2016g.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути совершенствования форм и методов коррекционной работы детей

с интеллектуальной недостаточностью»

(доклад к педсовету – 22.11.2016г.)

Учитель русского языка: Крылова В.М.

       Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования,  воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность,  систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:

 1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

 3. Использование методов, активизирующих  познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Формы проведения коррекционной работы остались прежними:

1.Индивидуальная коррекция.

2.Групповая коррекция.

3.Фронтальная коррекция.

Но поскольку у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, совершенствование форм и методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса. Каждый учитель на своих уроках  старается внести в методы коррекции что-то своё, интересное как ему кажется. Хотя, конечно, существует поговорка «Новое – это хорошо забытое старое».

В своей работе использую активные методы обучения, так как они побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, помогают учащимся овладевать знаниями и умениями в процессе  активной мыслительной и практической деятельности.

Многие из активных методов можно использовать с разными возрастными классами и на различных этапах урока.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на урок,  способствуют формированию  мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.  Ведь от того, как будет начат урок, зависит его продолжение и весь урок в целом.

Поэтому стараюсь  использовать   различные приветствия. Например:

 

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

или

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера».

Такие приветствия создают позитивный эмоционально-психологический фон, позволяют настроиться  и включиться в работу.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации.

Или, например, установка на успех:

- Начать наш урок сегодня  хочется необычно. Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Ребята понимают, что результат нашей работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Такие упражнения как «Установка» использую в 5 класса.

 Установка.

 Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка)

На уроках русского языка  всегда проводится работа со словарными словами. Использую несколько её видов. Вот некоторые из них:

1. Диктую пройденные словарные слова. Затем предлагаю учащимся сверить их написание с орфографическим словарём, исправить ошибки, если таковые есть, и поставить себе оценку.

2. В качестве второго варианта: ребята проверяют друг у друга написанные слова и ставят друг другу оценки.

Или, скажем, письмо по памяти. Выученное дома четверостишие, ребята пишут по памяти, а затем проверяют друг  у друга написанное и ставят оценки.

Более слабым  учащихся  даю задание по заранее созданному образцу. (дифференцированный подход)

При заучивании  стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Задание: предлагаю нарисовать картину осени к этому стихотворению, постарайтесь передать ваше отношение к изображению осени. На обороте запишите свои впечатления, о чем думали, когда рисовали. Для обогащения словарного запаса учащихся использую в своей работе такой прием: подобрать как можно больше синонимов, к какому – либо слову. И уже на уроке русского языка. На доске записываю нераспространенное предложение.

Например: Пришла осень. Задание: заменить слово пришла, на более яркое, образное. (Подкралась, прилетела, прошуршала, явилась.). Осень (какая?) усталая, разноцветная, бывает веселая и интересная. Замените слово осень. Волшебница, художница, фея, рыжая лиса. В результате у детей получается предложение. Незаметно и неслышно прошуршала по лесу волшебница – осень. 

Или такой вид работы:  игра «Замени слово».  На доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто используемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару. Приведу пример:

                     ветер                                   разноцветные  парашютики

                     листья                                 волшебные зеркала

                     лужи                                   небесные кораблики

                     деревья                               озорной шалун

                     трава                                   седеющие пряди

                     облака                                 сказочные красавицы

В своё время я часто использовала на своих уроках сказочных героев. В гости к ребятам приходили: Незнайка или Буратино, весёлые человечки, которые  просили помощи, совета у ребят.  Как помочь, например, Буратино - разгадать схему слова, ребус или загадки. Теперь в качестве игрушки использую  русскую Матрёшку. Говорю ребятам, что эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждой своё задание. Можно проводить как фронтальную работу, так и работу в группах. (всё зависит от заданий).

Очень эффективным  приемом является использование сигнальных карточек

 при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность . Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. А для того, чтобы сразу можно было понять, кто уже справился с работой, а кому нужна помощь, часто  использую следующие сигнальные карточки:

 У меня получается!

 Требуется помощь.

Это удобно: ребята не зовут на помощь, не шумят.

Почти в каждом классе ребят можно разделить на группы по способностям и степени обучаемости: более сильные и слабые.

Поэтому учитываю индивидуальные особенности учащихся и стараюсь давать им разноуровневые задания. Когда ребята работают в парах, то сильные помогают слабым учащимся. И тем, и другим это нравится: слабые ученики принимают помощь товарища с благодарностью. А сильный ученик ощущает себя в роли учителя.

Работа в группах вызывает у ребят дух соревнования.

На уроках часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Для этого используются карточки с различными цветовыми изображениями.

Например: у учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. Мы с ребятами договорились о том, что карточка жёлтого цвета будет показывать у ученика хорошее настроение в конце урока. Карточка красного цвета скажето том, что ученик устал или у него испортилось настроение по какой-либо причине.

Таким образом, можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Итог: Можно использовать разные формы и методы коррекционной работы. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. Ну и, конечно, необходимо оснащение кабинетов в полном объёме, чего в настоящее время нет.

Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности,   следовательно, благодаря игре,  повышается эффективность  урока, но при условии:

* систематического использования игровых методов и приемов в     образовательном процессе;

* учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

* создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.      

 Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

 Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

 Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

 Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными  и    счастливыми.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал  для учителей физической культуры , котор...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Выступление на методическом семинаре Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Технология проблемного диалога"

Методический семинар Ресурсного цента по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города...

Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей с ОВЗ по принципу «Сделай себя сам»

Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование воспитанников, что возможно в условия...