Обобщающий урок по теме "Имя числительное как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Имена числительные употребляются в загадках, пословицах, сказках, входят  в состав фразеологических оборотов. Кроме того, человек всю свою жизнь обращается к числам, поэтому  нам необходимо  научиться правильно писать и произносить данные слова. Обобщающий урок поможет закрепить знания по теме "Имя числительное",  полученные  в течение изучения данной части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi._6_klass.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

Цели урока:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания о числительном  как части речи; закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского язык.

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат; развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память, смекалку.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

Формируемые УУД:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Межпредметные связи: с уроками математики, физкультура, биологии, истории.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, клад - сундучок с «пятерками» (заранее спрятать в кабинете под парту), раздаточный материал (кроссворд, тест) каждому ученику, карточки, ключи и эталоны к заданиям для самопроверки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация уч-ся  (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята.

Эмоциональный настрой на урок.

- На ваших столах лежат кружочки разного цвета. Выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.

Красный круг - отличное настроение.

Синий круг – хорошее.

Желтый – немного грустное.

  • Я рада, что у вас отличное настроение. Давайте улыбки подарим гостям. К уроку готовы: тогда за работу. Удачи желаю я вам.

-Формулирование темы, целеполагание (слайд 2).

1. (?) в поле не воин.

2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь.

3. (?) (?) не ждут.

4. Грамота – второй язык.

- Восстанови пословицы. Слова какой части речи вы использовали? 

-Докажите, что это числительные. Дайте характеристику числительным из предложений 3, 4.

-Сформулируйте тему урока (слайд 3).

Сегодняшний урок необычный. На уроках мы много узнавали нового из истории чисел, учились правильно употреблять их в речи. А вот сегодня на завершающем уроке мы с вами подведём итог наших знаний. 

- Какие цели стоят перед нами сегодня? (по опорным словам) (слайд4).

-повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.

-совершенствовать умения и навыки:

- правильно произносить и писать числительные;

- грамотно использовать числительные в своей речи.

(Запись даты и темы урока в тетрадь).

II.  Актуализация знаний. Разминка (слайд 5).

- Ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2)
Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3)
Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4)
Сколько лет в одном веке? (Сто.)

5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)

6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
7)
Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9)
Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь.)

- Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три.)

- В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
- В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)

- Назовите формы одного и того же слова. (Семь, у семи.)

- Сколько слов с удвоенной н? (Одно.)

III. Фронтальный опрос с целью подготовки к контрольному уроку.

  1. На какие группы делятся числительные по составу?

(Простые, сложные, составные.)

  1. Назовите разряды числительных.

(Количественные, порядковые, собирательные.)

  1. С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой -, - ер -; пять – пятеро, два – двое.)

VI. Обобщение и систематизация изученного:

применений знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. Работа с количественными числительными.

   А) Словарный диктант.

Двое друзей; шестеро щенков; пять книг; одна вторая метра; семь раз отмерь, один – отрежь; пятнадцать килограмм; триста сорок грамм; двое очков; пять яблок; на улице минус десять градусов; сорок восемь рублей; из-за холодов погибло почти две третьих урожая зерна; у нас в этом году всего трое отличников.

- Назовите в словарном диктанте простые и составные числительные, их

разряды.

-Как склоняются количественные целые числительные?

-  Как склоняются дробные числительные?

(Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе)

Б) Тренировочные упражнения.

- Выполните ряд заданий с записанными числами: 

10

1

2

27

5

(слайд 6).

1) Запишите первое числительное в тв. п.(десятью).
2) Запишите третье с конца числительное как порядковое
(второй).
3) Сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву
м? (об одном).
4) Запишите числительные только с одним слогом
(два, пять).
5) Составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п.
(двадцати одного; двадцатью одним).
6) Сложите все числа и получите
сумму (45).

7)Каковы особенности склонения числа 40, какие числительные  склоняются точно  так же? (90, 100, полтора, полтораста.)

8)В какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945).

9) 1945 год. Назовите разряд числительного (Порядковое числительное.)

10) Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные.)

11) Составьте с  предложение  с порядковым числительным 1945 и запишите его. 

(В 1945 году закончилась Великая Отечественная война.) 

12)Какую синтаксическую роль выполняет   числительное  в предложении?

 Г) На каком уроке мы больше всего употребляем числительные? 

Умение склонять числительные нам просто необходимо. Решая примеры и задачи, находя физические величины, указывая координаты на географической карте, составляя деловые бумаги, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью употреблять имена числительные в том или ином падеже, иными словами, нам приходится их склонять.

Задание.  Составьте предложения с предложенными числами и примерами: свыше 570 000, 289+311, 2791- 1447 (слайд 7).

За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570

тысяч зрителей.

Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.

 Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334

2. Работа с собирательными числительными.

Редактирование. Задание. Найдите ошибки, объясните их характер (слайд 8).

1. Шестеро девочек сбежали с уроков.
2. Двое лошадей скакали во весь упор.
3. А за ними едва поспевали двое жеребят.
4. На столе стояло четверо стаканов.
5. Трое котят забрались в папину шляпу.

3. Работа с порядковыми числительными.

А) Встаньте. По порядку номеров рассчитайтесь, запомните свой номер.

(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)

- Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?

Б) -  В доме 10 этажей. Как ты посчитаешь?

В) - В чем особенность склонения составных порядковых числительных?

Г)  Просклоняйте числительные триста двадцать пятый, четыреста пять.

(Два ученика работают у доски, остальные пишут в тетрадях по вариантам).

Д) Исправьте ошибки в предложениях (слайд 9):

  1. Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта.
  1. Поздравляю с праздником Восьмым мартом.
  1. Наш класс готовится к Восьмому марту.

- Чем различаются количественные и порядковые числительные?

 V. Игра «Кто больше» Аукцион пословиц с числительным семь (слайд 10).

Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ».

- А какие пословицы и поговорки с числительным семь известны вам, ребята?

-  Объясните смысл пословицы «У семи нянек дитя без глазу».

- Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут».

- О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе».

- О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками».

-Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений».

- О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота».

- Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» (т.е. без надзора, без присмотра).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

А)Составление синквейна «Имя числительное» (групповая работа инструкция –слайд 10). Представление 2 работ.

Б)- Удалось ли нам достигнуть заданных целей?

-Что было самым интересным?

-Трудным? Оцени свою работу на уроке.

(на листочках)

На уроке мне было интересно, скучно, трудно.

На уроке я добросовестно работал, отдыхал, помогал другим.

Материал урока я понял, узнал больше,  чем знал, ещё надо поработать над этой темой,  ничего не понял.

VII. Домашнее задание (слайд 11).

Запишите пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные,  или

составьте кроссворд на тему «Имя числительное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).

Обобщающий урок- игра по теме:  «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется  умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Урок построен по технологии встречных усилий на уроках русского языка...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Урок по теме "Числительное как часть речи"

Урок по теме "Числительное как часть речи"  в 6 классе по учебнику Ладыженской, построен по ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...