кружок 5 кл Занимательная грамматика
занимательные факты по русскому языку (5 класс)

Занимательная грамматика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_5_kl_zanimatelnaya_grammatika.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                          

  по кружку «Занимательная грамматика»                                                        

  5 класс (34 часа)                                                                                                      

     на 2018-2019 учебный год

2018 год

Пояснительная записка.

История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным.

Актуальность программы: Занятия в кружке «Занимательная грамматика» особенно привлекательны при изучении «скучных» тем. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

Программа состоит из 34 занятий; 27 из них содержат примерный текст сообщения (беседы) по теме, а также упражнения и игры (в оглавлении названия игр и игровых упражнений набраны курсивом). Целиком игровыми являются занятия 11, 16, 22, 30 и 32 (под общим названием «Умники и умницы»). Это комплексы заданий, позволяющие на определенных этапах закреплять и повторять то, что было выучено прежде.

Конечно, учитель может по-своему излагать тему, использовать дополнительный (свой) материал, в том числе задания и игры, и привычную ему методику. Важно подумать и о поощрении учеников – не только самых активных и знающих, но и тех, у кого едва зародился интерес к занятиям, к русскому языку.

Для того чтобы было удобно ориентироваться в тексте каждого занятия, все задания, методические рекомендации, условия игр набраны другим шрифтом.

Если учесть, что первые две недели учебного года всегда бывают организационными, то 34 предложенных занятия с пятиклассниками завершатся в конце мая. Следует предложить ребятам побольше внимания во время каникул обращать на речь окружающих людей, записывать интересные выражения, оригинально прозвучавшие слова, а также незнакомые слова и отыскивать их в словарях.

Программа составлена на основе книги: Арсирий А.Т., Дмитриева С.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка».

Содержание программы

Культура речи

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Фонетика

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф. 

Лексика

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

Этимология слова

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

Морфология.  Морфология. Существительные: категория числа. Существительные: категория падежа. Преданность прилагательных. Живость глаголов. Глаголы труда. Употребление глагольных форм

Занимательная грамматика

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

План              факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Занятие 1 Язык и речь – чудо из чудес   

Занятие 2 О славянах и других народах

Занятие 3 Звукопись

Занятие 4 Письмо

Занятие 5 Алфавит

Занятие 6 «Хитрый» звук йот

Занятие 7 Чудеса с парными согласными

Занятие 8 «Пульс» в слове

Занятие 9 Строение слога

Занятие 10 Полногласие

Занятие 11 Умники и умницы

Занятие 12 Полисемия

Занятие 13 Омонимия

Занятие 14 Синонимы

Занятие 15 Жизнь слова

Занятие 16 Умники и умницы

Занятие 17 Пунктуация

Занятие 18 Словообразование: смотри в корень!

Занятие 19 Словообразование: служебные морфемы

Занятие 20 Словообразование: приставки

Занятие 21 Словообразование: соединительные гласные

Занятие 22 Умники и умницы

Занятие 23 Морфология

Занятие 24 Существительные: категория числа

Занятие 25 Существительные: категория падежа

Занятие 26 Преданность прилагательных

Занятие 27 Живость глаголов

Занятие 28 Глаголы труда

Занятие 29 Употребление глагольных форм

Занятие 30 Умники и умницы

Занятие 31 Что такое грамматика?

Занятие 32 Умники и умницы

Занятие 33 Игра по языкознанию

Занятие 34 Город лингвистика и его жители.

  •  Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.
  • Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  • Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
  • Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
  • Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
  • Арсирий А.Т., Дмитриева С.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 1. М.: Учпедгиз. 1963.
  • Голуб. И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки. Буквы. Слова. М.: Мич. Столетие. 1998.
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение. 1991.
  • Леденева В.В. Фонетика. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа. 2003.
  • Львов В.В. Как изучать фонетику в средней школе // Русский язык в школе 1993. № 2
  • Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. М.: Просвещение. 1980.
  • Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Издательство “Экзамен”. Москва, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика"

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Путешествие в страну "Занимательной грамматики"

обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....

Кружок или факультативный курс "Занимательная грамматика"

Пояснительная запискаСодержаниеКалендарно-тематичекое планирование (34часа)...