Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Занимательная грамматика".
рабочая программа

Мисикова Инна Геннадьевна

Кружок "Занимательная грамматика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_grammatika.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     _________________ средняя общеобразовательная средняя школа

                                                                                                                                                     «Утверждаю»

                                                                                                                         Приказ №         от    .    .20     г.                  

                                                                                                                         ______________

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кружок

«Занимательная грамматика»

Направление: общеинтеллектуальное

                              Автор программы:

учитель русского языка и литературы:

                        Мисикова И.Г.

                                                                                  2017 год

                                                              Пояснительная записка.

     Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» по русскому языку предназначена для поддержки  и работы с одарёнными детьми. В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками владения речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Цели:

-пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;

-воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;

-выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

-расширить представление о русском языке, его возможностях;

-обучить речевому этикету;

-помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

-обогатить словарный запас;

-подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

Задачи:

-формировать эстетический вкус, уважение к труду;

-расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;

-совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства

р языковых средств в различных ситуациях общения;

-воспитывать человека, владеющего искусством речевого общения; культурой устной и речи;
-развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений

в различных областях жизни;

-воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.

Кружок «Занимательная грамматика» предназначен для учащихся средней школы.   Программа кружка рассчитана на 35ч. (1 час в неделю), но одно занятие выпадает на праздничный день, следовательно согласно учебному плану кружок рассчитан на 34 часа.

Продолжительность одного занятия - 40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся.

Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.


Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.


          Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

                                                               Методы и формы работы:
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;

- конкурсы;

- семинары

- проекты

- практические работы;

- игры;

                                                                Тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во часов

1

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

3

Изменение смысла слова с изменением звука..

1

4

Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

5

Как рождается слово. Связь между значениями слова. Слова и вещи.

1

6

Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

1

7

Возникновение фразеологизма.  «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему».

1

8

Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники.

1

9

О том, как пашня превратилась в лес.

1

10

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

11

Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

12

Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».

2

13

«Странные» корни»

2

14

Слова с двумя-тремя приставками.

1

15

Сложные слова.

1

13

В мире суффиксов

2

14

Составление кроссвордов.

1

15

Кто больше знает существительных общего рода

1

16

Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

2

17

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных.

1

18

Сложные слова с составной частью САМО-

1

19

Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения.

2

20

Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний.

21

Стилистика. «Кто ярче». Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора

1

22

Словесная живопись. Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов.

1

23

Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления.

1

24

Обобщение. «Самый умный»

1

25

Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

Всего:

34

                                                      Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Деятельность

учащихся

Дата

план

факт

1

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

Создание небольших сообщений


04.09

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

исследование


11.09

3

Изменение смысла слова с изменением звука.

1

Создание своих заданий


18.09

4

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

Защита игр со словами, созданных самими


25.09

5

Как рождается слово. Связь между значениями слова. Слова и вещи.

1

Небольшие сообщения уч-ся

02.10

6

Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

1

Работа со словарями

09.10

7

Возникновение фразеологизма. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему»


1

Защита своих проектов

16.10

8

Этимология слово и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники.


1

Работа со словарями

23.10

9

О том, как пашня превратилась в лес.


1

Работа в группах, защита своих проектов


30.10

10

Полногласные и неполногласные сочетания.


1

Определение принадлежности слова к современному языку

13.11

11

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

Защита игр со словами, созданных самими

20.11

12-13

Словообразовательные цепочки Словообразовательное «древо».

2

Защита собственного словообразовательного «древа»

27.11

04.12

14-15

«Странные» корни».

1

Исследование предложенных слов

11.12

18.12

16

Слова с двумя-тремя приставками.

1

Исследование слов

25.12

17

Сложные слова

1

Исследование слов

10.01

18-19

В мире суффиксов

2

Морфемный разбор, тесты

17.01

24.01

20

Составление кроссвордов

1

Работа в группах

31.01

21

Кто больше знает существительных общего рода.

1

Участие в конкурсе

07.02

22

Формы прилагательных

1

исследование

14.02

23

Переход прилагательных в существительные.

1

Создание небольших текстов, определение частеречной принадлежности

21.02

24

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных

1

Определение части речи, тесты

28.02

25

 Сложные слова с составной частью САМО-

1

Защита проектов

07.03

26

Роль наречий в тексте.

1

Исследование текстов

14.03

27

Наречие в роли главных членов предложения.

1

Исследование текстов с точки зрения синтаксиса

02.04

28

Члены предложения, выраженные словосочетаниями.

1

Исследование текстов

09.04

29

Синтаксическая разница между парами словосочетаний


1

Исследование синтаксических пар


16.04

30

Стилистика. «Кто ярче»

1

Защита проектов

23.04

31

Словесная живопись

1

Защита своих текстов

07.05

32

Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.


1

Редактирование текста

14.05

33

Итоговое занятие «Самый умный»

1

Презентация

21.05

34

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др.

1

Семинар

28.05

                                                             Ожидаемые результаты :
1.Расширение знаний учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
2. Подготовка учащиеся к различным конкурсным работам.
3. Овладение навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; различными лингвистическими словарями;

4.Ведение поисковой работы;

5.Ознакомление с приёмами исследовательской и проектной деятельности.

Литература для учителя:
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2. .А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
3. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2010 г
4.Интернет-ресурсы

Литература для учащихся:

  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
  2. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  3. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная грамматика»

        Данный  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные ...

Программа дополнительного образования: «Коммуникативная грамматика»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Коммуникативная грамматика»для учащихся 7 классовсрок обучения 1 годАктуальность программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретичес...

Программа дополнительного образования "Этическая грамматика"

Программа «Этическая грамматика» предполагает глубинное проникновение во внутренний мир старших подростков и призвана помочь им в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....