РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кружок «Занимательная грамматика»
Направление: общеинтеллектуальное
Автор программы: учитель русского языка и литературы: Мисикова И.Г.
2017 год Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» по русскому языку предназначена для поддержки и работы с одарёнными детьми. В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками владения речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их. Цели: -пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; -воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним; -выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности; -расширить представление о русском языке, его возможностях; -обучить речевому этикету; -помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной; -обогатить словарный запас; -подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Задачи: -формировать эстетический вкус, уважение к труду; -расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания; -совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства р языковых средств в различных ситуациях общения; -воспитывать человека, владеющего искусством речевого общения; культурой устной и речи; -развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; -воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке. Кружок «Занимательная грамматика» предназначен для учащихся средней школы. Программа кружка рассчитана на 35ч. (1 час в неделю), но одно занятие выпадает на праздничный день, следовательно согласно учебному плану кружок рассчитан на 34 часа. Продолжительность одного занятия - 40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Методы и формы работы: - беседы; - творческие задания; - тесты; -исследования; - конкурсы; - семинары - проекты - практические работы; - игры; Тематическое планирование № | Содержание занятия | Кол-во часов | 1 | «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. | 1 | 2 | Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | 3 | Изменение смысла слова с изменением звука.. | 1 | 4 | Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | 5 | Как рождается слово. Связь между значениями слова. Слова и вещи. | 1 | 6 | Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. | 1 | 7 | Возникновение фразеологизма. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». | 1 | 8 | Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. | 1 | 9 | О том, как пашня превратилась в лес. | 1 | 10 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | 11 | Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | 12 | Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». | 2 | 13 | «Странные» корни» | 2 | 14 | Слова с двумя-тремя приставками. | 1 | 15 | Сложные слова. | 1 | 13 | В мире суффиксов | 2 | 14 | Составление кроссвордов. | 1 | 15 | Кто больше знает существительных общего рода | 1 | 16 | Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. | 2 | 17 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. | 1 | 18 | Сложные слова с составной частью САМО- | 1 | 19 | Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. | 2 | 20 | Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний. |
| 21 | Стилистика. «Кто ярче». Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора | 1 | 22 | Словесная живопись. Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. | 1 | 23 | Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | 1 | 24 | Обобщение. «Самый умный» | 1 | 25 | Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование № | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Дата | план | факт | 1 | «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. | 1 | Создание небольших сообщений | 04.09
|
| 2 | Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | исследование | 11.09
|
| 3 | Изменение смысла слова с изменением звука. | 1 | Создание своих заданий | 18.09
|
| 4 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | Защита игр со словами, созданных самими | 25.09
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | Как рождается слово. Связь между значениями слова. Слова и вещи. | 1 | Небольшие сообщения уч-ся | 02.10 |
| 6 | Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. | 1 | Работа со словарями | 09.10 |
| 7 | Возникновение фразеологизма. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему» | 1
| Защита своих проектов | 16.10 |
| 8 | Этимология слово и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. | 1
| Работа со словарями | 23.10 |
| 9 | О том, как пашня превратилась в лес. | 1
| Работа в группах, защита своих проектов | 30.10
|
| 10 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1
| Определение принадлежности слова к современному языку | 13.11 |
| 11 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | Защита игр со словами, созданных самими | 20.11 |
| 12-13 | Словообразовательные цепочки Словообразовательное «древо». | 2 | Защита собственного словообразовательного «древа» | 27.11 04.12 |
| 14-15 | «Странные» корни». | 1 | Исследование предложенных слов | 11.12 18.12 |
| 16 | Слова с двумя-тремя приставками. | 1 | Исследование слов | 25.12 |
| 17
| Сложные слова | 1 | Исследование слов | 10.01 |
| 18-19 | В мире суффиксов | 2 | Морфемный разбор, тесты | 17.01 24.01 |
| 20 | Составление кроссвордов | 1 | Работа в группах | 31.01 |
| 21 | Кто больше знает существительных общего рода. | 1 | Участие в конкурсе | 07.02 |
| 22 | Формы прилагательных | 1 | исследование | 14.02 |
| 23 | Переход прилагательных в существительные. | 1 | Создание небольших текстов, определение частеречной принадлежности | 21.02 |
| 24 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных | 1 | Определение части речи, тесты | 28.02 |
| 25 | Сложные слова с составной частью САМО- | 1 | Защита проектов | 07.03 |
| 26 | Роль наречий в тексте. | 1 | Исследование текстов | 14.03 |
| 27 | Наречие в роли главных членов предложения. | 1 | Исследование текстов с точки зрения синтаксиса | 02.04 |
| 28 | Члены предложения, выраженные словосочетаниями. | 1 | Исследование текстов | 09.04 |
| 29 | Синтаксическая разница между парами словосочетаний | 1
| Исследование синтаксических пар | 16.04
|
| 30 | Стилистика. «Кто ярче» | 1 | Защита проектов | 23.04 |
| 31 | Словесная живопись | 1 | Защита своих текстов | 07.05 |
| 32 | Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. | 1
| Редактирование текста | 14.05 |
| 33 | Итоговое занятие «Самый умный» | 1 | Презентация | 21.05 |
| 34 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы и др. | 1 | Семинар | 28.05 |
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты : 1.Расширение знаний учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания. 2. Подготовка учащиеся к различным конкурсным работам. 3. Овладение навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; различными лингвистическими словарями; 4.Ведение поисковой работы; 5.Ознакомление с приёмами исследовательской и проектной деятельности.
Литература для учителя: 1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990 2. .А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967. 3. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2010 г 4.Интернет-ресурсы Литература для учащихся: - А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Интернет-ресурсы
|