Различение времени глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: Различение глаголов по временам.

Цель урока: Формировать умения различать глаголы по временам.

Задачи урока:

1. Познавательные:

- учить определять временные формы глагола; обогащать словарный запас обучающихся; упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи.

- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

2. Развивающие:

- развивать память, внимание, речь, расширять и обогащать словарный запас;

- развивать речевые навыки при построении устных и письменных   высказываний.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету

- воспитывать взаимопонимание, товарищество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_glagola.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Богданова Галина Анатольевна

Дата: 16.03.2022 г.

Тема урока: Различение глаголов по временам.

Цель урока: Формировать умения различать глаголы по временам.

Задачи урока:

1. Познавательные:

- учить определять временные формы глагола; обогащать словарный запас обучающихся; упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи.

- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

2. Развивающие:

- развивать память, внимание, речь, расширять и обогащать словарный запас;

- развивать речевые навыки при построении устных и письменных   высказываний.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету

- воспитывать взаимопонимание, товарищество.

Планируемые образовательные результаты: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Тип урока: комбинированный, урок систематизации знаний.

Оборудование: карточки со словами «да», «нет», компьютер, мультимедийный проектор, учебник «русский язык» Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова 5 класс, издательство «Просвещение», 2014, 2018.

                                            Ход урока:

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте настроимся на хорошую плодотворную работу и покажем, что мы знаем и умеем.

- Итак, все готовы к уроку. Сегодня мы повторим очень важные правила русского языка. Сядьте ровно, руки сложите перед собой.

-Чтобы узнать главного героя нашего сегодняшнего урока, вам, ребята, нужно будет отгадать загадку:

Обозначаю в каждом предложении 
           Все действия и все движения, 
           Я важен, как в футболе гол. 
            Так кто же я такой? ..(глагол)

- О чем мы с вами будем сегодня говорить? Что будем вспоминать? (все о глаголе)

  2. Сообщение темы урока.

- Мы продолжим изучать часть речи глагол и познакомимся с….

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.. (время)

           Сформулирует тему урока.

Сегодня познакомимся с различением глаголов по временам.

  3. Повторение изученного материала

- У каждого на столе лежит карточки со словами «да» и «нет». Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете слово «да», если не согласны – слово «нет».

Глагол — это часть речи. (да)

Глагол обозначает признак предмета. (нет)

К глаголу можно задать вопрос что делали? (да)

Глаголы отвечают на вопрос кто? что? (нет)

В предложении глагол подчеркиваем волнистой линией. (нет)

Глаголы могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени? (да)

- Вывод (работа с карточками индивидуально)

Глагол –……………………., которая обозначает …………………………. и отвечает на вопросы …………………………..? Глаголы изменяются по ……………: бывают в форме ………………………………………………………… времени. В предложении глагол подчеркиваем …………………………….

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В предложении глагол подчеркиваем двумя прямыми линиями.

  4. Словарная работа.

Работа в тетради. Отступаем одну строчку от оценки. Назовите число, месяц. Записываем число, классная работа и тему урока «Различение глаголов по временам».

Читаю предложения , а вы одним словом записываете через запятую обозначения.

-Какое сейчас время года? (весна)

-Напишите какой сейчас месяц. (март)

-Помещение, где находятся книги, учебники, журналы. (библиотека)

-Солнце что делает? (светит)

Какое слово лишнее? Почему?

-Составить с глаголом предложение, сделать синтаксический разбор.

  1. Изучение нового материала.

Весна, светит солнце. Совсем скоро, в мае начнут цвести душистые весенние цветы. Какие? Мы узнаем из учебника на странице 175, упражнение 244.

(Первый ученик зачитывает строки о ландышах. Второй ученик отвечает на вопрос «О чем говорится в каждом предложении?» Третий ученик зачитывает о ландышах в настоящем времени, четвертый - в прошедшем, пятый - в будущем. Пятый ученик отвечает на вопрос «Какой глагол изменял временную форму и почему?)

Глаголы изменяются по временам. Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Глаголы настоящего времени (наст.вр.) показывают, что действие происходит в то время, когда о нем говорят, -в момент речи. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают?

Например: Расцветают душистые ландыши.

Глаголы прошедшего времени (прош.вр.) показывают, что действие происходило раньше, до момента речи. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что делали?

Например: Расцветали душистые ландыши.

Глаголы будущего времени (буд.вр.) показывают, что действие будет происходить позже, после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать?

Например: Расцветут душистые ландыши.

  1. Физкультминутка.

(и.п. сидя)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

(бег)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

  1. Закрепление изученного материала.

-К существительным подобрать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени (картинки на тему «Весна» на слайдах) солнце, облака, подснежник, почки, снег, птицы. (под звуки «Легкий ветерок»)

-Работа с учебником стр.176 упр.245 (самостоятельно)

  1. Итог урока.

          - Какая часть речи сегодня была главной на уроке?

- Что нового мы узнали сегодня о глаголе?

- Как изменяются глаголы?

-Что нам помогает определить время глагола?

          9. Рефлексия.

-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня?

И я довольна вашей работой. Молодцы!

  1. Домашнее задание.

Учебник страница 176, упражнение 246.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".

С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

таблицы по временам глаголов

опорные таблицы по временам глаголов...

Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе

В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда ...

Проверочная работа, 5 времен глагола, 5 класс

Проверочная работаАнглийский язык5 классУчебник EnglishАвторы:Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.Тема: 5 времен глагола(Present Simple, Past Simple, Future Simple,Present Continuous,Present Perfect)...

Time machine. Машина времени (повторение времен глагола) 5 класс

Time machine. Машина времени (повторение времен глагола) 5 класс...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...