Различение времени глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Различение глаголов по временам.
Цель урока: Формировать умения различать глаголы по временам.
Задачи урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; обогащать словарный запас обучающихся; упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи.
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать память, внимание, речь, расширять и обогащать словарный запас;
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету
- воспитывать взаимопонимание, товарищество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_glagola.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Богданова Галина Анатольевна
Дата: 16.03.2022 г.
Тема урока: Различение глаголов по временам.
Цель урока: Формировать умения различать глаголы по временам.
Задачи урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; обогащать словарный запас обучающихся; упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи.
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать память, внимание, речь, расширять и обогащать словарный запас;
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету
- воспитывать взаимопонимание, товарищество.
Планируемые образовательные результаты: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Тип урока: комбинированный, урок систематизации знаний.
Оборудование: карточки со словами «да», «нет», компьютер, мультимедийный проектор, учебник «русский язык» Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова 5 класс, издательство «Просвещение», 2014, 2018.
Ход урока:
- Организационный момент
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте настроимся на хорошую плодотворную работу и покажем, что мы знаем и умеем.
- Итак, все готовы к уроку. Сегодня мы повторим очень важные правила русского языка. Сядьте ровно, руки сложите перед собой.
-Чтобы узнать главного героя нашего сегодняшнего урока, вам, ребята, нужно будет отгадать загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? ..(глагол)
- О чем мы с вами будем сегодня говорить? Что будем вспоминать? (все о глаголе)
2. Сообщение темы урока.
- Мы продолжим изучать часть речи глагол и познакомимся с….
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.. (время)
Сформулирует тему урока.
Сегодня познакомимся с различением глаголов по временам.
3. Повторение изученного материала
- У каждого на столе лежит карточки со словами «да» и «нет». Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете слово «да», если не согласны – слово «нет».
Глагол — это часть речи. (да)
Глагол обозначает признак предмета. (нет)
К глаголу можно задать вопрос что делали? (да)
Глаголы отвечают на вопрос кто? что? (нет)
В предложении глагол подчеркиваем волнистой линией. (нет)
Глаголы могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени? (да)
- Вывод (работа с карточками индивидуально)
Глагол –……………………., которая обозначает …………………………. и отвечает на вопросы …………………………..? Глаголы изменяются по ……………: бывают в форме ………………………………………………………… времени. В предложении глагол подчеркиваем …………………………….
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В предложении глагол подчеркиваем двумя прямыми линиями.
4. Словарная работа.
Работа в тетради. Отступаем одну строчку от оценки. Назовите число, месяц. Записываем число, классная работа и тему урока «Различение глаголов по временам».
Читаю предложения , а вы одним словом записываете через запятую обозначения.
-Какое сейчас время года? (весна)
-Напишите какой сейчас месяц. (март)
-Помещение, где находятся книги, учебники, журналы. (библиотека)
-Солнце что делает? (светит)
Какое слово лишнее? Почему?
-Составить с глаголом предложение, сделать синтаксический разбор.
- Изучение нового материала.
Весна, светит солнце. Совсем скоро, в мае начнут цвести душистые весенние цветы. Какие? Мы узнаем из учебника на странице 175, упражнение 244.
(Первый ученик зачитывает строки о ландышах. Второй ученик отвечает на вопрос «О чем говорится в каждом предложении?» Третий ученик зачитывает о ландышах в настоящем времени, четвертый - в прошедшем, пятый - в будущем. Пятый ученик отвечает на вопрос «Какой глагол изменял временную форму и почему?)
Глаголы изменяются по временам. Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
Глаголы настоящего времени (наст.вр.) показывают, что действие происходит в то время, когда о нем говорят, -в момент речи. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают?
Например: Расцветают душистые ландыши.
Глаголы прошедшего времени (прош.вр.) показывают, что действие происходило раньше, до момента речи. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что делали?
Например: Расцветали душистые ландыши.
Глаголы будущего времени (буд.вр.) показывают, что действие будет происходить позже, после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать?
Например: Расцветут душистые ландыши.
- Физкультминутка.
(и.п. сидя)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- Закрепление изученного материала.
-К существительным подобрать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени (картинки на тему «Весна» на слайдах) солнце, облака, подснежник, почки, снег, птицы. (под звуки «Легкий ветерок»)
-Работа с учебником стр.176 упр.245 (самостоятельно)
- Итог урока.
- Какая часть речи сегодня была главной на уроке?
- Что нового мы узнали сегодня о глаголе?
- Как изменяются глаголы?
-Что нам помогает определить время глагола?
9. Рефлексия.
-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня?
И я довольна вашей работой. Молодцы!
- Домашнее задание.
Учебник страница 176, упражнение 246.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...
таблицы по временам глаголов
опорные таблицы по временам глаголов...
Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе
В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда ...
Проверочная работа, 5 времен глагола, 5 класс
Проверочная работаАнглийский язык5 классУчебник EnglishАвторы:Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.Тема: 5 времен глагола(Present Simple, Past Simple, Future Simple,Present Continuous,Present Perfect)...
Time machine. Машина времени (повторение времен глагола) 5 класс
Time machine. Машина времени (повторение времен глагола) 5 класс...
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...