Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе
статья по русскому языку на тему
В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда слов. «Глагол – грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не только семантической, но и грамматической, и стилистической емкостью. Глагол в совокупности своих категорий и форм является самой сложной грамматической категорией русского языка», - отмечает В.В. Виноградов. Это делает важным всестороннее изучение глагола на разнообразном материале – современном, историческом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_izucheniya_kategoriy_vida_i_vremeni_glagola_v_shkole.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе.
В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда слов. «Глагол – грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не только семантической, но и грамматической, и стилистической емкостью. Глагол в совокупности своих категорий и форм является самой сложной грамматической категорией русского языка», - отмечает В.В. Виноградов. Это делает важным всестороннее изучение глагола на разнообразном материале – современном, историческом.
В рамках школьного филологического образования, на уроках русского языка в VI классе (см.учебные комплексы М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой; В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой; М.М. Разумовской и П.А. Леканта), учащиеся осваивают систему видов и времен глагола, хотя общие представления о данных грамматических категориях формируются еще в начальной школе. На занятиях русского языка в VI классе учащимся предлагается, во-первых, выяснить различия между глаголами совершенного и несовершенного вида (значение глаголов совершенного вида – действие, достигшее своего предела, и глаголов несовершенного вида – действие без указания на его предел; эти значения свойственны всем глагольным формам); во-вторых, совершенствовать умения и навыки определять той или иной глагольной формы – по вопросу и значению законченности/незаконченности действия. Учитель с целью повышения грамотности школьников и расширения их кругозора может познакомить и с другими способами определения вида глагола, которые являются дополнительными (например, возможностью сочетания формы буду с инфинитивом того или иного глагола). И лишь в завершении разговора о категории вида глагола упоминается ее связь с другой глагольной категорией – категорией времени, поскольку глаголы совершенного и несовершенного вида имеют разное число временных форм (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени; кроме того, у глаголов совершенного вида форма будущего времени образуется только аналитическим способом, тогда как у глаголов несовершенного вида – синтетическим; ср.: напишу – буду писать).
Что касается категории времени, то также в рамках школьной программы для VI класса учащиеся знакомятся, во-первых, с общим значением категории времени и системой временных форм глагола (глагольная категория времени выражает отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета; настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи; будущее – последующее по отношению к моменту речи; прошедшее – предшествующее моменту речи); во-вторых, со способами и средствами образования временных форм русского глагола. В дальнейшем, при повторении ранее изученного материала в начале курса русского языка в VII-IX классах, школьники выполняют упражнения, нацеленные на актуализацию уже имеющихся знаний в области категории вида и времени глагола.
Анализ школьных учебников русского языка для X-XI классов (учебные комплексы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой; Д.Э. Розенталя; В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко) также позволяет сделать вывод о том, что и в классах старшего звена углубления знаний учащихся о категориях вида и времени не происходит: все упражнения нацелены на повторение ранее полученных сведений (это, как правило, задания на образование формы нужного времени, определение вида глагола и т.п.). Лишь в методических разработках некоторых авторов, например, Н.М. Рухленко (2003), в рамках курса русского языка для X класса предлагается познакомиться с явлением синонимии временных форм, с понятием настоящего «исторического» времени в частности.
Как видим, в рамках школьного курса русского языка учащиеся получают базовые знания о таких категориях, как категории вида и времени, причем рассматриваются они по отдельности, не во взаимосвязи. Изучение видо-временных форм в системе будет способствовать расширению знаний учащихся о грамматических категориях глагола и глаголе как части речи в целом, повышению познавательного интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....
Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступ...
Специфика организации полового воспитания в условиях деятельности коррекционной школы VIII вида
Особенности организации полового воспитания в условиях коррекционной школы 8 вида. В статье представленны условия организации одногоиз направлений воспитательной работы....
Статья "Лингвистические основы изучения глагола в школе"
Данная статья будет полезна учителям русского языка 5-9 класса при подготовке к урокам по теме "Глагол"...
Метод определения категории залога и времени сложной формы глагола-сказуемого.
Данный метод можно применять на этапе закрепления грамматической темы "Время и категория глагола", а также в группах учащихся с низкой формой обученности. Хорошие результаты также дает применения данн...
Изучение времени глагола английского языка: Past Continuous
Презентация к уроку в 8-ом классе по МК Биболетовой М. З....