Шаблон для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

 шаблон для  написания  сочинения  по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

П О М О Г А Л К А

Содержание  (план)

Языковые  средства  (клише)

Вступление

        Цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Оно необязательно

Основная  часть.  Анализ  исходного  текста.

1 абзац.

К1. Определение  проблем,

Формулировка основной проблемы исходного текста.

  • Первый способ формулирования проблемы текста – ПРОБЛЕМА  (ЧЕГО?) существительное в Р.п.
  • Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

 1абзац

         В данном тексте  автор , известный писатель, (можно публицист) Иванов И.И. ставит проблему (чего?) …

    А дальше можно продолжить следующими предложениями….

  • Текст заставляет каждого из нас задуматься над тем, что…
  • Автор обращает внимание читателей на …..
  • ИЛИ ТАК :Автор текста размышляет над … и предлагает читателям задуматься ….

2 абзац Комментарий. Мы комментируем проблему К2

       к  сформулированной  проблеме  исходного текста:

  • как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • на чем заостряет внимание?
  • какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • какие эмоции автора выражены в тексте?
  • какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом?
  • как автору удалось привлечь к ней внимание?

                  Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Обязательно должно быть 2 цитаты по проблеме из текста. Проверяющий должен быть уверен, что вы понимаете текст. Вместо цитаты можно указывать номера предложений,  как в 9 классе . Помните, проще написать текстуальный комментарий, но если вы видите и уверены в тропах и синтаксических средствах – работайте с ними.

2 абзац.  Чтобы не было пересказа, явного и открытого, надо обязательно использовать выражения.

  •  МОЖНО НАЧИНАТЬ ВСЕГДА ТАК
    Автор раскрывает проблему на примере…
  • Автор обращает наше внимание на…
  • Автор особо подчеркивает, что…
  • Автор доказывает (убеждает, приглашает к
  • размышлению…)
  • Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…
  • Автор не случайно использует слово (слова)…
  • Автор упоминает (кого? что?)  с целью…
  • Автор подчеркивает, замечает, указывает на…
  • Автор размышляет (над чем)…
  • Автор высказывает интересное предположение…
  • Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает…

Н-р: В предложениях № 2-4 автор осуждает…….Он упоминает, перечисляет….    Автор особо подчеркивает :»    ЦИТАТА»

     3 абзац

   Позиция  автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

    Что хотел сказать читателям автор? Какова была цель его высказывания?  Как сам автор относится к поставленной проблеме?  Чему учит текст?

 Если проблема текста – это вопрос, то позиция  автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

  Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

3 абзац

  • Позиция автора такова: …
  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о   том, что …
  • По мнению автора, …
  • Всей логикой повествования автор убедительно  доказывает, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…

4 абзац       

К3. Собственное   мнение(позиция учащегося)

по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором).

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать.

Помните, что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов.

Пытаясь любой ценой оспорить очевидное, вы ставите себя в невыгодное положение. Не стоит отвлекаться от проблемы и писать свои лирические отступления по поводу и без. Их не оценят.

 Другое дело, когда точка зрения автора вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции

4 абзац

  • Я полностью согласен с мнением автора…
  • Я разделяю точку зрения автора…
  • С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых…
  • Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…
  • Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Я считаю необходимым возразить автору…
  • Я думаю, следует не согласиться с автором…
  • Мне кажется, автор не вполне прав…

Думаю, что продолжением этих предложений будет союз потому что. Например: Я полностью согласен с мнением автора, потому что …

5 абзац.К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

 Мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено  (Я согласен/

       не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.

Цель этой части работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его мнение.

Рассуждение строится по схеме:

  • тезис (положение, которое надо

доказать),  

  • аргументация (доказательства, доводы),
  • вывод (общий итог)

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

.

5 абзац Основные типы аргументов:

  • -Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из художественной литературы.  Во-первых, в рассказе ……   Во-вторых, герои…
  •  В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства. В повести В. Распутина… ………….

После каждого аргумента необходим вывод: Таким образом, мы видим, что…

Аргументы можно разделить на 2 абзаца, можно оставить одним!

6 абзац.Заключение  Общий вывод о значении текста, оценка прочитанного.

Заключительная часть сочинения может быть:

  • резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора);
  • риторический вопрос;
  • призыв, обращение к читателю;
  • использование цитаты;
  • открытый финал.

6 абзац.

  • Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна для современного читателя.  Данный текст заставляет задуматься об (А ДАЛЬШЕ – ПРОБЛЕМА ТОЛЬКО ДРУГИМИ СЛОВАМИ)ИЛИ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, НО ТОЖЕ ЧУТЬ ДРУГИМИ СЛОВАМИ.
  • Данная проблема  актуальна и в современное нам время.
  • В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Алгоритм написания сочинений по русскому языку,ОГЭ

Задание 15.3.Примеры написания сочинений на несколько тем...

Клише для написания сочинение по русскому языку в 11 классе

Клише для учащихся поможет написать сочинение на ЕГЭ по рускому языку....

Речевые клише для написания сочинения по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ

Речевые клише для написания сочинения по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ...