Конспект урока в 6 классе «Возвратное местоимение себя».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема: «Возвратное местоимение себя».

Класс: 6.

Учебник: Русский язык 6 класс 2 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Возвратное местоимение себя».

Класс: 6.

Цели: 

1) познакомить с особенностями возвратного местоимения себя;

2) научить употреблять его в нужной форме;

3) сформировать представление об активном использовании местоимения себя во фразеологизмах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка. Сколько местоимений спряталось в слове отсебятина? (Вариант: сколько личных местоимений спряталось в слове отсебятина?)

О т в е т: я, он, она, они, нас, тебя, тот, те, та, себя.

Проверка домашнего задания. Учащиеся, вызванные к доске, делают синтаксический разбор 2-го предложения, характеризуют числительные. Класс разбирает по составу выученные дома слова, определяет способ образования слова подзаголовок, повторяет сведения из § 77 в форме взаимоопроса.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ темы урока, характеристика прилагательного возвратный, подбор однокоренных слов, характеристика их значения.

2. Чтение сведений о местоимении себя, внесение их в таблицу. Склонение местоимения себя, запись всех форм в составе словосочетаний. Характеристика вариантов формы творительного падежа: собой — собою.

3. Работа с упр. 445, 446. Доп. задания: подчеркнуть местоимение как член предложения, синтаксический разбор 2-го и 4-го предложений из упр. 446 (по вариантам; у доски составляются схемы). Сложность задания состоит в том, что в двусоставных частях сложных предложений подлежащие выражены местоимениями: другой, кто, тот, нахождение которых вызывает у учащихся затруднения.

4. Работа с упр. 449 сопровождается анализом активности местоимения себя в составе фразеологизмов. Учитель организует групповой мини-конкурс: кто соберёт больше фразеологизмов с данным местоимением. Вариант работы: учитель предлагает составить 5–6 предложений с указанными выражениями (особую оценку получает группа, составившая связный текст): вбить себе в голову, знать себе цену, набивать себе цену, не в себе, не по себе, развязать себе руки, рвать на себе волосы, сам по себе, сам себе хозяин, брать себя в

руки, вне себя, выводить из себя, выдавать себя с головой, выходить из себя, держать себя в руках, напускать на себя, не помнить себя, оставлять позади себя, отрывать от себя, потерять себя, приходить в себя, сдерживать себя, ставить себя на место, строить из себя.

IV. Редактирование предложений с местоимениями.

С помощью учителя выполняется упр. 447. Когда возникают ошибки при употреблении местоимений, учащиеся формулируют, в чём именно они состоят.

V. Подведение итогов урока. Чем интересно местоимение себя? Перечислите его особенности, исходя из плана на с. 64.

VI. Домашнее задание. Повторить композицию рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Урок русского языка в 6 классе  УМК Р.Н. Бунеев, программа "Школа 2100"...

Презентация к уроку по теме: "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Презентация к уроку содержит в себе разработанный тест с применением интерактивной доски, а также элементы творческого задания...

урок по ФГОС "Возвратное местоимение СЕБЯ"

проект урока по возвратному местоимению СЕБЯ...

Презентация к уроку на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Презентация к уроку на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 7 класса...

Визитная карточка и презентация к уроку русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Данная презентация поможет учителю спланировать деятельность учащихся при изучении новой темы, разнообразить виды деятельности на уроке. Портрет Михалкова помещён для проверки домашнего задания: найти...

Конспект урока 6 класс "Вопросительные местоимения"

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков....