Конспект урока 6 класс "Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprositelnye_mestoimeniya.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Вопросительные местоимения»
6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.
- Тип урока: урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
- Цели урока:
2.1 .Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
2.2. Развивающие:
– формировать умение правильно употреблять вопросительные местоимения в устной и письменной речи;
– учитывать особенности склонения вопросительных местоимений в устной и письменной речи;
2.3.Воспитательные:
– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;
2.4. Метапредметные:
А. Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои действия с целью;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Б. Информативные:
- сформировать умение читать схемы и условия выбора орфограммы.
- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.
В. Коммуникативные:
- умение работать в группе.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.5. Предметные:
А. Познавательные:
– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;
- вспомнить определение местоимения, как части речи;
- дать определение понятия вопросительного местоимения;
- знать назначение вопросительного местоимения в речи;
Б. Практические:
- сформировать умение правильно склонять вопросительные местоимение;
- сформировать умение опознавать вопросительные местоимения в тексте и научиться анализировать их.
Перед уроком, на доске написать число, классная работа и тему урока.
Ход урока.
- Организационный момент (представиться, написать имя, фамилию, отчество на доске, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
- Проверка домашнего задания.7-10 мин. + сказать школьникам о том, чтобы они повторили всю теорию о местоимении, что была пройдена, т.к. на следующем уроке будет самостоятельная работа. В нее будет включен теоретический и практический материал.
396. Устная проверка(выборочный опрос). Разбор идет делать один человек к доске.
1.Мы (И.п.)- молодой весны гонцы(мн.ч., и.п.), она нас (В.п. ) выслала вперед .
2 . Ласточка(подлеж.) с весною(дополнение) в сени(обстоятельство) к нам (Д.п.) (дополнение) летит(сказуемое), с ней (Т.п.) (дополнение) и солнце(подлеж.) краше(сказуемое), и весна(подлеж.) милей(сказуемое) . (Повеств ., невоскл., сложное, состоит из 3-х частей
- Двусост., простое, распростр.
- Двусост., простое, нераспр.
- Двусост., простое, нераспростр.)
3 . Лед трескался, ломался на отдельные(мн.ч.) глыбы; вода всплескивалась между ними (Т.п., мн.ч.)
4 . Как мой (притяжат., И.п.) садик свеж и зелен! Распустилась в нем (П.п.) сирень.
Прилагательные в сравнительной степени(краше, милей) являются сказуемыми.
398. Устная проверка(выборочный опрос). Разборы идут делать два человека к доске.
1. Раз мы поймали молодого(молодость) журавля и дали ему(д.п.) лягушку . Журавль ее(В.п.) проглотил(глотка). Дали другую, третью, четвертую, пятую - проглотил. 2 . Подрезали(сказуемое) мы(подлежащее) этому(определение) журавлю(дополнение) крылья(дополнение), и стал(сказуемое) он(и.п.)(подлежащее) за женою(дополнение) всюду(обстоятельство) ходить(сказуемое). (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2-х частей
1. двусост., простое, распростр..
2. двусост., простое., распростр..)
3. Жена корову доить - и Журка с ней(т.п.), и в огород за ней(т.п.), и на полевые колхозные работы ходит с ней(т.п.), и за водой . 4 . Привыкла(словарн.слово) к журавлю она(и.п.), и без него(р.п.) ей(д.п.) уже скучно, без него(р.п.) никуда. 5 . Крикнет(1 спряжение): «Фру-фру!», журавль к ней(п.п.) бежит. Такой умница!
Сущ. Общего рода – умница.
I .Третью - числит. Лягушку (какую?) третью .
II . Н . ф . - третий , прост., порядк., В . п ., ж. р ., ед . ч .
III. определение
403. Проверка устно. Выборочный опрос. 1. Этот человек себе на уме(определение). 2 . Все устроилось само собой(обстоятельство). 3. Наездник не скоро пришел в себя (сказуемое) после того, как упал с лошади . 4. Читай про себя (обстоятельство). 5 . После болезни мальчик на себя не похож (определение).
Фразеологический оборот, который отрицательно характеризует человека?(себе на уме - скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде)
Синтаксический разбор предложения. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька быстро схватывала мою Соню и уносила к себе.
Доп. Задание: синтаксический разбор предложения.
У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
- Фронтальный опрос по пройденному материалу. Ответ формируется с помощью учителя. 2-3 мин.
- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и их количества, но не называет их)
- Какие разряды местоимений они знают + примеры
( личные – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Возвратное – себя
Вопросительные – кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?
Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.
Неопределенные – нЕкто, нЕчто, нЕкоторый, нЕсколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др..
Отрицательные – никтО, ничтО, никакой, ничЕй, нЕкого, нЕчего.
Притяжательные – мой, твой, наш, ваш, свой.
Указательные – тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные – весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой).
- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении местоимения могут быть подлежащими, дополнениями и определениями)
- Сколько местоимений включает в себя разряд возвратных местоимений? (одно местоимение «себя»)
- На что оно указывает? (указывает на то, о ком говорят)
- Какие особенности оно имеет? (Местоимение себя не имеет И.п., оно не изменяется по родам и числам, но может изменятся по падежам)
- Какими членами предложения может быть в тексте возвратное местоимение себя? (только дополнением)
Кто вытянет руку – спросить.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя: «Из предыдущих уроков, вы узнали, что существует разряд вопросительных местоимений. Сегодня цель нашего урока: научится правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая их некоторые особенности склонения. Запишите дату, классная работа и тему урока».
После этого, продиктовать и записать определение вопросительного местоимения на доске, проговаривая его, при этом попросить детей записать данное определение к себе в тетрадь: «Вопросительные местоимения содержат вопрос о лице или предмете, его признаках, о количестве. Например: кто? что? какой? чей? который? сколько? каков? Они служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях. Кто стучится в дверь ко мне?»
При этом, вопросительное местоимение который употребляется только в выражении который час, котором часу.
Все вопросительные местоимения изменяются по родам и числам, кроме кто и что, а так же все вопросительные местоимения склоняются, кроме каков.
Попросить учеников открыть учебники на стр. 171, прочитать правило в табличке и спросить: «Все ли верно я вам объяснила? А теперь обратите внимание на слова в зеленой рамочке. Рассмотрите таблицу склонения местоимения чей? (чьё? чья? чьи?). Обратите внимание на правописание разделительного ь.».
И. Р. Д. В. Т. П. | чей? (чьё?) чьего? чьему? чей? (одуш.:чьего?) чьим? (о) чьём? | чья? чьей? чьей? чью? чьей? (о) чьей? | чьи? чьих? чьим? чьи? (одуш.:чьих?) чьими? (о) чьих? |
6-7мин.
Практическое задание.
1) Давайте попробуем выполнить упр. 406 устно. Отвечает 2 ученика (по желанию). 3-5мин
И.п. кто? – что?
Р.п. кого? – чего?
Д.п. кому? – чему?
В.п. кого? – что?
Т.п. кем? – чем?
П.п. о ком? – о чем?
Доп. Задание: синтаксический разбор предложения. Двух учеников вызываем к доске и они делают синтаксический разбор предложений.
- Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка.
- У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
2) Переходим к упр. 407. Два ученика работают у доски (по четверостишию), остальные - в тетрадях. На выполнение задания отводится 9минут. Во время выполнения задания, проходить по классу.
Кто(вопросит. Местоимение, и.п., не имеет рода и числа) вареЖки(р.п. нет варежек) пёстрые вяжЕт(1 спряжение, поэтому е),
СтариННые(т.к. на стыке основы, оканчивающейся на букву н, и суффикса н. старина) песни поёт ?
Кто(вопросит. Местоимение, и.п., не имеет рода и числа) сказку такую(указательное местоимение, ж.р. в.п.) раССкажет(одна с относится к приставке, другая к корню),
Что снится всю ночь напролёт?
ЧЬи (Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е,ё, ю, я) волосы снега белее, (сравнит. Степень прил.)
А руки желты и сухи?(краткие прил.)
Кого я (личное местоим., и.п., 1 лицо, ед. ч. )люблю и жАлею(жалость)?
О ком(вопросит. Мест., п.п.) сочИнила(зачин) стихи?
Качественные прилагательные : пестрые, старинные,
Морфологический разбор под цифрой 3.
Сухи.
1.Каковы? прилагательное.
Н. ф. - сухой.
2.Качественное, Им. п. , мн. ч., краткая форма.
3.Сказуемое.
Синтаксический разбор под цифрой 4 .
вопросительное, простое, распространенное, двусост.
[ ̶ = и =]
3)Практическое задание на листочках (раздаются во время выполнения предыдущего упражнения). Ученики подписывают листочки. Необходимо вставить на пропущенных местах вопросительное местоимение, которое подходит по смыслу и указать его падеж.
- __________ это проделка?( чья, и.п. )
- __________ сейчас времени? ( сколько, р.п. )
- __________ сегодня число? (какое, в.п.)
- __________ участникам удалось выйти в финал? (скольким, д.п.)
- О __________ рассказе идет речь? (чьём, п.п.)
- __________ погода будет завтра? (какая, и.п.)
На выполнение задания дается 7-10 минут. После этого по цепочке или по выбору учителя ученики отвечают по 1 предложению. Если выбранный ученик затрудняется ответить, то спросить других учащихся.
- Домашнее задание записывается на доске – упражнение 409 и просмотр таблицы склонения местоимения «сколько» на стр. 172. Попросить посмотреть его в учебнике и спросить : «Все ли вам понятно в данном задании?». Если что-то вызывает трудности, то объяснить. Напомнить про самостоятельную работу по теме «Местоимение».
- Подведение итогов урока. Фронтальный, итоговый опрос.
- Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
Вопросительные местоимения.
- Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают?
Изменяются (кроме местоимений-наречий) по падежам и (местоимения-прилагательные) по числам. В предложении они могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
- В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?
В вопросительных предложениях.
(Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как вы работали на уроке, спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Определительные местоимения»
Тип урока: комбинированный - изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: создание комфортных условий для развития и обучения у...
Конспект урока "Отрицательные местоимения"
Урок разработан в соответствии с ФГОС к учебнику Баранова, Ладыженской....
конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык
конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык...
Конспект урока "Личные местоимения"
В данном конспекте представлен материал на закрепление по теме "Личные местоимения" в 6 классе...
Конспект урока "Неопределённые местоимения"
Конспект урока для учителя...
Конспект урока "Неопределенные местоимения"
Конспект урока "Неопределенные местоимения". 6 класс...
Конспект урока "Притяжательные местоимения" 6 класс
Конспект урока по русскому языку по теме "Притяжательные местоимения"...