урок по ФГОС "Возвратное местоимение СЕБЯ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Казанцева Надежда Николаевна

проект урока по возвратному местоимению СЕБЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_vozvratnoe_mestoimenie_sebya.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 6 классе.                                                                                                                                                                                                                                                                   Тип урока. Урок «открытия» новых знаний.                                                                     Тема.  Возвратное местоимение                                                                           Цель: формирование знаний о возвратном местоимении СЕБЯ.   Формирование УУД:                                                                                                                                  1. Личностные: учащиеся получат возможность на основе иронических предложений, фразеологизмов сформировать критическое отношение к себе, своим недостаткам, умение видеть смешное в своих действиях, не осуждать других за недостатки.                                                                                                                            2. Регулятивные: учащиеся научатся определять последовательность промежуточных целей для достижения результата, корректировать свою работу и работу партнёра.                                                                                                            3. Коммуникативные: учащиеся получат возможность активно сотрудничать с партнёром, в группе, развивать умение слушать и слышать других, связно высказывать свои мысли, следить за логикой рассуждения партнёра, аргументировать свои ответы, формировать собственное  мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения,                                                                                                                                                4. Познавательные: учащиеся научатся отрабатывать умения давать полные ответы, высказываться, выделять главное, делать выводы и устанавливать закономерности.                                                                                                                     5. Предметные: учащиеся научатся определять в тексте возвратное местоимение себя и использовать его в речи.                                                                      Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.                                                                                                             Ход урока:                                                                                                     I.Мотивация к учебной деятельности.  

                                                                                                               1                                                                                                                                        

                                                     

 Учитель.  Доброе утро всем, друг другу добра желающим.                                              Мы с вами вновь на уроке, на нашей весьма интересной работе.                              Прочитаем вместе эпиграф к нашему занятию.                                                          Я пишу, и пишешь ты,                                                                                                                                                         Вместе обсуждаем мы.                                                                                        Учитель. Так чем мы будем заниматься на уроке?                                                     Ученик. Писать и рассуждать.                                                                                                     Учитель. А для чего  нам это надо?                                                                                   Ученик. Учиться, получать знания, узнавать новое.                                                                  Учитель. А над какой темой вы  работали на прошлом уроке?                                                        Ученик. Личные местоимения.                                                                                     Учитель. Вы хотите расширить свои знания о местоимениях?                                Ученик. Да.                                                                                                                   Учитель. Какие два шага необходимо выполнить для получения нового знания?                                                                                                                        Ученик: выяснить, что мы знаем и не знаем.                                                    Учитель. Каким образом мы выясним, что уже знаем?                                    Ученик. Надо проверить выполнение домашнего задания, а затем выполнить задание на новое знание. Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем и причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.                  II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.                                                                                            Учитель. В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность.  После каждого выполнения заданий ставьте себе оценку в оценочный лист.

            ученик

          № задания

        Оценка

                                                                                                                                   2

Учитель. Проверим выполнение домашнего  задания. Те, кто выполнил упражнение  №10, для проверки обратитесь к эталону, который проецируется на экране.                                                                                                                              Обо мне, надо мной, со мной, передо мной, подо мной.                                                                                                                                         Те, кто выполнил упражнение №14, проверят свои ответы по эталону на карточках, которые лежат на столе.                                                                                                     У них, лучше их; за ней, от неё; у неё, её; у него, у неё, у них.                                                                              Те, кто подбирал загадки о животных с использованием  в них личных местоимений, садитесь вместе за один стол и проводите взаимопроверку.       (Предполагаемые  ответы учеников. «Он смело входит в каждый дом, хотя он с вами незнаком» - электрический ток).  «К какому местоимению нужно прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевлённый предмет» –  мыло»).                                                                                                                       Те, кто составил дома диалог с использованием личных местоимений по теме «Отдых в лагере», подойдите ко мне.                                                           Эталон  диалога «Отдых в лагере».                                                                        - Ребята, кто из вас этим летом  отдыхал в лагере?                                               - Я отдыхал в лагере «Космос» на берегу Волги.                                                                                                         - А что тебе запомнилось больше всего?                                                                                 - Для нас часто проводились интересные конкурсы, соревнования.                                                                                                            - А ты участвовал в этих мероприятиях?                                                                                  - Да. Мы с ребятами нашего отряда почти всегда побеждали!             Учитель. Посмотрим, как поработали ребята над упражнением №10. Какой можете сделать вывод по теме «Личные местоимения».                               Ученик. Личные местоимения склоняются по падежам, употребляются с разными предлогами и пишутся с ними раздельно.                                     Учитель. Какой могут сделать вывод о знаниях и умениях по теме  «Личные

                                                                                                                                               3

местоимения» те, кто выполнил упражнение № 14?                                             Ученик. К личным местоимениям её, его, их при употреблении их с предлогом добавляется буква  Н.                                                                                                     Учитель. Какой вывод сделали по теме «Личные местоимения» те, кто подбирал загадки с личными местоимениями?                                               Ученик. Нам пришлось обратиться к интернету, так как мы не знали загадки с личными местоимениями.                                                                                     Учитель. Как прокомментируют выполнение своего задания те, кто составлял диалог?                                                                                                                            Ученик. Мы справились с заданием довольно легко. Материал по теме «Личные местоимения» усвоен на достаточном уровне.                                      Учитель. Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока. В ваших  таблицах заполните 1 столбик.

Таблица:      

             знаю        

          хочу узнать            

                Узнал

Учитель. Прочитайте текст на доске и выпишите местоимения.                                       Я люблю спорт. Особенно мне нравится футбол. Им я занимаюсь с раннего детства. Становясь сильным, приобретаешь уверенность в себе.                                          Учитель. Проверьте  по эталону, какие местоимения вы выписали.                                                                                                   Я, мне, им, себе.                                                                                           Учитель. Какие затруднения у вас возникли?                                                                                  Ученик.  Я не выписал слово себе. Я не знаю, какая это часть речи.                   Учитель. Попробуйте просклонять это слово, как личные местоимения.                                      Ученик.  Слово себе не похоже на личные местоимения, я не могу поставить его в форму именительного падежа.      

                                                                                                                                   4

                                                                                                                           Учитель. В чем заключается затруднение?                                                                      Ученик. Нам не хватает знаний.                                                                           III. Выявление места и причины затруднения.                                     Учитель. Над какой темой мы работали на прошлом уроке?                                                    Ученик. Мы работали  над темой «Личное местоимение».                    Учитель. В чём же заключается проблема?                                                 Ученик. Мы не знаем, какой частью речи является слово себя.                Учитель. Заполните в ваших таблицах 2 столбик.                                                                  IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).                                                                                                        Учитель.  Какова же цель нашего урока?                                                                                        Ученик.  Я хочу узнать, какой частью речи является слово СЕБЯ .                                                                                                              Учитель. Какие методы мы использовали ранее для решения  подобных проблем?                                                                                                                            Ученик.  Мы использовали метод наблюдения, работали с учебником.                                             V. Реализация построения проекта.                                                        Учитель. Я предлагаю вам  обратиться к учебнику стр.18. Прочитайте  самостоятельно параграф 3 и попытайтесь найти ответ на это затруднение                                                                                 (работа с учебником).                                                                                                       Учитель. Теперь мы можем ответить на вопрос, какой частью  речи является   слово СЕБЯ?                                                                                                                            Ученик. СЕБЯ- возвратное местоимение . В этом разряде только одно слово. У него есть падежные формы, но нет Именительного падежа и формы множественного числа.                                                                                        Учитель. Теперь мы можем  сформулировать тему урока и записать                                                                                                                                                                                                                                                        её в тетради (проверка по эталону – запись на доске).

                                                                                                                               5

                                                                                                                                         СЕБЯ- возвратное местоимение.                                                                       Особенности - нет Именительного падежа и формы множественного                                                                                                                              числа.                                                                                                                                  Учитель. Обратимся  к шутливому стишку, прочитаем его вместе и расставим падежи над местоимением себя, затем сверимся с эталоном расстановки падежей  на доске.                                                                                                          Р.п. Как люблю я себя,                                                                                                            Т.п. Как любуюсь собой,                                                                                                         П.п. О себе говорю день  деньской.                                                                         Д.п. И себе установку даю:                                                                                                                             В.п. Вижу только себя и люблю.                                                                      Учитель. Были затруднения при выполнении задания? Какой вывод можно сделать?                                                                                                                         Ученик. Мы работали над падежными формами местоимения себя и убедились, что у него нет Именительного падежа и формы множественного числа.                                                                                                                          VI. Первичное закрепление во внешней речи.                                                       ( Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи – фронтально,   в парах или группах).                                                                                           Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умение применять его на практике.                                                                                                                    Учитель. Сейчас на доске появятся рисунки. К ним надо составить предложения, обязательно включив возвратное местоимение СЕБЯ. Эту работу выполняем в парах, вы можете совещаться. После каждого рисунка проверка по эталону составленных предложений.      

                                                                                                                              6

                                                                                                                                     1. Мальчик забивал в стену гвоздь и ударил себя по пальцу.                                               2. Девочка любуется собой в зеркале.                                                                      3. Ветеран рассказывает про себя ученикам.                                                                          4. Малыш уронил на себя тарелку с супом.                                                                            5. Старшая сестра несёт на себе младшую себе младшую сестрёнку.           Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?                                                                                                                           Ученик. Нет, мы с ним легко справились.                                                            VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.                                          Учитель. А теперь побудем  в роли учителя и исправим ошибки в данных вам предложениях, составленных иностранцами. Предложения  на карточке голубого цвета. Исправьте,  проговорите друг д ругу исправленный вариант предложения и запишите в тетрадь.                                                                        Надо быть уверенным собой.                                                                                             Будь внимательным с собой.                                                                                                 Собой надо меньше говорить.                                                                                          Сам надо строже относиться.                                                                     Учитель. Объясните, какие допущены ошибки.                                                                                                         Ученик. Везде вместо слов собой и сам надо употреблять местоимение СЕБЯ в разных падежах.                                                                                              Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?                         Ученик. Нет.                                                                                                    Учитель. Почему?                                                                                            Ученик.  Мал объем практического применения нового знания.                         Учитель. Тогда предлагаю выполнить ещё одно задание. Но для его выполнения нужно вспомнить, что такое фразеологизмы.                             Ученик.  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Об этом мы говорили, когда изучали тему «Лексика». 

                                                                                                                                   7

                                                                                                                                                                 Учитель. Обратимся к ним в упражнении 20. Что объединяет фразеологизмы, данные в этом упражнении?                                                     Ученик. Во всех используется возвратное местоимение СЕБЯ.                                                                                     Учитель. Предлагаю игру «Пинг-понг» (фронтальная работа по цепочке).    Первый ученик читает фразеологизм из учебника, а второй объясняет его значение, затем поворачивается к третьему и читает ему следующий фразеологизм - четвёртый объясняет и т.д. Если кто-то затрудняется с ответом – «мячик» перехватывает следующий. Два консультанта с фразеологическими словарями помогут нам.                                                                                                1-й ученик (читает). Взять себя в руки.                                                             2-й ученик (объясняет): сдержаться от возмущения, злости, обиды.                     3-й ученик (читает). Сдержать себя.                                                                      4-й ученик (объясняет): не высказываться и не совершать глупых и необдуманных действий.                                                                                             5-й ученик (читает). Превозмочь себя.                                                                6-й ученик (объясняет): заставить себя выполнять что-то, что не хочется.                                                                                                                        7-й ученик (читает). Выходить из себя.                                                               8-й ученик (объясняет): возмутиться, разозлиться.                                                  9-й ученик (читает). Прийти в себя.                                                                         10-й  ученик (сдержаться от возмущения, злости, обиды.                                        объясняет): опомниться, восстановить душевное равновесие.                                                                                                 Эталон   объяснений  фразеологизмов.                                                                                          Взять себя в руки. Сдержать себя – не высказываться и не совершать глупых и необдуманных действий.                                                                                                                          Превозмочь себя –  заставить себя выполнять что-то, что не хочется. Выходить из себя –  возмутиться, разозлиться.                                                                                                                  Прийти в себя –  опомниться, восстановить душевное равновесие.                                  Вне себя – злиться, пребывать в состоянии ярости.     

                                                                                                                               8

 Не по себе – чего-то бояться.                                                                                           Вбить себе в голову – принять какое-то решение, на чём-то настаивать и не уступать.                                                                                                                                        Про себя – чтение мысленно, не вслух.                                                             Набивать себе цену – хвалить себя, перечислять свои достоинства, заслуги.                                                                                                                   Само собой – не подлежит сомнению, не оспаривается.                                                  Так себе – не очень хорошо, хоть и не совсем плохо.                                                Выводить из себя – разозлить.                                                                                              Себе на уме -  умный и хитрый, но скрытный.                                                       Учитель. Какие были трудности при выполнении этого задания?                                                                                       Ученик. Не все фразеологизмы знал. Надо больше читать, пользоваться словарем.                                                                                                                                VIII. Включение в систему знаний и повторение.                                         Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? Ученик. Я узнал много новых фразеологизмов с возвратным местоимением себя.                                                                                                                     Учитель. Вы уверены в своих умениях?                                                              Ученик. Да.                                                                                                          Учитель. Как мы можем это проверить?                                                               Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.                                                                                                                       Учитель.  Попробуем выполнить более сложное, но интересное задание. Работаем в группах.  Продолжив первое предложение «Мы с ребятами решили сделать скворечник», вы строите текст. В конвертиках вам будут даны слова, чтобы составлять предложения, обязательно добавляете в каждое возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.

                                                                                                                                9

Затем нужно расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст. К данным в конвертике словам можно добавить свои.                                                                                                                           Слова в конвертиках:                                                                                                                1 предл. -  пригласил, одноклассники;                                                                                               2 предл. -  уверены, способности;                                                                                                        3 предл. -  выбрать, часть, работа;                                                                                                        4 предл. - контролировать, действия, не ссориться;                                                                          5 предл. -  гордиться, замечательный, потому что, получиться.            Учитель. Прочитайте ваш текст. Проверим его по эталону (на доске).                                                                                                                             1). Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске).                                                          2). Я пригласил одноклассников к себе домой.                                                                    3). Ребята были уверены в себе и в своих способностях.                                                      4). Каждый выбрал для себя часть работы.                                                                             5). Мы контролировали себя, свои действия и не ссорились.                                                     6). Потом мы  гордились собой, потому что скворечник получился замечательный.                                                                                                             Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?                                                Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.              Учитель. С заданием вы справились. Поставьте себе оценки в тетрадь за выполнение этой работы. Выполним самостоятельно ещё одно задание: выпишите из этого текста в тетрадь возвратное местоимение, подчеркните его как член предложения и определите падеж. Проверьте друг у друга выполнение этого задания, исправьте, если есть ошибки и проверьте выполнение  по эталону. Поставьте себе  оценку за выполнение этого задания.                                                                                                                                      (эталон) К себе – Д.п. обстоятельство;  в себе – П.п. дополнение;  для себя

                                                                                                                           10

                                                                                                       

– Р.п. дополнение;  собой – Т.п. дополнение, себя – В.п. дополнение.                                                                                                                               Учитель. Каким членом предложения выступает возвратное местоимение?           Ученик. Дополнением и обстоятельством.                                                                                                Учитель. Молодцы, ребята. Теперь немного передохнем. Проведем физкультминутку.                                                                                                                 Учитель. Проверим, все ли усвоили тему. Проведём  «Выборочный диктант».  Я читаю текст. Вам нужно выписать личные   местоимения  в первый столбик, а возвратные  во второй.                                                              Нам поручили ответственную работу. Я полагаюсь на себя в любой работе. Друг пригласил меня к себе в гости. Ребята долго трудились, и потому они заслужили хороший отдых. Недостатки  ищи прежде всего в  себе и не хвались собой.  Ему долго пришлось вспоминать события. Я написал в анкете о себе. Свои ошибки я не найду в твоём тексте.         Учитель.  Обратимся к эталону проверки выборочного диктанта.                                                                                                                          1. Личные местоимения: я, нам, меня, они, ему.                                                    2. Возвратное местоимение в разных падежных формах:  о себе, на себя, к себе, в себе.                                                                                               Учитель. Какие затруднения у вас возникли? Были ли ошибки?                         Ученик. Не знаю, куда определить слова  свои, твоем.                                              Учитель. Предположите, какая это часть речи?                                                                     Ученик. Местоимение.                                                                                                           Учитель. А знаем его разряд?                                                                                                                                                            Ученик. Нет.                                                                                                                                     Учитель. Значит, у местоимений больше двух разрядов и нам есть над чем ещё работать. Обратитесь к вашим таблицам и заполните третий столбик. Это наша работа на следующем занятии.                                                                                                   IХ.  Рефлексия учебной деятельности.    

                                                                                                                              11                                                                                                                                                              

Учитель. Чему был посвящен урок? Что вы узнали? Чему научились?   Ученик. Мы говорили о возвратном местоимении себя,  узнали, что местоимение себя часто используется во фразеологизмах. Научились определять падеж этого местоимения, составлять предложения с местоимением СЕБЯ.                                                                                                                                            Учитель. Что ещё узнали?                                                                                                   Ученик. Возвратное местоимение – одно местоимение СЕБЯ, не имеет Именительного падежа, множественного числа. В предложении может быть только второстепенным членом предложения - дополнением и обстоятельством.                                                                                          Учитель. Какие трудности возникали во время работы?                                                                                                     Ученик. Мы мало знаем фразеологизмов. Пришлось не раз обращаться к фразеологическому словарю.                                                                      Учитель. Вы сегодня молодцы! Какое у вас настроение?                        Ученик. Хорошее. Урок был интересным.                                               Учитель. У вас в тетрадях стоит 3 оценки за выполнение различных заданий. Ещё раз внимательно просмотрите выполненные заданий, вспомните свою активность и результативность действий на уроке и поставьте себе оценку за урок. Покажите её соседу. Согласен ли он?  Откорректируйте оценку.           На дом я задаю вам на выбор четыре задания:                                                                                                                                  1.  Кто все понял, но остался вопрос по теме урока  - упражнение 19 (вставить вместо пропусков возвратное местоимение в нужном падеже).                                           2. Кто все понял,  но не уверен, что  сможет объяснить эту тему товарищу -упражнение 17 (необходимо дописать предложения, вставив возвратное местоимение).                                                                                                                     3. Кто понял и сможет объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и - упражнение 21 (в выполнении поможет игра «Пинг- Понг»).  

                                                                                                                               12

                                                                                                                               

4. Задание  для «умников и умниц» - упражнение 18 (выписать из текста словосочетания с возвратным местоимением и обозначить крестиком главное слово в словосочетании).                                                                                                      Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности. Спасибо за активность на уроке.

   

                                                                                                                           13

     Министерство образования и науки Республики Татарстан

                                                ГАОУ  ДПО ИРО  РТ

  Лаборатория социально – гуманитарных дисциплин

Курсы ПК учителей русского языка и литературы

       «Современные педагогические  технологии, реализующие ФГОС ОО

на уроках русского языка и литературы»

(4 – 22 апреля 2016 года)

                                                    Проектная работа

                                   на тему «Возвратное местоимение»

                                                     слушателей  КПК

Казанцевой Надежды Николаевны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан,

г. Елабуга.

Мухарлямовой Светланы Ринатовны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средней русско-татарской школы №87» Московского района             г. Казани.

                                                   (урок ОНЗ).

                                                  Казань -2016

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Возвратное местоимение себя. Урок русского языка в 6

Урок русского языка в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.

Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного.  Работа представлена с...

Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Урок русского языка в 6 классе  УМК Р.Н. Бунеев, программа "Школа 2100"...

Презентация к уроку по теме: "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Презентация к уроку содержит в себе разработанный тест с применением интерактивной доски, а также элементы творческого задания...

Методическая разработка урока русского языка с презентацией "Возвратное местоимение себя"

Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои...