"Бессоюзное сложное предложение" ( 9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями. Учить находить БСП в тексте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Бессоюзное сложное предложение» ( 9 класс)
Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями
- Совершенствовать пунктуационные навыки
- Учить находить БСП в тексте
Развивающие:
- Развивать умения логически излагать свои мысли
- Развивать умения аргументировать, доказывать
- Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
Воспитательные:
- Формировать интерес к изучению русского языка через знания о роли и значении БСП
- Активировать познавательную деятельность учащихся
Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент.
2. Изучение нового материала
- Что вы знаете о СП? (имеет не менее двух основ)
- Что связывает части СП? (союзы сочинительные, союзы подчинительные и союзные слова).
- Сколько ПП может быть в составе СП? (много)
- Какие типы СП имеются? (ССП, СПП)
А теперь давайте перейдём к работе по новой теме. А по какой мы сейчас с вами узнаем.
Перед вами два простых предложения. Нужно составить из них все виды СП.
Я посмотрела в окно. Солнце ярко светило.
(Записывают предложения у доски).
А можно ли составить СП без союза? (Можно)
Я посмотрела в окно: солнце ярко светило.
Как мы назовём это предложение, если у него нет союза? (Бессоюзное)
Какова тема нашего сегодняшнего урока? (БСП)
Какие цели мы перед собой поставим?
Можем ли мы сразу определить, какой знак препинания нам нужно поставить между частями предложения? (Нет).
- Закрепление новой темы.
‒ Сравните предложения:
- Стало холодно, подул ветер.
- Стало холодно: подул ветер.
- Подул ветер ‒ стало холодно.
‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?
‒ Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.
5. Первичное усвоение новых знаний.
‒ Продолжи предложение: “Бессоюзное сложное предложение ‒ это такое … предложение, …” и запиши.
‒ Бессоюзное предложение ‒ это такое сложное предложение, в котором простые предложения соединены не союзами и союзными словами, а интонацией и смысловыми отношениями.
Самостоятельная работа учащихся. ( знаки препинания не расставлены)
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. ( учитель обращает внимание учащихся на то, что тире может встречаться не только в бессоюзных сложных предложений
Луна сияла ,украинская ночь была тиха.(И)(перечисление фактов)
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.(ЕСЛИ)(условие)
Ученье – свет, а неученье – тьма.(Простое предложение)
Печален я: со мною друга нет.(причина)
Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
Ответ:4
Итоги урока. Рефлексия.
-Что узнали на уроке? Чему научились?
Какое предложение называется сложным? Какие смысловые отношения могут быть в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП?
Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому все было понятно, кто выполнял задание без ошибок. А кто испытал затруднения? Можете поставить сами себе оценку, в зависимости от того, как вы работали на уроке.
Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...