Открытый урок по теме "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок по теме "Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_koren_slova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Конспект урока.
Тема урока: Корень слова.
Цели урока: повторить сведения о корне как значимой части слова; способы образования однокоренных слов; изученные орфограммы в корне слова.
Задачи урока:
Образовательные
- научить определять значение корня и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни;
- находить и исправлять в словах ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.
Развивающие
- совершенствовать логическое мышление, умение составлять алгоритм действий,
- развивать умение объяснять правописание с опорой на знания из области лексики и словообразования,
- активизировать внимание и орфографическую зоркость,
- развивать умение использовать изученный языковой материал в речи.
Воспитательные
- продолжить формирование устойчивого интереса к изучению языка средствами ИКТ;
- расширить представления учеников о мире профессий,
- прививать чувство ответственности за выставление оценки,
- воспитывать трудолюбие.
Оборудование урока:
- учебник русского языка,
- толковый словарь,
- орфографический словарь.
Мультимедийное оборудование:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- проектор;
- презентация к уроку.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Слайд 1.
2.Словарная работа. Слайд 2-3.
Соедините первые буквы слов, и вы узнаете новое словарное слово.
Рап__рт, юб__лей, корова, зд__ровье, ап__льсин, к__рзина (рюкзак).
Какая орфограмма объединяет слова? (непроверяемая гласная в корне слова).
Слайд 4
Ой ты зимушка-зима,
Все дорожки …. (зам.ла),
Все поля снежком покрыла,
Все овражки …. (зав.лила),
Льдом одело озеро,
Речку …. (зам.розила)
– На какую орфограмму слова? (проверяемая безударная гласная в корне)
– Чем являются слова замела, завалила ? (синонимы)
3. Целеполагание.
– В какой морфеме слова были орфограммы, с которыми вы работали?
(В корне).
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 5
(Тема: Корень слова).
–Попробуйте определить цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем заполнять наш рюкзак новыми знаниями!
4. Знакомство с новой темой.
- Прежде чем отправиться в путешествие по сегодняшней теме, ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
- Что изучает наука морфемика?
Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы) - Что называют морфемой?
Морфема – это. . . (значимая часть слова) - Какие морфемы вы знаете?
Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень, суффикс, окончание)
А теперь вопрос для любознательных. Почему же корень называется корнем?
(Корень – часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается. В переносном значении корень – это основа, источник. Корень слова тоже является основой слова.)
А сейчас я расскажу вам одну историю про волшебные деревья!
Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
Давайте и мы с вами вырастим волшебное дерево.
5. Первичное закрепление материала.
Задание: Составьте с данным корнем новые слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов
Вот какое замечательное дерево у нас выросло!
А теперь откройте учебники на странице 13 и прочитайте определение.
Какие слова в русском языке называют родственными?
( Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение).
Как по-другому можно назвать родственные слова? ( Однокоренные)
Давайте потренируемся.
Найдите однокоренные слова: Слайд 6.
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Ребята, а теперь давайте выучим скороговорку. Слайд 7.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит
В ней найдите слова с одинаковым корнем. Являются ли они родственными?
Сделаем вывод: Слайд 8.
· Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению.
· Общая часть родственных слов называется корнем.
· Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
· Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
6.Рефлексия.
– Ребята, стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня). Давайте проверим какие вы усвоили знания.
Слайд 9.
Игра «Третий лишний»
Из каждой строчки исключите неродственное слово
- Водитель, водит, вода.
- Вода, водичка, водить.
- Коса, косичка, косить.
- Желток, железо, жёлтый.
- Часовщик, час, часть.
- Печурка, печать, печка.
- Циркуль, циркач, цирк
Слайд 10.
Задание 3. Выпишите в первый столбик однокоренные слова, во второй – формы слова.
- лес, лесной, лесом, перелесок, лесник, лесочек, леса
- свет, светить, светлый, свету, посветить, рассвет, светом.
- дар, дарить, подарочный, подарок, дары
- винт, винты, винтить, винтовой.
- бок, боковой, бока, боковина, боков
- звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
7. Итог урока:
Подумайте о том, что вы узнали сегодня на уроке. Сделайте выводы.
Выводы:
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
8. Оценивание.
9. Домашнее задание.
& 74,Упражнение 393.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» с.Сергиевское
Грачевского муниципального округа Ставропольского края
КОСПЕКТ
открытого урока по русскому языку
ТЕМА
«Корень слова»
Подготовила учитель
русского языка и литературы: Коняхина Т.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Мама-первое слово"
Открытое занятие творческого объединения «С песней по жизни»Тема: «Мама – первое слово» Цель: Воспитание уважительного отношения к матери через композиторское и собственное исполнительское ...
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Открытый урок на тему: "Слово и его значения"
конспект + презентация открытого урока в 5 классе "Слово и его значения" по программе Е. А. Быстровой...
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".
Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....
Презентация к открытому уроку "Задумайтесь над словом "МАТЬ" в 6 классе
Презентация к открытому уроку, посвящённому Дню матери, в 6 классе по легенедам и сказаниям о матерях...
Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"
В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...