Открытый урок на тему: "Слово и его значения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Наумова Ирина Александровна

конспект + презентация открытого  урока  в 5 классе "Слово и его значения" по программе Е. А. Быстровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovo_i_ego_znacheniya_1.doc61.5 КБ
Office presentation icon urok_otkr._slovo_i_ego_znacheniya_2.ppt875 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Наумова Ирина Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия № 2

Тема урока: «Слово и его значения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий

предметные:  узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Е.А. Быстровой

Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал  (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Интернет – ресурсы:  http://ru.wikipedia.org,    http://nsportal.ru

Ход урока

  1. Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

  1. Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

А теперь  улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  Теперь займите свои места.

  1. А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?  Ну и обязательно приготовьте сигнальные карточки.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»        

- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого  нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (слайд 2):

  1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?

Это первая часть нашей темы.

2. (слайд 3)

сИдеть – сЕдеть

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.

- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ)  - Откройте тетради и запишите число и тему урока (слайд 5)

IV. Определение целей урока (слайд 6)

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

- Как вы думаете,  благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)

V.  Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу  учебника стр. 218-219 .

2. Какие корни имеет  слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология)

3. Еще раз проверяем себя (слайды 7, 8)

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 9)

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете,  почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

(слайд 10)

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!) 

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть.

VII. Закрепление

  1. Определить лексическое значение слова  и грамматическое значение

БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 11)

Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.

  1. СЛОВО ВЯЗЬ
  2. Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, то что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 12,13)стр. 269 в учебнике
  3. Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 14, 15)
  4. Выполнение упражнения 314 с использованием толкового словаря
  5. Проверка с сигнальными картами

- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?

  1. Задание по карточкам (определить лз слов по вариантам)
  2. Найдите слова с одинаковым грамматическим значением, выпишите их

Ель, бежит, на дереве, стол, говорить, на окне (слайд 16)

VIII. Итог урока

- Какое значение уникально,  а какое можно применить к группе слов?

-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)

IX. Домашнее задание §55, упр. 313 и 316 (на выбор) (слайд 17)

Х. Рефлексия

  1. Ответы на карточках

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

  1. Телеграмма (слайд 18 )

- Ребята, а вы знаете, что такое телеграмма?

 (сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации)  

Почему это слово стало редко употребляться?

Учащиеся отправляют телеграммы друг другу

Кому_______________________________

Текст сообщения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"

Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"

Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников....

Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...