Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature.docx | 32.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Цель урока: раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.
Оборудование: презентации, музыкальный проигрыватель, портреты Бородина, Васнецова, картины Васнецова, гравюры Фаворского.
Ход урока
Организационный момент.
- Проверка изученного.
- Назовите изученное нами произведение древнерусской литературы.
Вопрос | Ответ | |
1 | Чему посвящена древнерусская литература? | О князьях и их правлении, о походах, об исторических событиях, о быте славян. |
2 | Назовите жанры древнерусской литературы. | Поучение, повесть, слово, житие, хождение, патерик. |
3 | Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»? | Походу на половцев новгород- северского князя Игоря Святославича |
4 | Когда написано «Слово…» ? | 1187 г |
5 | Когда и где обнаружено «Слово»? | в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле в 1795 коллекционером памятников русской старины — графом Алексеем Мусиным-Пушкиным. |
6 | В чем идея автора «Слова»? | Отклик на события похода, излагает события, осмысливает и указывает на причину поражения- раздробленность Руси. Объединение русских князей (Золотое слово Святослава) |
7 | Работа с картой Древней Руси. Задание: какие реки, города, отмеченные на карте, упоминаются в «Слове»? С какой целью? | Дон, Азовское и Черное моря, Киев, Новгород, Дунай, Волга, Чернигов, Днепр, Зап.Двина, Полоцк, Переславль, Белгород, Рось. Показать необъятность русской земли- величественность, ее судьбу. Ведь главный герой – это русская земля- живое существо. |
2. Слово учителя.Переходим к изучению новой темы. Запись темы, озвучивание цели.
1) Давайте прослушаем текст на древнерусском языке начала “Слова о полку Игореве” (видеоролик)
2) Вслушайтесь в ликующую музыку этих строк – и сердца ваши наполнятся радостью. Сколько гармонии звучит в них. Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.
3. “Слово” в литературе.
Сообщение учащегося.
“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию:
Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”),
В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”),-перечисляет всех участников войны 1812-1814 гг и Полтавскую битву с участием Петра 1
- На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими в разлуку.
Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя...
О, всемогущее вино,
Веселие героя!
- Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал;
Их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами...
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.
Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами...
А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”),
К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”),
А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”).
С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина.
Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв,
“Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.
Выразительное чтение наизусть отрывка из цикла А. Блока о России “На поле Куликовом”.
- Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. - О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь. - Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
- И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль… - И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови! - Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных.
“Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.
4. “Слово” в музыке
Учитель.Одним из первых композиторов, который переложил «Слово о полку Игореве » на музыку, былАлександр Бородин - русский композитор, ученый-химик.
“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”
“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.
“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”
Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом.
Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой. Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.Этой мечте суждено было осуществиться.
Сообщение ученика. (прослушивание отрывка) Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.
Чтобы написать оперу, ему пришлось поработать со многими историческими источниками. Здесь и различные переводы “Слова”, и все исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.
Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.
Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.
Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.
У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.
Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии.
В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.
Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.
5. “Слово” в живописи.
Учитель: благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.
Многие художники в своем творчестве обращались к «Слову о полку Игореве».
Сообщение ученика о декорациях Рериха к опере “Князь Игорь”.
Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. “Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.
В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина
Художник Жак Бланш писал : “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”
Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.
В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.
Учитель: “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.
Сообщение учащегося о гравюрах Фаворского
В.А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.
Фаворский замечательно прочитал “Слово”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.
Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.
Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.
Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.
Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.
Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена.
О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”
Работа с гравюрами Фаворского. Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.
1.Ярославна рано плачет
А Путивле- городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю половецкую.»
2. Ярославна рано плачет
А Путивле- городе на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Для всех ты тепло и прекрасно…»
3.Тогда вступил Игорь- князь в золотое стремя
И поехал по чистому полю
4.Святослав смутный сон видел…
Серые вороны граяли у Плесеньска,
В предградье стоял лес Кияни,
И понеслись они, вороны, к синему морю…
5.Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Далеко залетело!
Не было она в обиду порождено
Ни соколу,
Ни кречету,
Ни тебе черный ворон,
Поганый половец!
6.Половцы идут от Дона и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
7.То были в те рати и те походы,
А такой рати не слыхано!
С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые…
8. Дружину твою, князь, крылья птиц приодели,
А звери кровью полизали…
9. Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в самом бою,
Прыщешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечами булатными
Учитель: Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи.
Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”,
картину Перова “Плач Ярославны”,
“Вещее затмение” Максимова.
Особенно знаменита картина В.М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.
6. «Слово…» в разных видах искусства- учитель
7. Итог
1. В каких видах искусства встречается «Слово…»? (литература, живопись, музыка, театр, кино, скульптура)
2. Почему “Слово о полку Игореве” продолжает жить в произведениях XIX–XX веков?Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
8. Заключительное слово учителя.
На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.
С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.
Сообщение учащегося о картине В.М.Васнецова.
Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.
Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:
Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,|
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.
Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.
Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.
По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.
Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....
Фотоальбом к уроку по "Слову о полку Игореве"
Фотоальбом к уроку по "Слову о полку Игореве"...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»
В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"
Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...
Презентация и уроки по "Слову о полку Игореве" для слабого класса
Система уроков разаработана для слабого класса и представляет собой комментированное чтение произведения....