План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Лариса Васильевна Свиридова

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий.

 

Задачи:

1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости между собой.

2.Формирование толерантных установок по отношению к разным     людям;

3.Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4. Развитие творческого потенциала учащихся.

5. Воспитание нравственных чувств.

 

Оборудование:

1. Большой лист бумаги с нарисованным «деревом толерантности».

2. Цветные листы бумаги квадратной формы.

3. Фломастеры.

4. Кленовые листья, вырезанные из картона для рисования эмблемы.

5. Магниты.

6. Музыка для релаксации.

7. Бабочки с прикрепленными к ним неоконченными предложениями.

 

Участники занятия: обучающиеся старших классов (10-11кл.).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_tolerantnost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого занятия

«Мы такие разные,

но все- таки мы вместе»

Автор-составитель

 педагог-психолог

МБОУ Заворонежской СОШ

Мичуринского района

Тамбовской области

Свиридова Лариса Васильевна

2013

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий.

Задачи:

1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости между собой.

2.Формирование толерантных установок по отношению к разным     людям;

3.Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4. Развитие творческого потенциала учащихся.

5. Воспитание нравственных чувств.

Оборудование:

1. Большой лист бумаги с нарисованным «деревом толерантности».

2. Цветные листы бумаги квадратной формы.

3. Фломастеры.

4. Кленовые листья, вырезанные из картона для рисования эмблемы.

5. Магниты.

6. Музыка для релаксации.

7. Бабочки с прикрепленными к ним неоконченными предложениями.

Участники занятия: обучающиеся старших классов (10-11кл.).

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

- Добрый день, дорогие ребята!

- Я приглашаю Вас на свое занятие, которое называется «Мы такие разные, но все- таки мы вместе». Надеюсь, оно Вам понравится, так как в нашем сложном мире очень важно быть толерантным, уметь принимать как самого себя, так и окружающих со всеми особенностями, «трещинками». Я прошу, чтобы каждый из Вас, был не просто пассивным зрителем, а активным, добрым и креативным участником занятия.

Выбор участников тренинга.

1. Упражнение «Цветок индивидуальности» (2 минуты). 

Цель: показать, что все мы разные, каждый - индивидуален.

Всем участникам раздаются разноцветные квадратики бумаги.

-Дорогие ребята, у вас в руках листочки, упражнение мы будем выполнять с закрытыми глазами все вместе. Будьте внимательны!

1. Сверните листок бумаги пополам.

2. Оторвите верхний правый угол.

3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол.

4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол.

5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол.

6. Откройте глаза.

- Разверните свои «цветы», поднимите их и покажите всем. Попробуйте найти копию своего «цветка». Ее нет! Точно также нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны с присущими только нам особенностями!

- Посмотрите на ваш цветок, у некоторых из Вас есть надпись на обратной стороне Вашего цветка. Вам повезло! Прошу Вас пройти для участия в тренинге!

2. Упражнение «Звали, зовут, будут звать …» (1 минута).

Цель: знакомство участников занятия

-Для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно на нашем занятии, нам необходимо познакомиться. Я предлагаю это сделать так: повторяем по кругу, я начинаю, а вы продолжаете за мной:

 «Когда я была совсем маленькой, меня звали Лара, сейчас зовут Лариса Васильевна,  а здесь мне хотелось бы, чтобы меня называли Лариса»

- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

  1. Основная часть:

  1. Покажите Ваш цветок…(1 минута).

Цель: показать сходства, общность интересов и увлечений участников занятия.

-А сейчас я попрошу поднять свой цветок индивидуальности тех из вас, кто:

-любит домашних животных;

- любит путешествовать;

- боится высоты;

- считает себя жаворонком;

- любит смотреть боевики (мелодрамы);

- умеет водить машину;

- любит мороженое;

- кому интересно проводить время в социальных сетях;

- кто любит свою школу;

- чувствует себя счастливым;

- может сделать счастливее своих близких.

- Молодцы! - При всей индивидуальности у нас есть и нечто общее, в этом мы с Вами сейчас убедились

Мы все разные и в этом наша самая большая ценность! Кто-то любит слушать музыку, кто-то заниматься спортом, кто-то играть в компьютерные игры, а кто-то разводит цветы, но, несмотря на это, нам хорошо вместе. Мы нужны друг другу!

  1. «Круг с карандашами» (1 минута).

-Для того, чтобы почувствовать друг друга, найти баланс давайте выполним упражнение с карандашами. Для этого всем участникам необходимо встать в круг, стараясь удерживать карандаши между указательными пальцами стоящих рядом соседей, выполнить следующие движения:

Поднимите руки вверх;

Опустите вниз;

Вытяните руки вперед;

Присядьте;

Встаньте;

Сделайте шаг влево;

Сделайте шаг вправо;

Подпрыгните вверх;

-Молодцы! Все справились! Сложно ли было выполнять упражнение?

Думаю, что вы почувствовали, насколько необходим баланс между партнерами общения.

         3. Продолжи предложение «Толерантность - это…» (1 минута).

Цель: уточнение понимания толерантности.

-Мы сегодня с вами ведем разговор о толерантности. А как вы понимаете, что такое толерантность? Продолжите одним словом предложение по кругу «Толерантность - это…». Если вам трудно это сделать, то вам поможет ваш цветок, на обратной стороне которого есть подсказка.

-Давайте соберём все слова, которые составляют понятие толерантность. Прочитайте слова, написанные на обратной стороне Вашего цветка (участники по очереди читают слова, записанные на цветах: Уважение, Сопереживание, Дружба, Понимание, Поддержка, Сотрудничество).

3.Творческая работа «Эмблема ТОЛЕРАНТНОСТИ» (коллаж) (3 минуты).

Цель: Развитие творческого потенциала учащихся, создание символа толерантности.

-А сейчас мы вместе с вами попробуем сделать эмблему толерантности. Для этого вам потребуются кленовые листья, на которых нужно символично изобразить символ того понятия, который у вас на цветке (Уважение, Сопереживание, Дружба, Понимание, Поддержка, Сотрудничество)

Под музыку участники рисуют эмблему.

- Молодцы, все справились. Расскажите, что вы изобразили на своем листочке и приклейте его на дерево (листочки наклеиваются на символический рисунок дерева, который вывешивается на магнитной доске)

- Конечно, все мы неповторимы, но для того, чтобы нам вместе было комфортно, нужно быть доброжелательными, уметь сочувствовать, понимать, принимать и поддерживать людей с которыми мы общаемся.

Вот то, что нам нужно, чтобы школа стала «Пространством толерантности».

4. Притча

Цель: в метафоричной форме закрепить знания о толерантности.

В одной старой притче говорится о человеке, который решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Человек – такой маленький. Тогда Человек  решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Человек – такой маленький. Тогда Человек решил изменить свою семью. Но семья у Человек такая большая, одних детей десяток. Так Человек добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

5. Упражнение «Гром аплодисментов» (1 минута).

Цель: поднятие самооценки и поддержка положительных изменений в себе.

- Наверное, в каждом из нас есть то, что мы хотели бы изменить в себе. В психологии есть понятие «самореализующееся пророчество», и если желаемое искренне проговорить, то оно обязательно сбудется.

Каждый из вас по очереди берется за ручку воображаемой двери и со словами: "Я открываю дверь..." называет то, чему он "открывает". Затем он "закрывает" дверь, также называя, чему или кому он закрывает ее.

Например: "Я открываю дверь уверенности в своих силах и здоровью, а закрываю – раздражительности и плохому настроению". В ответ вся группа одаривает говорящего громкими аплодисментами.

- Спасибо! Готовность к изменениям, желание изменить что-то – очень важное качество, влияющее на нашу жизнь.

  1. Заключительная часть

1. Релаксация «Мы вместе» (1 минута) (звучит музыка)

Цель: единения с группой, при помощи творческого воображения. «Закройте глаза, возьмитесь за руки с человеком, сидящим рядом с Вами, поднимите руки вверх, покачайте ими, опустите. Представьте, что вы не одиноки в этом мире, рядом с Вами - Ваши друзья, единомышленники и приятные Вам люди. И, несмотря на то, что мы такие разные, мы любим жизнь, любим своих родных, свою семью, друзей, свою родную землю! Откройте глаза, улыбнитесь друг другу!

2. Рефлексия (1 минута).

Цель - обратная связь с участниками занятия.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Возьмите, пожалуйста, бабочку и продолжите высказывание:  

Мне понравилось больше всего…

Самым интересным для меня было…

Я испытывал…(чувство)

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...

Я обнаружил, что я умею...

Подведение итога занятия:

 - Благодарю всех участников тренинга и желаю всем уметь находить в человеке лучшее, принимать окружающих людей с открытым сердцем и открытой душой. Все, что Вы отдаете, Вы обязательно получите обратно хорошей судьбой, крепким здоровьем, Вас будут ценить, с Вами приятно общаться. А это большая радость и счастье.

Удачи Вам!

Список литературы:

  1.  Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М. 2003.
  2.  Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею. Обучение, погруженное в общение. М.. 1997.
  3.  Личностное портфолио старшеклассника: учеб.- метод. пособие /     З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова,; Под ред. Черниковой,-2-е изд., стереотипное – М., Глобус, 2007.
  4.  Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его

разрешения, Санкт – Петербург, 1993.

  1.  Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для педагогов, психологов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010.
  2.  Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа/ авт.-сост. М. Ю, Михайлина.-Волгоград: Учитель, 2009.
  3.  Самоукина Н.В.. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  4.  Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю. А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5.  Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика/ Пер.с нем. М., 2005.
  6.  Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе.-3-е изд.-М.: ГЕНЕЗИС, 2010-167 с.
  7.  Шарапановская Е. В. Социально - психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
  8.  Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"

Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т....

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе

Разработка сценария классного часа...