Урок развития речи в 6 классе «Как писать письмо?»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).
Вид урока: развитие речи.
Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор с презентацией.
Основные цели:
- знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями;
- развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре;
- формирование культуры общения;
- воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,
- отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к
людям, своей земле.
Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).
Вид урока: развитие речи.
Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор с презентацией.
Основные цели:
- знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями;
- развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре;
- формирование культуры общения;
- воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,
- отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к
людям, своей земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап международного конкурса методических разработок «Урок Победы», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Номинация «Лучший урок русского языка»
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа № 108 «Взлет» г. о. Самара
Кухно Ирина Юрьевна
Урок развития речи в 6 классе «Как писать письмо?»
Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).
Вид урока: развитие речи.
Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор с презентацией.
Основные цели:
- знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями;
- развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре;
- формирование культуры общения;
- воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям,
- отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к
людям, своей земле.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, у меня в руке обыкновенный белый конверт. Иногда он бывает с ровным или неровным почерком, подписанный аккуратно и не очень. Но что в нем? Радостная весть или печальная, важные новости или не очень, но в любом случае оно содержит какое-то сообщение. А вам приходилось когда-нибудь писать письма? (Да).
- Кому вы их писали? Для чего? (Родным, близким, друзьям для того, чтобы поделиться своими чувствами, мыслями, переживаниями). А теперь посмотрите на этот необычный конверт (треугольник). Такие конверты во время Великой Отечественной войны отправляли воины друзьям, знакомым, близким людям.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Именно поэтому мы проводим его в школьном музее боевой и трудовой славы, я приглашаю вас совершить экскурсию в прошлое. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, читая письма бойцов. Безусловно, читать чужие письма нельзя, но эти письма особенные. Их разрешили прочитать, открыв всему миру ужас войны и душевную боль людей, родственники участников войны, потому что на этих страницах живет история нашего Отечества, там скрываются судьбы людей, отдавших свою жизнь за ваше будущее.
- Цель нашей экскурсии: узнать об особенностях эпистолярного жанра и увидеть важные детали, помогающие сделать письмо не только источником информации, но и средством общения. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному употреблению в речи обращений и вводных слов. Итак, нам предстоит большая, серьёзная работа в музее, и я каждому из вас желаю успехов.
-Вы готовы? (да)
2. Проверка домашнего задания
- Я вас просила дома просмотреть литературные произведения и найти те, в которых есть письмо или записка и подумать над тем, зачем в век информационных технологий необходимо умение писать письма, и нужно ли это? (Ответы учащихся).
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, а вы можете мне назвать жанр, к которому принадлежат письма? (Нет).
Этот жанр называется эпистолярным. Один из вас получил на прошлом уроке индивидуальное задание: с помощью «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова выяснить значение слова «эпистолярный». Итак,
Эпистолярный. 1. Относящийся к частной переписке, к письмам. 2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). (Слайд №1*, работа в тетрадях: учащиеся записывают значения слова).
- Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что к эпистолярному жанру относятся не только письма, но также дневники, то есть записи, ведущиеся изо дня в день для того, чтобы можно было, возможно, изменить себя, разобраться в себе, в окружающих событиях. Также к эпистолярному жанру относятся и записки. В следующем учебном году мы с вами более подробно остановимся на этих разновидностях эпистолярного жанра, а сегодня обратимся к первому значению этого слова и будем учиться правильно писать письма.
Лексическое значение слова письмо нам скажет другой ученик, который также обратился к словарю И.С. Ожегова.
Письмо. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Умение писать.
- Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
- Манера художественного изображения.
(Слайд №2, работа в тетрадях: учащиеся записывают значение слова).
- Ребята, а как называются слова, которые имеет два и более лексических значений?
(Многозначными).
- А какое значение интересует нас сегодня?
(Первое).
- Давайте подумаем, какими бывают письма? (Слайд №3, №4: примеры официального и неофициального письма).
Итак, мы с вами выяснили, что письма бывают официальными и неофициальными. Письма, к которым мы обратимся сегодня, взяты не из художественных произведений, они написаны бойцами с фронта простым разговорным языком. Эти послания эмоционально насыщены и подталкивают читателя к размышлениям.
Очень важно различать слова-паронимы адресат-адресант (учащиеся записывают в тетради значения слов).
4. Закрепление материала. Практическая работа.
- Давайте подумаем, какие чувства вызывает у нас письма?
- Рассмотрим композицию этих писем. Чем они похожи? В чем их различие?
Делается вывод о том, что во всех письмах есть обращения, (в основном развернутые: милые, глубокоуважаемая, дорогие мои и т.д.) есть слова, придающие образность речи (метафоры, эпитеты; что указывает на богатый речевой строй языка людей, писавших эти письма. Есть эмоционально-окрашенные слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, употребляемые в словах, говорят о теплом отношении адресанта к адресату. Вопросная форма текста имеет признаки диалога, т.к. подразумевает обязательный ответ). В конце писем обязательно звучит просьба об ответном письме. Учитель обращает внимание учащихся на то, что письма ждали как важного события. Оно помогало наладить связь с близкими, передавало ту теплоту души, которая была необходима бойцу в страшных сражениях.
Добрый день, мои
Родные Мама, Люся,
Игорь и Леночка!!!
Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной.
Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение.
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал.
Как милые Ваши дела?
Как, мамочка, твое здоровье?
Пишите больше и чаще.
Крепко целую Ваш Жора
Полевая почта 575 261 Б.А.О Горелов
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-1об.
4 мая 1942 г.
Добрый день дорогие
Мама, Нюся, Игорь, Леночка!
Получил ваше письмо. Большое спасибо, а самое большое спасибо за ваше поздравление в честь моего 25-летия. Живу я милые по-старому, т.е. на моем фронте существенного ничего не произошло. Милая Мамочка, ты спрашиваешь, какие у меня … волосы … сначала показалось малость седых, но я их вырвал, так что теперь нет много, только морщины на лбу и что делать не знаю.
Получаю письма от … Она пишет, что у нее все в порядке. Посылаю вам свою фотокарточку. .. в феврале … на скорую руку… сделал.
Милая мамочка, как твое здоровье? Ты обо мне меньше всего думай. Это будет лучше для тебя.
Милая сестричка и племяннички, как вы живете, как здоровье?
Игорек, как тебе не стыдно, ты мне не пишешь ничего. Ты не знаешь, как приятно сейчас прочитать письмо от родных.
Снег почти везде растаял и очень много валяется в живых фрицев. Зимой их в снегу видно было меньше. Может приедешь посмотреть, что здесь творится? Только я не советую это смотреть всю жизнь.
Уже темно, ничего не вижу, пишу на удачу, по привычке.
Пока. Всего хорошего. Крепко целую всех. Пишите. Ваш Жора.
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-2об.
Здравствуйте глубокоуважаемая
Дора Тихоновна!!
Я друг и товарищ Вашего любимого и дорогого мужа Петра Титовича, с которым я в октябре 1942 г. Пришел в это соединение и прошел весь боевой путь от Волги до Немана. До сентября т/г мы были в разных частях, но с сентября его перевели к нам в часть и мы снова стали с ним вместе служить. Он был верный товарищ, который верно служил нашей матери Родине и боролся за свободу и независимость не щадя свои силы, здоровье… я знаю, что… принесет очень печальную весть, но что ж сделать – случившееся не вернешь. Война, навязанная нам проклятым врагом, которого мы истребляем за причиненное нам горе и несчастья, много принесла тягот нашему народу. Я Вам очень сочувствую и вместе с Вами переживаю несчастье, постигшее Вас.
29 ноября в 1005 мин. Вечера мы потеряли своего боевого друга и товарища, а Вы любимого мужа и отца детей.
Случилось это так. Вечером 29 ноября мы пошли с ним на передний край проверять оборону. Окопы расположены в 500 метрах от леса по берегу реки Неман и вот, когда мы вышли из леса и пошли лугом к берегу реки со стороны противника раздался выстрел. Петя вскрикнул: «Ой, я кажется ранен» и стал опускаться на правый бок. Я быстро перевязал ему раненую грудь и повел его до повозки, чтоб отправить в полевой лазарет. Идти нам пришлось метров 300-400. Когда его клали на повозку, он еще был в сознании – говорил и просил: «Если что случится, ты чтобы сообщил домой Вам… полевой лазарет… Петя скончался… в последний путь… хирург делал вскрытие трупа и обнаружил, что пуля задела сердце, если бы она прошла хоть на пол сантиметра в стороне, сердце было бы сохранено и он остался бы живой. Смерть наступила от излияния крови.
Похоронили мы его со всеми воинскими почестями, с отдачей салюта. Перед погребением мы его сфотографировали, правда день был пасмурный и видимость плохая, но как только я получу карточки, я их Вам вышлю.
Похоронен он на кладбище деревни «Пектупинен» [Почегенской] вол. Мемельской обл. на шоссе Тильзит-Шауляй, в 12 км от Тольятти.
Личные вещи я передал по описи в штаб части для отправления их нам, а эти 12 фотокарточек, что Петя снят в гражданской форме я послал сыну Михаилу по адресу Полевая почта 70968 ж.
На могиле Петра Титовича мы поклялись отомстить за нашего друга и товарища и Вашего спутника жизни.
Желаю Вам бодрости, здоровья
С искренним приветом – сочувствием вашему горю – уважающий…
Сам я москвич, где живет моя 65 летняя старуха мать, а жена Л.И.Розанова с 4-х летним сыном эвакуированы в … Саратовской области, ул.Тельмана, д.106.
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 2. Д. 20. Л. 1-2
Письмо с фронта Михаила Ивченко,
погибшего 23 мая 1945 года
Венгрия 13 марта 1945 г.
Здравствуйте дорогие мои мама и сестричка Раечка.
Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а наоборот переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом. Мама, прошу вас, чтобы вы Раю хотя бы не тревожили, не давали вид о том, что вы переносите большие тяжести, ибо это может сильно отразиться на ее здоровье и учебе.
На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету.
Оставайтесь бодры и …
Пишите письма.
Ваш сын Михаил
(посылаю 3 листка бумаги)
Здравствуй дорогая мамочка,
Шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю.
Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г.Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым.
Виктор
- Какие композиционные особенности имеют прочитанные нами письма? (Ответы учащихся)
- Вспомните, пожалуйста, композицию народной сказки. Из каких смысловых частей она состоит?
- Вот и письмо, как и любое литературное произведение, состоит из следующих смысловых частей:
- зачин;
- основная часть;
- концовка.
При этом в зачине обязательно присутствует приветствие с обращением, а в концовке прощание с обращением. Ну а в основной части то, о чем хочется рассказать.
- Приведите, пожалуйста, примеры зачинов и концовок писем. (Ответы учащихся, запись в тетрадях своих примеров).
- Ребята, скажите, пожалуйста, а записку можно отнести к эпистолярному жанру? (Нет).
- Правильно, записка отличается от письма.
В письме надо более подробно описывать и чувства, и мысли, придавая им поэтическую выразительность и украшая их эпитетами, метафорами, синонимами, сравнениями. Если следовать этим рекомендациям, то письмо не будет скучным. Оно получится не только интересным, но и красивым.
А сейчас разбейтесь на группы по четыре человека и продумайте, пожалуйста, обрамление к письму, которое может стать ответным на одно из прочитанных писем. (Чтение получившихся примеров, причем одни придумывают зачин, а другие концовку. Оценивается оригинальность этих смысловых частей. Работа в тетради.
5. Итоги урока. Рефлексия.
-Ребята, наша экскурсия завершилась, и мы возвращаемся в класс.
Понравилась ли вам экскурсия? А что особенно понравилось?
Подводя итоги нашему уроку, давайте ещё раз вспомним, что мы узнали о письме?
- Что такое эпистолярный жанр?- Для чего он служит? И нужен ли он вообще?
- Что относится к эпистолярному жанру?
Вы активно работали? А кто был самым активным?
Вашу работу я оцениваю отметками (выставление отметок)
6. Домашнее задание.
-И продолжением нашего урока- экскурсии будет ваше домашнее задание. Я вам предлагаю написать письмо ветерану. Не забудьте о композиции письма.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...