Работа с текстом как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
«Я глубоко ушёл в немеющее время»
Осип Мандельштам
Я глубоко ушёл в немеющее время,
чтоб в будущее углядеть просвет.
Простите же, что я не с вами всеми, –
и что меня на рынках ваших нет.
Ищу остатки рухнувшего храма.
Что чтите вы – не ведая о том?
Ах, может, в самом деле, – в том и драма,
что молитесь на месте вы пустом.
Вы молитесь тому, чьё имя – пусто.
Вы молитесь дыре, в которой свет.
Ну а она – не ложе ли Прокруста,
в котором в душу встраивают бред?
«Тот свет»? Уже он создан. Перед нами
сознанье усыпляющий туман.
Спим наяву. Мы одержимы снами.
И душу – экранирует экран!
Туда ли слать моления о чуде?
(Ты мог бы быть живым, иным быть мог!)
А из дыры – потоки словоблудья,
неудержимый образов поток.
…Я глубоко ушёл в немеющее время.
Оно измаялось от немоты.
И слова в нём несказанного бремя.
Дано ли угадать его черты?
Да, Слово нужно – не изображенье,
не новый идол (смолкни и смотри!)
Лишь в слове – смысл. Лишь в нём преображенье.
И свет, что вспыхнуть должен изнутри.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Работа с текстом как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
Слайд 2
«Я глубоко ушёл в немеющее время»
Осип Мандельштам
Я глубоко ушёл в немеющее время,
чтоб в будущее углядеть просвет.
Простите же, что я не с вами всеми, –
и что меня на рынках ваших нет.
Ищу остатки рухнувшего храма.
Что чтите вы – не ведая о том?
Ах, может, в самом деле, – в том и драма,
что молитесь на месте вы пустом.
Вы молитесь тому, чьё имя – пусто.
Вы молитесь дыре, в которой свет.
Ну а она – не ложе ли Прокруста,
в котором в душу встраивают бред?
«Тот свет»? Уже он создан. Перед нами
сознанье усыпляющий туман.
Спим наяву. Мы одержимы снами.
И душу – экранирует экран!
Туда ли слать моления о чуде?
(Ты мог бы быть живым, иным быть мог!)
А из дыры – потоки словоблудья,
неудержимый образов поток.
…Я глубоко ушёл в немеющее время.
Оно измаялось от немоты.
И слова в нём несказанного бремя.
Дано ли угадать его черты?
Да, Слово нужно – не изображенье,
не новый идол (смолкни и смотри!)
Лишь в слове – смысл. Лишь в нём преображенье.
И свет, что вспыхнуть должен изнутри.
Слайд 3
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама на стенке вагона в метро, информация по радио, телевидению, доклад на собрании, заявление при приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через интернет… И это уже не говоря о широком, семиотическом ( наука о знаковых системах - семиотика) понимании этого термина, когда текстом считается и танец, и система дорожных знаков, и чек из продовольственного магазина.
Работа с текстом является одним из определяющих критериев оценки единого государственного экзамена в заданиях ( №9 ОГЭ и №27 ЕГЭ) по гуманитарным дисциплинам. Текст – это способ философствования, это ответ на спрашивание, поэтому одним из направлений в преподавании русского языка литературы в современной школе является ориентированность на текст.
Слайды 4-7
В учебниках уже с 5 класса уделяется работе с лингвистическим текстом, членение которого на микротемы продолжается на протяжении обучения в среднем звене. К каждому тексту подобрана своя система заданий, что позволяет развивать внимание уч-ся, что в свою очередь способствует накапливанию опыта чтения и понимания текстов научного стиля. Параллельно с развитием навыков чтения-понимания научной информации идёт работа с художественными и публицистическими тестами. На этих текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, тесно связанные с анализом образно-эстетических отрывков. Работа с художественным текстом требует:
создания соответствующих условий для восприятия художественного текста и заданий - вопросов типа: прослушайте текст, какие картины возникают в вашем воображении, какие краски понадобятся, чтобы нарисовать цветную иллюстрацию? осмысления лингвистических средств создания образности художественного текста (работа над словом); отработки навыков выразительного чтения (темп чтения, тембр голоса, тон, повышение-понижение голоса, логическое ударение, пауза). Здесь малокомплектные классы находятся в преимущественной ситуации, потому что каждый ученик имеет возможность прочитать текст вслух. Заучивание теста наизусть и подготовка к письму по памяти, при этом идёт интенсивное обогащение словарного запаса учащихся.
Подобные уроки близки урокам словесности.
Слайд 8
Тексты для анализа беру:
- из рабочих тетрадей по русскому языку. Использование тетрадей позволяет значительно сэкономить время, так как ученикам не приходится переписывать текст в тетрадь, но задания иногда корректирую;
- демоверсии ОГЭ за предыдущие годы.
Слайд 9-12
Анализ текста может быть полным и частичным. Полный анализ предполагает разбор текста с учётом его речеведческих характеристик. Частичный характеризует текст с какой-либо одной стороны. Работа с текстом на уроках русского языка в основном носит комплексный характер и обычно включает следующие этапы:
- задания на осмысление текста (озаглавить текст или из предложенных названий выбрать наиболее соответствующее теме или основной мысли текста, собрать текст из «перепутанных» предложений, определить стиль и тип речи текста, найти утверждение, соответствующее (не соответствующее) содержанию текста, составить план или выписать недостающие пункты плана, ключевые слова, в каком значении употребляется то или иное слово и т. п.). Говоря о теме текста, мы вычленяем основные проблемы и авторскую позицию, что даёт возможность наработать модели сочинения (часть 3 ОГЭ, задание 9).
- лексические задания (указать значение слова, подобрать к слову синонимы (антонимы), какую роль имеет повтор слов, однозначные - многозначные слова). Дети имеют возможность на уроке работать с разными словарями;
- работа над изобразительно-выразительными языковыми особенностями (найти сравнения, эпитеты олицетворения и т. д.);
- орфографические и пунктуационные упражнения (вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы);
- грамматические задания: выписать односоставные предложения, определить их роль, начертить схему указанного предложения, найти слова с той или иной орфограммой; объяснить употребление тире (двоеточия, скобок) в предложениях данного текста, графически обозначить обособленные члены предложения, произвести синтаксический разбор предложения, произвести различные виды разбора слова). Здесь дифференцированно подхожу к составлению задания: предлагаю 2 варианта – разобрать указанные слова или найти слова той или иной части речи в тексте и поработать с ними.
Одно из заданий обязательно связано со способами и средствами предложений в тексте.
Комплексный анализ текста оказался, во всяком случае, удобной, экономичной формой итоговой проверки знаний и умений учащихся.
Комплексный анализ текста. 6 класс
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя их написание:
(1) По тр..пинке ш..л человек. (2) Он нагнулся и ск..зал: «Гляди-ка, ягода». (3)Потом ув..дал муравья на ягод.. и щелчком сбил его на землю: «Поди прочь, привык на готовенькое!»
(4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Напишите небольшой текст-рассуждение (6-10 предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте.(1. оценка поступка человека; 2. аргументы вашей позиции по данной проблеме.3.вывод)
7. Выпишите из текста возвратный глагол.
8. Выпишите из текста существительные 1 склонения.
9. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.
10. Запишите глаголы, соответствующие морфемной схеме:
11. Выпишите из текста личное местоимение.
12. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.
Комплексный анализ текста. 9 класс
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.
(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...
А. Куприн
- Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
- Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
- Из предложений 2 - 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
- Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
- Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
- Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
- Из предложений 8-11 выпишите двусоставное нераспространенное предложение.
- Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
- Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9.
- Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное.
- Объясните постановку точки с запятой в предложении 3.
Что же касается работы с текстом на уроках литературы, то здесь следует помнить, что текст является предметом познания (исследования).
Слайд 13
Понимание текста (по Граник Г. Г.). Предлагается ученику самостоятельная формулировка вопросов к тексту, гипотез по сюжету, их прогноз и поверка, формулировки и проверки выводов:
· психологическая установка на понимание текста,
· формулировка вопросов к тексту, выделение главной мысли,
· погружение в сюжет, попытки предугадать развертывание событий, выдвижение предположений о завершении сюжета,
· диалог с автором,
· формулировка ответа, проверка выводов, стимулирование самоконтроля.
Слайд 14 |
Формирование учебных и познавательных умений при работе с текстами строится в несколько этапов. 1 этап. Работа с непосредственным содержанием текста, которая предусматривает: – умение пересказывать текст, выделять главное в тексте, составлять вопросы по тексту, составлять по тексту план рассказа; – умение вести словарь терминов по теме, составлять схемы, таблицы, графики. |
Слайд 15
2 этап. На втором этапе проводится работа, связанная с анализом материала изложенного в тексте, которая предусматривает: – умение анализировать текст и рисунки в тексте; – умение сравнивать, обобщать и делать выводы по тексту; – умение устанавливать логические связи и зависимости между сведениями, изложенными в тексте и сведениями из других источников.
Слайд 16 |
3 этап. Работа по составлению вторичных тестов, которая предусматривает: – умение выделять опорные слова и словосочетания, делить текст на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки с указанием основной мысли каждой части и составление на этой основе собственного высказывания; – умение составлять конспект, готовить сообщение по тексту; – умение писать аннотацию, эссе. Все указанное выше является хорошей базой для перехода к ещё более высокой познавательной ступени работы учащихся с текстовым материалом. |
Слайд 17
4 этап. На этом этапе мы предлагаем обучать составлению тезисов. Изложение содержания текста в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала. На этом этапе мы формируем следующие умения: – воспроизводить основные понятия, отвечать на поставленные вопросы, узнавать в тексте источника изученные факты, события, явления; – разбирать документ, выделять в нём главную идею, сравнивать положения источника с другим теоретическим материалом, самостоятельно отбирать и группировать факты; – преобразовывать текст, при котором он замещается краткими, но информационно ёмкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения и потери значимых положений; – трансформировать и обрабатывать текст с целью последующего обобщения и получения выводов.
Слайд 18
5 этап. Творческо-поисковый этап, который предполагает научно-исследовательскую работу с источниками и формирует следующие умения: – определять место источника в системе других документов; – анализировать и выявлять линии сравнения описываемых явлений и позиций авторов литературных источников; – по итогам исследования документов составлять сравнительные таблицы, логические цепочки умозаключений, применять теоретические положения для аргументирования своей точки зрения; – подготавливать творческий отчёт, реферат.
Слайд 19
Такая работа с текстом предполагает значительно повысить качество обучения, и не только и не столько внешне, выражающееся в конкретных оценках, сколько в формировании устойчивого, мотивированного интереса к наукам в целом. Основная задача, работы с текстом связана с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....
ИКТ - важнейшие составляющие современного общества
Об окружной конференции "Формирование ИКТ-компетентности педагогов"...
Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка
Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу, давайте зададимся вопросом: «Какие качества...
Интеграция – важная составляющая современного урока
Презентация опыта работы...
Метапредметные задания как важная составляющая современного урока. ФГОС
Статья посвящена метапредметным заданиям на уроках истории и обществознания в соответствии с ФГОС....
Исследовательская работа "Языковая экология как важнейшая проблема современности"
Цель работы-всестороннее изучение и обобщение проблем загрязнения языковой среды русского языка...
Киноуроки в школах России и мира» - важная составляющая воспитания и образования современных школьника. Опыт проведения социальной практики».
Из опыта работы в проекте "О будущем," реализующем систему воспитания "Киноуроки в школах России и мира"...