О чем расскажет фразеологизм
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uchenika.ppt | 969 КБ |
klaster_kak_priyom_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_s_tekstom_na_urokah_0.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часто в жизни нам приходится слышать интересные выражения, которые называются Чтобы понять, что они обозначают и когда их нужно употреблять, мы решили провести расследование Что мы хотим выяснить? фразеологизмами
Мы думаем, что история происхождения некоторых фразеологизмов весьма интересна и заслуживает внимания . Наше предположение:
Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Откуда пришли фразеологизмы? Какова роль фразеологизмов в языке? Вопросы, на которые нужно найти ответы: ?
: Познакомиться с разнообразными фразеологизмами, показать их особенности. Проанализировать словари, справочники, научную литературу. - Показать значение фразеологизмов в речи человека. Уметь проводить наблюдение. Находить полезную информацию. Учиться делать выводы.. Чтобы ответить на вопросы, мы должны:
Анализ словарей, справочников, научной литературы. Исследование фразеологизмов. Определение места фразеологического словаря среди других словарей. Этапы работы
Что же мы узнали? столяр портной топорная работа ни сучка ни задоринки разделать под орех снять стружку трещать по швам шито белыми нитками Кузнец доводить до белогл каления между молотом и наковальней Многие ремесла оставили свой след в русской фразеологии:
Сапожник Скорняк два сапога пара на одну колодку небо с овчинку показалось овчинка выделки не стоит Повар моряк Железнодорожник сесть на мель бросить якорь ждать у моря погоды калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе попасть как кур в ощип ставить в тупик зеленая улица на всех парах
Многие фразеологизмы связаны с историей нашего народа Стоит в Кремле Теремной дворец. Красивый – как из сказки. Вот из этого-то сказочного дворца и пошла поговорка. Есть в том дворце окно, не простое, а с названием – Челобитное. В старину из него спускали специальный ящик, куда можно было положить просьбу или жалобу, который затем передавали царю Алексею Михайловичу. Положить-то можно было, да ответа до-о-лго ждать приходилось. Ящика давно уже нет, а поговорка осталась. Положить дело в долгий ящик
Жил-был царь, по прозвищу Грозный, которое получил он за жестокий нрав. И были у царя слуги – опричники, которых он очень любил. Царь поощрял все их безобразные выходки, и опричники, пользуясь безнаказанностью, всячески притесняли народ. Митрополит Московский и всея Руси Филипп писал Ивану Грозному письма с просьбой урезонить и распустить опричнину. Но царь смеялся над почтенным митрополитом, презрительно называя его письма «Филькиными грамотами». С тех пор так называют бумагу, не имеющую никакой силы. Филькина грамота
Это значит – очень далеко. Древнюю Москву окружали болота, которые назывались «кулички». В древности эти самые кулички считались пропащим местом, где водилась нечистая сила. Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали нечистую силу, на месте болот появились дома и храмы. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества богородицы на Кулишках. С тех пор москвичи, собираясь к родственникам, живущим на окраинах, ворчали: «Ну и даль! Прямо у черта на куличках!» У черта на куличках
Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов главного бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели – четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен охотно выполнять просьбы в свой день – четверг. А так как эти просьбы часто оставались тщетными, то эта поговорка стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится. Мы выяснили: Фразеологизмы имеют русское и нерусское происхождение После дождичка в четверг
Некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение и дал им деньги – таланты. Одному пять, другому три, а третьему один. Первые два пустили деньги в оборот и нажили на них проценты. А третий сохранил свой талант, зарыв его в землю. Когда хозяин вернулся, первые два раба вернули ему деньги вдвойне. Третий вырыл свой талант и отдал хозяину, но тот осудил его за то, что он не получил прибыли. (из древнегреческой мифологии) Зарывать талант в землю
фразеологизмы Наши выводы имеют образный характер отражают разные стороны нашей жизни помогают понять историю и характер русского народа бывают исконно русские и заимствованные делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее
Изучение фразеологии имеет особое значение для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры, формирования образности речи. Работа с фразеологизмами пробуждает интерес к русскому языку, к живому слову. Хочется «взглянуть на предметы зорким глазом народа и выразиться его метким словом». В результате исследования мы выяснили:
Где мы все узнали: Введенская Л. А. «Русское слово» М.: Знание, 1994; Кожин А. Н. «О культуре речи» М.: Знание, 1981; Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» М.: Просвещение, 1994; «Фразеологический словарь русского литературного языка» А.И.Федоров, издательство Астрель. Литература: Информационные ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит) В России свой вклад в развитие идеи РКМ внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. И др. Идея РКМ: освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие
Что такое критическое мышление? (по Д.Клустеру) Самостоятельное мышление Информация является отправным, а не конечным пунктом Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить Стремится к убедительной аргументации Социальное мышление: всякая мысль проверяется и оттачивается, когда с нею делятся с другими
Приёмы технологии критического мышления Проблемные вопросы Взаимоопрос (Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы, 2005. №4) Мозговая атака (не путать с мозговым штурмом!) (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казнского университета, 1998. -318 с.) Групповая дискуссия (Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. -234с.) Ключевые термины «Корзина» идей, понятий, имён…
Эссе Лекция со ст о пами или чтение с остановками Синквейн Кластеры Приёмы технологии критического мышления
Кластер – «пучок, созвездие» Как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии Как индивидуальная, так и коллективная деятельность в виде совместного обсуждения Предметная область не ограничена
«Имя существительное» в 5 классе
Составление кластера помогает Актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме Стать основой для составления связного высказывания в научном стиле Запомнить теоретический материал по теме Проявить творческие способности, фантазию
Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра-викторина "О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПАМЯТНИК..."
Развитие познавательного интереса к истории своего края, воспитание патриотизма и гордости за свой край предлагает интерактивная игра-викторина «О чем расскажет памятник…»...
О чем расскажет текст. Развитие речи учащихся
Разработа факультативного занятия по русскому языку в 8 классе....
Презентация на тему: "О чем расскажет текст"
Материал данной презентации может быть использован для уроков развития речи, факультативных занятий, а также при организации подготовки к ОГЭ в 8-9 классах....
Сайт школы. О чем он нам расскажет?
Полезная информация для родителей...
Конспект НОД "О чем расскажет музыка".
Комплексное занятие по музыкальному воспитанию в детском саду....
проект Тайна фамилии много расскажет Значение фамилий.
Цель: ознакомление с историей происхождения фамилий и их толкованием для общего анализа фамилий в моём классеЗадачи:-Исследовать происхождение фамилий моих одноклассников.-Узнать значение фамилий, про...
Урок "О чем расскажет нам словарь"
Цели урока: 1) деятельностная: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, формировать умения работать с толковым словарем, создавать словарные статьи.2) образовате...