Методическая разработка "Рабочая программа. Русский язык 9 класс ".
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Методическая разработка "Рабочая программа. Русский язык 9 класс ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 27.85 КБ |
prilozhenie_22.docx | 38.39 КБ |
prilozhenie_2.docx | 41.16 КБ |
prilozhenie_3.docx | 27.07 КБ |
prilozhenie_4.docx | 27.55 КБ |
rabochaya_programma.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Согласовано Зам.директора по УВР ____________ (Чижкина Е.Н.) « » августа 2021г | Утверждено Директор ГБОУ школы № 345 ________________ (А.И.Лазарев) Приказ №263 от «31» августа 2021г. |
Согласовано на заседании М/О учителей начальных классов Протокол от «27» августа 2021 г. №1 Председатель М/О ___________ __(Автономова Ф.А.) | Принято Решением Педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2021г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 9а класса
Срок реализации: 2021- 2022 учебный год
Составлена
Калининой Т.Н., учителем 1 квалификационной категории
Санкт- Петербург
2021 год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план 9 класс, русский язык
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты | Контроль | Средства обучения | Страницы или параграф учебника | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
I четверть | ||||||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Повторение учебного материала 8 класса. Предложения с обособленными членами | 1 | Урок общеметодической направленности | Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения | Л. формирование знаний о связи русского яз с другими славянскими языками М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке | Учебник | Стр. | ||
2 | Повторение. Речь. Стили речи. Повторение учебного материала 8 класса. Портретный очерк | 1 | Урок рефлексии | Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты | Л. формирование знаний о связи русского яз. С другими славянскими языками М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П. Находить грамматическую основу предложения, Анализировать особенности употребления односоставных предложений | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник | Стр. | ||
3 | Повторение. Речь. Стили речи. Повторение учебного материала 8 класса. Предложения с обособленными членами | |||||||||
4,5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Повторение учебного материала 8 класса. Прямая и косвенная речь | 2 | Урок рефлексии | Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и ее роль. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Учебник | ||||
6, 7 | Лексика. Морфемика. Словообразование | 2 | Урок рефлексии | Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Словарь морфем. Словообразовательный словарь | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке | Учебник | |||
8, 9 | Морфология и синтаксис | 2 | Урок рефлексии | Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и простого предложения | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр | ||
10, 11 | Орфография и пунктуация | 2 | Урок общеметодической направленности | Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием. Спряжение глаголов. Приставки и частицы НЕ и НИ и их правописание | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Проверочная работа | учебник | Стр. | ||
12, 13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение» | 2 | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Проверочная работа | Учебник | Стр. | |||
14 | Типы речи | 1 | Урок общеметодической направленности | Типы речи. Разновидности типов речи | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр. | ||
15, 16 | Р.Р. Сжатое изложение | 2 | Урок развивающего контроля | Сжатое изложение | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Самостоятельная работа | Учебник | Стр. | ||
17 | Понятие о сложном предложении | 1 | Урок общеметодической направленности | Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности. М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник | Стр. | ||
18, 19 | Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения | 2 | Урок «открытия» нового знания | Типы сложных предложений. Интонация, союзы, союзные слова как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке | ||||
20, 21, 22 | Виды сложносочиненных предложений | 2 | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Диктант с грамматическим заданием | |||||
23, 24 | Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 3 | Урок общеметодической направленности | Сложносочиненное предложение. его строение. Интонационное и пунктуационное оформление таких предложений | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр. | ||
25, 26 | Р.Р. Изложение | 3 | Урок общеметодической направленности | Построение сложноподчиненных предложений | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке | Учебник | Стр. | ||
27, 28 | Художественный стиль речи и язык художественной литературы | 2 | Урок общеметодической направленности | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Проверочная работа | Учебник, пособие | Стр. | |||
29, 30 | Типы сочинений. Сочинение-рассуждение | 2 | Урок общеметодической направленности | Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы» | ||||||
31, 32 | Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 | Урок открытия нового знания | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчиненного предложения | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | |||||
33
| Виды сложноподчиненных предложений | 1 | Урок общеметодической направленности | Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке. Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр. | ||
34, 35 | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | 2 | Урок открытия нового знания | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Синтаксические синонимы: | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр. | ||
36, 37 | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | 2 | Урок открытия нового знания | |||||||
38, 39 | Р.Р. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | 2 | Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи | |||||||
40, 41 | Сложноподчиненное предложение с придаточным места | 2 | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Диктант с грамматическим заданием | |||||
42 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения" | 1 | Урок открытия нового знания | Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник | Стр. | ||
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения"придаточным времени | 1 | Урок общеметодической направленности | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | учебник | Стр. | ||
44, 45 | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени | 2 | Урок общеметодической направленности | Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования | Проверочная работа | Учебник, пособие. | Стр. | ||
2 четверть | ||||||||||
46, 47 | Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения | 2 | Урок общеметодической направленности
| Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособие | Стр. | ||
48, 49 | Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени | 1 | Урок открытия нового знания | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи | Л .формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник | Стр. | ||
50 | Р.Р. Путевые заметки. Сочинение | 2 | Урок «открытие» новых знаний | Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке Домашнее задание | учебник | Стр. | ||
51 | Р.Р. Путевые заметки. Сочинение | 1 | Урок открытия нового знания | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи | Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке Домашнее задание | Пособие | Стр. | ||
52, 53 | Р.Р. Изложение по тексту Ю Нагибина «Чистые пруды | 3 | Краткое изложение | Фронтальная проверка | ||||||
54, 55 | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели | 2 | Урок общеметодической направленности | Путевые заметки: понятие о жанре. Структура, языковые особенности жанра | Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке. Домашнее задание | Стр. | |||
56, 57 | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия | 2 | Урок «открытие» новых знаний | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления в речи Повторение и обобщение по теме | Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Работа на уроке. Домашнее задание. | учебник | Стр. | ||
58, 59 | Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия | 2 | Урок общеметодической направленности | Рецензия: понятие о жанре | Л. Формирование знаний связи русского яз. С культурой и историей М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова | Сочинение. Фронтальная проверка | Учебник, пособие | |||
60 | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным | |||||||||
61, 62 | Р.Р. Рецензия | 3 | Урок «открытие» новых знаний | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных | Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования | Работа на уроке. Домашнее задание | Учебник | Стр. | ||
63, 64 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | |||||||||
65 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 2 | Урок рефлексии | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник, пособия | Стр. | |||
66, 67, 68 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" | 2 | . Урок «открытие» новых знаний | Эссе: понятие о жанре | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Фронтальная проверка | Учебник, пособия | Стр. | ||
69 | Р.Р. Эссе | 2 | Урок «открытие» новых знаний | Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями, интонационное и пунктуационное выделение этих отношений | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Домашняя работа, работа на уроке. Выборочная проверка | ||||
70, | Р.Р. Сочинение в жанре эссе | 4 | Урок «открытия» нового знания | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке | Учебник | Стр. | |||
71, 72 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | |||||||||
73, 74, 75, 76 | Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения; в) противопоставления, времени, следствия | |||||||||
77, 78 | Р.Р. Сжатое изложение | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Диктант. Контрольная работа. Фронтальная проверка | ||||||
79 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложные предложения | 2 | Урок развивающего контроля | Деловая речь | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке | Учебник | |||
80 | Р.Р. Сочинение по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | |||||||||
81 | Р.Р. Сочинение по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | |||||||||
82, 83, 84 | Повторительно-обобщающий урок | 4 | Урок открытия нового знания | Типы сложных предложений с различными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке Домашнее задание | Учебник | Стр.108-114 | ||
85, 86 | Типы сочинений. Сочинение-рассуждение | 2 | Урок | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Фронтальная проверка | Учебник | Стр. | |||
87. 88 | Деловая речь | 1 | Урок «открытия» новых знаний | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова | Работа на уроке. Домашнее задание. | Учебник, пособие | Стр. 115-121 | |||
89, 90, 91, 92 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Диктант с грамматическим заданием. Фронтальная проверка | |||||
93, 94 | Период | 2 | Урок контроля | Фронтальная проверка | ||||||
95. 96 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 3 | Урок контроля | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения | Контрольная работа по грамматике. Фронтальная проверка | |||||
97 | Р.Р. Сжатое изложение | 2 | Урок контроля | Фронтальная проверка | ||||||
98-102 | Итоговое повторение | 7 | Урок обобщения и систематизации знаний | Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Учитель: _______________________________________
Предмет:_______________________________________
Класс:__________________________________________
Учебный год:___________________________________
Количество часов по плану | Количество часов по факту | Дата урока | Причины | Способ корректировки |
Согласовано
Зам.директора по УВР
____________(___________________)
«___»________202__г.
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Приложение к рабочей программе
Учитель: _______________________________________
Предмет:_______________________________________
Класс:__________________________________________
Учебный год:___________________________________
Количество часов за год по государственной программе:______________
Количество часов за год по рабочей программе:______________________
I четверть* | II четверть* | III четверть* | IV четверть* | |
кол-во часов по государ. программе | ||||
кол-во часов по рабочей программе | ||||
контрольные работы** | ||||
лабораторные работы** | ||||
работы в формате ЕГЭ и ОГЭ** | ||||
техника чтения** | ||||
аудирование** | ||||
и др.** |
* графы заполняются учителем в зависимости от ступени обучения (1-9 кл – четверти; 10-11 кл – полугодия)
** строки заполняются учителем в зависимости от специфики учебного предмета, ступени обучения и требований к уровню подготовки обучающихся
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 классы
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу русского языка в 2021-2022 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- Цель: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Задачи: Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
1.2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС основного общего образования).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
- Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям СП 2.4.3648-20).воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21).
- Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.03.2020 № 03-12-259/20-0-1 о направлении методических рекомендаций Минпросвещения «Об организации обучения с использованием ЭО и ДОТ».
- Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.03.2020 № 03-28-2516/20-0-0 «О направлении ИМП» (о реализации образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ).
- Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2020-2024.
- Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга
1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) и на основе программы курса по русскому языку для 5-9 классов (авторы: М.М. Разумовская, П.А. Лекант), которая полностью соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УДД) Составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
1.4. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
1.5. Используемый учебник:
Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2015 288 с.
1.6.Тематический план:
В связи с применением в 4 четверти 2019-2020 учебного года дистанционных образовательных технологий, в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, в 1 четверти 2020-2021 учебного года будут проведены уроки повторения материала прошлого года.
№ п\п | Раздел | Количество часов | В том числе на: | |
Контрольные работы | Развитие речи | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Повторение | 8 | 1 | 1 |
3 | Синтаксис сложного предложения | 66 | 4 | 4 |
4 | Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Текст. Речевые жанры | 22 | 2 | |
5 | Повторение | 5 | 1 | |
ИТОГО: | 102 | 6 | 7 |
1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:
Для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет применяться смешанная модель обучения:
- частично уроки будут проходить онлайн в режиме видеоконференций, индивидуальных консультаций, чат-занятий, в соответствии с возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skyp и др., Zoom, WhatsApp, социальные сети;
- другая часть занятий предполагает самостоятельную работу обучающихся с использованием различных платформ и сервисов, учебных ресурсов, а также обычных учебников и тетрадей.
На уроках русского языка в 9 классе целесообразно использовать различные педагогические технологии:
- Проблемное обучение, целью которого является развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности обучающихся. Перед обучающимися ставится познавательная задачи, решая которые обучаемые активно усваивают знания
- Концентрированное обучение. Цель этой педагогической технологии – приспособить обучение к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Изучение предмета происходит за счет объединения занятий в блоки
- Развивающее обучение имеет цель – развитие личности и ее способностей.
- Формы урока:
- Урок «открытия» нового знания
- Урок общеметодической направленности
- Урок развивающегося контроля
Урок рефлексии.
1.8. Контроль
- Сочинение
- Проект
- Работа на уроке
- Домашнее задание
- Самостоятельная работ
- Проверочная работа
- Словарный диктант
- Контрольная работа
- Административная контрольная работа
- Классное сочинение
- Домашнее сочинение
- Контрольный диктант
- Зачет
- Изложение
- Тест
2 Содержание программы
Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, дискуссия, статья, ); публицистического стиля и устной публичной речи (вы, обсуждение, статья, интервью,); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение) .Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике произношения
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов ; (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение. Сложные предложения.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
Предметные результаты освоения ООП ООО
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
1) Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): -создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации в общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; уметь различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участвовать в диалоге ; -развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе уметь выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; -овладеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); -понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; -уметь оценивать письменные устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных задач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; -уметь создавать различные текстовые высказывания в соответствии с постановленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.); 2) Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: -осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; -соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; -стремиться расширять свою речевую практику, развивать культуру использовать русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать совершенствование и развитие; 3) Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: -распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; -уметь использовать фразеологические обороты в речи; -корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул; -использовать в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов; 4) Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: -идентифицировать самостоятельные (знаменательные) служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам; -распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия; -распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки; -распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц; -распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий; 5) Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: -проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; -проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении; -анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; -определять звуковой состав слова, правильное деление на слоги, характеризовать звуки слова; -определять лексическое значение слова, значение многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; -делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; -уметь различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; -проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию; -опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); -уметь выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании, определение его вида; -определять виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; -определять грамматическую основу предложения; -распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры; различать двусоставные, односоставные и неполные предложения -распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращения; опознавать сложное предложение-определять функционально-смысловые типы речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создавать тексты различного типа речи и соблюдать нормы их построения; 6) Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средства для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: -уметь использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, из строения и способах конструирования информационных запросов; -использовать толковые словари для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; -пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; -использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; -использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов; -использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов; 7) Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: -находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами; -освоить правила правописания служебных частей речи и уметь применять их на письме; -применять правильный перенос слов; -применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; -соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; -выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употреблять их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски; -нормативно изменять формы существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; -соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении наклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте; при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; -стремиться к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; | -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснить их; -оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -опознавать различные выразительные средства языка; -писать конспект, отзыв, , статьи, рецензии,, интервью, , доверенности, резюме и другие жанры; -осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; -участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; -характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; -использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; -самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Личностные результаты освоения ООП ООО
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народ, своего края, основ культурного наследия народов Росси и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интегрирование гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социально жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Литература и средства обучения
4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):
Литература для учителя: Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М. : Дрофа, 2017.
- Русский язык. 9 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. -М. : Дрофа, 2018. - 128 с.
- 3. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2018. - 288 с.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Репина, Н. А. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Н. A. Репин! под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2019. - 192 с.
- Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
4.2.Литература для обучающихся (основная и дополнительная):
- Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5-11 кл. : пособие для учащих: М. : Мнемозина, 2017.
- Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5-11 кл. : пособие для учащих:». - М. : Мнемозина, 2017.
- Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. / Н. А. Шапиро. - М. :, 2018. - 160 с.
4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа»
http://www.philology.ru – «Филологический портал»
http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
http://www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Викепидия».
http://www.slovari.ru – сайт «Русские словари»
http://www.gramota.ru – «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
http://www.rusword.com.ua – сайт по русской филологии «Мир русского слова»
4.4.Электронные образовательные ресурсы:
- Русский язык. 9 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2017. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
- 1С: Школа. Русский язык. 9 кл. -М. : 1С, 2017. - (1С: Школа).
- Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. - М.: Новый Диск, 2015. - (Интерактивные тесты).
- Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушилевская. - М. : Новый Диск, 2018. - (Интерактивные плакаты).
4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:
Техническое обеспечение кабинета:
- Компьютер SAMSUNG SyncMaste
- Проектор
- Комплект словарей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...