Рабочая программа кружка "Деловому человеку - деловая речь"
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс)

Мартыщенко Марина Максимовна

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Кружок "Деловому человеку - деловая речь" для учащихся 9-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Крутинский

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                  Крутинская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                            «Утверждаю»                                                                                          

                                                                                                                                                                             Директор МБОУ Крутинской СОШ

                                                                                                                                                                             Приказ от ________ № _________

                                                                                                                                                                              _______________ В.Н. Иванова

                                                                  Рабочая программа

                                                          кружка по русскому языку

                                                   «Деловому человеку – деловая речь»

                                                          на 2019 – 2020 учебный год

                                   Уровень общего образования: основное общее, 8-9 класс

                                                                                         Количество часов: 32 ч

                                                                         Руководитель: Мартыщенко Марина Максимовна

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией  Т.А.Ладыженской,  М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова.

 

                                             Раздел 1. Пояснительная записка

     Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования(2004г.), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,С.Г.Бархударова.

                                                                           Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета        

     В современном мире к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом отношении, но и стилистически целесообразной и дифференцированной. В современных условиях наряду с коммуникативными умениями выпускнику необходим навык владения деловой речью как составляющей профессиональной культуры человека.

    Данная программа нацеливает на обобщение и систематизацию знаний по стилистике, на углубление знаний об официально-деловом стиле, его лексической, морфологической и синтаксической структуре и получение основ составления и редактирования различных деловых бумаг. Обучение редактированию предполагает сообщение теоретических сведений о видах, технике и композиционных особенностях служебных документов, о правилах построения текстов официально-делового стиля – всё это поможет использовать знания, полученные в школе, в будущей практической деятельности и будет способствовать осознанному выбору профессии.

    Данная программа носит примерный характер. Она построена по модульному принципу, то есть предполагаемые темы могут быть расширены в зависимости от интересов учащихся и задач предпрофильной подготовки.

    Цель курса: развивать практические умения ведения деловой документации, коммуникативной компетенции, ведения деловой речи.

    Задачи курса: углубление понятий об официально-деловом стиле; умение анализировать служебные документы, устанавливать допущенные стилистические недочёты и исправлять их для совершенствования общеучебных коммуникативных умений и навыков для общей и профессиональной культуры.

    Программа сопровождается дидактической поддержкой курса, которая обеспечивает развитие у учащихся навыков самоконтроля.

    Темы программы построены по единой схеме: теоретические сведения предшествуют практическим. Основными видами практической работы могут быть конспект лекции, составление плана лекции, схем, творческие работы (составление анкет, работа с трафаретами, составление документов, их редактирование), деловые игры.

                                                                       

                                                                     Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся

    После изучения курса учащиеся должны знать:

- основные признаки официально-делового стиля;

- требования, предъявляемые к текстам в деловой сфере общения.

    После изучения курса учащиеся должны уметь:

- отличать официально-деловой стиль от других стилей;

- совершенствовать и редактировать тексты (в том числе и собственные);

- создавать тексты служебных документов, осуществляя выбор и организацию языковых  

  средств в соответствии с целями, сферой применения и ситуацией общения, пользоваться  

  деловыми документами на практике.

                                                                                    Раздел 4. Учебно–тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение. Основные понятия курса.

7

Конспект лекции. Таблица: «Стили речи». Ответы на вопросы. Работа с трафаретами текстов деловой документации.

2

Стилистика деловой речи. Лексические, морфологические и синтаксические средства языка.

13

Составление словаря терминов. Терминологический диктант.

Редактирование предложений.

Тестирование.        

3

Деловые бумаги.

10

Практическое занятие: «Редактирование различных деловых бумаг».

Работа с компьютером – составление деловых документов.

Ролевые игры: «Приём на работу», «Референт».

4

Резервные уроки.

2

Проверка практических навыков.

5

Итого

32

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1

Введение. Основные понятия.

4.09

2

Понятие о стилистике.

11.09

3

Предмет и задачи редактирования. Понятия «документ» и «служебный документ».

18.09

4

Текст служебного документа. Виды текстов.

25.09

5

Стили речи.

2.10

6

Задачи речи, сфера применения, общие стилевые черты, языковые средства, характерные для стиля.

9.10

7

Официально-деловой стиль как объект изучения.

16.10

8

Стилистика деловой речи. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д.И.Писарев).

23.10

9

Лексические средства языка.

6.11

10

Значение слова.

13.11

11

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слов.

20.11

12

Основные лингвистические словари. Стилистическая окраска слова.

27.11

13

Морфологические средства языка.

4.12

14

Стилистическое использование существительных

11.12

15

Употребление сочетаний имён существительных с именами числительными.

18.12

16

Трудности в употреблении имён существительных, связанных с категорией рода, числа, падежа.

25.12

17

Синтаксические средства языка.

15.01

18

Смысловые связи и порядок слов в простом предложении.

22.01

19

Параллельные синтаксические конструкции (употребление причастных и деепричастных оборотов).

29.01

20

Особенности состава и структуры сложных предложений.

05.02

21

Деловые бумаги. «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно…» (Н.А.Некрасов).

12.02

22

Основные виды деловых бумаг.

19.02

23

Реквизиты.

26.02

24

25

Деловые бумаги личного характера (автобиография, характеристика, заявление, доверенность, резюме, докладная записка, договор (контракт), протокол).

05.03

12.03

26

27

Деловая переписка (извещение, напоминание, просьба, запрос, приглашение, благодарность, поздравление).

19.03

2.04

28

Библиографические списки.

09.04

29

30

Виды правки текстов деловых бумаг.

16.04

23.04

31-

34

Повторение и систематизация материала.  Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ

30.04

7.05

14.05

21.05

                                                                                               

                                                                                                 Раздел 6. Содержание курса.

Дидактическая поддержка курса

Материалы для лекций и сообщений

к теме 1. Введение. Основные понятия курса

Введение.

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы или стилета, которым древние греки писали на вощеных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка, закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения. Стилистика знакомит со стилистической системой литературного языка на всех его уровнях и правильной, точной стилистической организацией, логической и выразительной речью.

                                                 Предмет и задачи редактирования

Слово «редактирование» происходит от латинского redacts «приведенный в порядок».  

Редактирование – это анализ текста, проверка и уточнение представленных в нем сведений, оценка и улучшение стиля изложения. В процессе редактирования устанавливается соответствие текста различным требованиям, предъявляемым к литературному материалу того или иного конкретного назначения и типа. Всегда редактируются тексты, предназначенные для опубликования в печати, и машинописные тексты служебных документов. Редактирование текстов, публикуемых в печати, осуществляется сотрудниками издательств, редакционных отделов или групп. В сфере текущего делопроизводства тексты документов редактируются самими составителями или их помощниками-референтами.

                                 О понятиях «документ», «служебный документ»

Слово «документ» происходит от латинского dokumentum, что означает «доказательство, свидетельство». В русский язык слово документ вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие разовую значимость. В дальнейшем у слова документ развились два новых значения: 1) узкое, бытовое – «паспорт, удостоверение личности»;  2) переносное расширительное – всё то, что может свидетельствовать о чем-либо, подтверждать что-либо: произведение искусства, чертеж, фотографии, магнитную запись и так далее.

Понятие  «служебный документ» охватывает прежде всего: 1) директивные и распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и т.п.);

2) административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы, служебные письма и т.д.); 3) деловые бумаги личного характера (в т.ч. заявление, автобиография и т.д.); 4) служебная документация; 5) деловая переписка. Особым типом служебных документов являются документы, регулирующие межгосударственные отношения. Все служебные документы составляются в строгом соответствии с официально принятой или узаконенной традицией (образцы, прецеденты) формой.

                                 Текст служебного документа. Виды текстов

Современный служебный документ – это, прежде всего, письменный текст, зафиксированный средствами графики язык слов. Текст документа – речевое произведение, зафиксированное любым типом письма или любой системой звукозаписи и заключающее в себе всю или основную часть речевой информации документа.

По способу синтаксической организации речи, по виду ее пунктуационного и пространственно-графического оформления могут быть выделены такие типы текстов:

  1. Традиционная линейная запись связной речи.
  2. Трафарет – традиционная линейная запись, но с пробелами, которые заполняются переменной информацией. Трафарет представляет собой вид формализованного текста: в нем заранее предусматриваются и типовая ситуация, в пределах которой будет использован служебный документ, и языковая форма, в которой эта ситуация отображается.
  3. Анкета – это перечень заранее подготовленных вопросов. Вопрос и ответ – два связанных по смыслу самостоятельных предложения. Текст анкеты располагается по вертикали.
  4. Таблица – это совокупность данных, представленных в цифровой или словесной форме и заключенных в графы вертикальной и горизонтальной плоскостей.

                                                                           К теме № 2. Стилистика деловой речи.

Стиль /

Речевая ситуация (Р.с.)

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства, характерные для стиля

  1. Разговорный

1 – 1

Р.с. –неофициальная

            обстановка

            сообщение

Общение, обмен впечатлениями, мыслями

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания

Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи

1) Употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут);

2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений

  1. Научный

    1 – много

Р.с. – официальная    

           обстановка

           сообщение

           (+объяснение)

Сообщение, передача научной информации

1) В устной речи – уроки, лекции, доклады;

2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература

Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность

1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;

2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, так как, если, вследствие того что;

3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами

3.  Официально-  

     деловой  

          1 – много

Р.с. – официальная  

          обстановка

          сообщение

         (+инструкция)

Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение

В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях)

Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности

1) Использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить), деловой фразеологии (поставить на голосование, провести мероприятия, обратиться с ходатайством);

2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым

4. Художественный

               1 – много

Р.с. - официальная  

          обстановка

          воздействие

 

Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов

Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы

Образность, эмоциональность, субъективность

1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.);

2) использование всех возможностей синтаксиса

5.Публицистический

                 1 – много

Р.с. – официальная  

          обстановка

          воздействие

Воздействие (убедить), информация (информировать)

1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах, в передачах радио и телевидения;

2) в письменной речи – в газетах, журналах

Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность чётко выраженное авторское отношение к проблеме;

1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно-значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;

2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов

             

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова

Смысловая точность речи – это одно из главных условий, обеспечивающих практическую и правовую ценность делового текста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двояко истолковать ту или иную фразу, придать тексту нежелательную тональность. Всё это затрудняет восприятие содержания документа.

Неразличение паронимов. Паронимы – близкие по звучанию однокоренные слова, различающиеся значением (командированный – от глагола командировать в значении – лицо, посланное со служебным поручением, в командировку; командировочный – от существительного командировка в значении – предметы, вещи, обстоятельства, связанные с этим понятием – командировочное удостоверение). Паронимы могут различаться способами грамматической связи с другими словами (заплатить – оплатить – уплатить). Все они имеют значение «внести плату», но оплатить употребляется только тогда, когда речь идет о денежном возмещении каких-то предварительных расходов – оплатить счёт. Слово оплатить не нуждается в предлоге «за». Оно управляет существительным в форме винительного падежа без предлога.

    Паронимы различаются стилистической окраской. Ср. туристский и туристический. Слово туристический имеет стилистическую окраску книжности

                                                      Стили речи

                                                                   К теме № 3

Современные требования к оформлению деловых бумаг. Памятки

    Реквизит – обязательные составные части делового письма или документа.

    Виды правки текстов:

1. Правка-вычитка – сличение перепечатанного текста с отредактированным вариантом.

2. Правка-сокращение – устранение из текста длиннот, малосущественного материала.

3. Правка-переделка применяется в тех случаях, когда автор текста плохо владеет литературной речью и неумело выражает свои  

    мысли.

4. Правка-обработка включает обзор и анализ фактического материала; улучшение композиции рукописи; языковую правку текста;

    проверку правильности внешнего оформления.

    Факты – основа служебного документа. Фактический материал, используемый в служебном документе, должен быть достоверным, достаточным для объективного решения вопроса, актуальным.

    Правила составления библиографических списков.

    Различают следующие библиографические материалы:

- регистрирующие – знакомят с названием всех книг по данному вопросу;

- рекомендательные – названия книг, которые необходимо или полезно прочитать;

- прикнижные (пристатейные) списки использованной литературы. Описательные  

  списки дают только те данные, которые имеются на титульных листах книги.

    В аннотированных списках после титульных данных приводится краткая характеристика книги.

    Порядок размещения названий книг может быть алфавитным, хронологическим, тематическим.

                                              Составление личной документации

                                                         Характеристика.

1. Общие данные (Ф. И. О., год и место рождения).

2. Сведения об учебе (аргументированные).

3. Интересы, увлечения, способности.

4. Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.

5. Вывод, пожелания.

6. Указание на цель составления характеристики.

Характеристика всегда подписывается руководителем организации, заверяется печатью и указывается дата.

Заявление, заявка, доверенность, объяснительная (докладная) записка, апелляция.

1) Кому (название учреждения или должности лица с указанием Ф. И. О.).

2) От кого (Ф.И.О. в род. падеже, а также должность).

3) Заголовок (заявление, доверенность, объяснительная записка и т.д.).

4) Текст документа (просьба, объяснение, сообщение).

5) Дата (слева) и подпись (справа).

6) Адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа снизу).

Автобиография.

    После заголовка Автобиография в виде связного текста пишутся:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата и место рождения.

3. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).

4. Образование.

5. Начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения).

6. Указать (если имеются) поощрения, награждения, другая дополнительная информация (знание иностранных языков, конкретные

    навыки, имеющие отношение к профессии, работа в общественных организациях и т.д._.

7. Дата (слева) и подпись (справа).

Резюме.

    Это документ, представляющий потенциальному работодателю анкетные данные, профессиональные и личные качества и возможности претендента на какую-либо должность.

    Это необходимый вид документа, который должен уметь составлять тот, кто хочет найти хорошую работу.

    Резюме является творческой деловой бумагой, поэтому не существует жестких рамок его составления.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. . Дата и место рождения.

3. Семейное положение.

4. Гражданство.

5. Сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков, степень владения компьютером, стаж работы. Особые заслуги (диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т.п.).

6. Наименование вакансии.

7. Адрес, телефон (служебный и домашний), место работы и должность.

8. Можно приложить (если есть) рекомендации (отзывы об учебе или работе).

                              Оформление служебной документации

       Объявление.

       Эмблема и наименование организации.

       Адрес.

       Текст.

       Договор.

       Это документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений.

       1. Название вида и заголовок документа (договор купли-продажи, прием на работу и т.д.).

       2. Дата, место составления, номер.

       3. Наименования сторон.

       4. Предмет договора.

       5. Общая сумма договора.

       6. Условия и сроки поставки, перевода.

Приложение. Материалы для контроля и самоконтроля

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение стилистики как науки.

2. В какой сфере общения функционирует официально-деловой стиль?  Охарактеризуйте официально-деловой стиль и его особенности.

3. Выделите жанры официально-делового стиля и основные функции деловой речи.

4. Каковы общие требования к составлению деловой документации?

5. На какие виды условно можно разделить деловую документацию? Каково наполнение каждого из них?

6. В чем заключаются особенности составления личных документов, служебной документации, деловых писем?

Задания тестовой формы

1. В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении:

       а) зал полон;

       б) зал аплодирует;

       в) тонкие пальцы;

       г) крутой берег.

2. Значение какого слова указано неверно:

       а) амбиция – обостренное самолюбие, спесивость;

       б) прорицать – скрытно наблюдать за кем-либо;

       в) бахча – тот, кто самодовольно бахвалится, хвастается чем-либо;

       г) жеманный – лишенный простоты и естественности, манерный.

3. В каком предложении вместо прилагательного ординарный следует употребить одинарный?

       а) Начальник цеха показался мне вначале ничем не примечательным, ординарным человеком.

       б) Возьмите ординарный лист и согните его пополам.

       в) У гениального человека часто бывает вполне ординарная внешность.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

       а) Хор исполнял «Калинку».

       б) Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

       в) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшим экзамен.

       г) Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.

5. В каком предложении нет грамматической ошибки?

       а) Согласно приказу ректора студенты прошли флюорографию.

       б) Двое девушек собирали цветы на лугу.

       в) Я одела сегодня теплый костюм, потому что похолодало.

       г) Нужно было при выходе из автобуса оплатить за проезд.

6. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. Запишите в исправленном виде.

       а) Стукнул по голове волка Яша.

       б) Он подыскал надежного себе помощника.

       в) Негодование народа всё усиливалось против поработителей.

       г) Враг был отброшен и разбит от границы нашего государства.

7. Укажите правильное толкование слова эксперт.

       а) Инспектор, чиновник с особым поручением.

       б) Ученый – исследователь.

       в) Журналист, имеющий опыт работы в какой-либо области.

       г) Специалист, который привлекается к решению какого-либо вопроса.

8. Соотнесите номера левого и правого столбцов.

       1. Расписка.

       2. Заявление.                              а) Документ, содержащий просьбу или  

                                                           предложение лица, адресованный должностному  

                                                           лицу или организации.                                              

                   3. Доверенность.                       б) Документ, представляющий потенциальному      

                                                                         работодателю анкетные данные,

       4. Протокол.                                профессиональные и личные качества и  

                                                              возможности претендента на какую-либо  

                                                              должность.

        5. Резюме.                                    в) Документ, подтверждающий получение  

                                                              каких-либо материальных ценностей.

                                                               г) Документ, фиксирующий ход обсуждения  

                                                               вопросов и принятия решений на собраниях.

                                                               д) Документ, свидетельствующий о  

                                                               предоставлении права другому лицу на  

                                                                совершение  определенных действий.

9. Соотнесите номера левого и правого столбцов, выбрав тип документа, необходимого, чтобы:

       1. Оправдать свое отсутствие на работе.                                             а) Заявление.

       2. Получить льготную путевку.                                                            б) Объявление.

       3. Продать дачу.                                                                                      в) Резюме.

       4. Выиграть конкурс на замещение вакантной должности.                г) Объяснительная      

                                                                                                                               записка.

       5. Произвести ремонт оборудования.                                                      д) Докладная  

                                                                                                                                 записка.

10. Определите тип документа по следующим фрагментам

    А. Довожу до вашего сведения, что в складском                                  1) Заявление.

         помещении № 3 с 12.06.03 по настоящее                                          2) Докладная                                                                                        

         время не производится уборка. Прошу принять меры.                         записка.  

                                                                                                                          3) Извещение.

     Б. В связи с заболеванием органов кровообращения прошу                 1) Заявление.

          предоставить мне путевку в местный кардиологический                 2) Объяснительная

          санаторий «Раздолье». Справка о необходимости                                 записка.

          санаторного  лечения прилагается.                                                       3) Просьба.                                                                              

Словарные диктанты

Запишите слова и определите их стилистическую окраску.

Афишировать, безапелляционный, библиотека, братва, бытие, ворчун, воспретить, дезинформировать, деляга, дилемма, дорогостоящий, интервьюировать, терпение, работяга.

Запишите слова, составьте с ними словосочетания глагол + существительное.

Анкета, виза, выговор, дело, договор, доклад, документ, Закон, заявка, иск, объявление, отзыв, отчет, письмо, повестка, подписка, подпись, порицание, постановление, предписание, приказ, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, характеристика.

Запишите слова, составьте с ними словарик.

Д…ректор, р…кв…зиты, пр…л…гается, об…снова(?)ный, трдиц…он(?)ный, комментировать, инициатива, уч(?)реждение, доверенность, об(?)яснительная записка, с…пр…водительный документ, администратор.

Контрольные задания

1. Составьте характеристику на одного из учеников вашего класса, например, в приемную комиссию вуза.

2. Напишите заявление в приемную комиссию техникума.

3. Напишите заявление о приеме на работу.

4. Напишите заявку на посещение выставки или организацию экскурсии.

5. Напишите доверенность на получение книг в школьной библиотеке.

6. Представьте себе, что вы пропустили занятия в школе и вам необходимо дать по этому поводу письменное объяснение. Составьте его: изложите причину случившегося, приложите документы, подтверждающие достоверность вашего объяснения.

7. Составьте и красочно оформите объявление о предстоящем новогоднем вечере, не забудьте указать, когда, где он будет проходить, какова его программа, от чьего имени дается объявление.

Редактирование текста деловых документов

1.                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                      В бухгалтерию

                                                                                                                                                               автокомбината № 17

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                        Скворцова Л.Л.,

                                                                                                                                                                             слесаря

доверенность.

Я, Скворцов Л.Л., доверяю получить деньги, заработанные мною за октябрь месяц сего года, моему товарищу и другу слесарю Глухарю И.П. в связи с плохим состоянием здоровья. Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.                                         Дата                                                                                                                                                              подпись Скворцов.

2.                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                             Председателю

                                                                                                                                                                                         профсоюзного бюро завода        

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                         «Путь к сознанию»

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                         Уряшкину А.И.

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                           руководителя ансамбля

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                         народных инструментов

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                          Кукушкина С.С.

                                                                                                          объяснительная записка.

       Довожу до вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве двух штук (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая – как приведенная в негодность в результате давки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе.

       Дата                                                                                                                                                                         Подпись Кукушкин

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Деловой английский» для учащихся 10 информационно - технологического класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по  курсу «Деловой английский» составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего об...

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» 9 класс

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают...

Рабочая программа элективного курса "Деловой английский"

Программа элективного курса "Деловой английский" предназначена для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля....

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Программа внеурочной деятельности"Деловая речь".

Данная программа внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов....