Тема: «Работа над сжатым изложением»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
План-конспект урока в 9 классе «Работа над сжатым изложением».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse_szh.iz_.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по русскому языку в 9 классе
Тема: «Работа над сжатым изложением».
Учитель: Смирнова Людмила Валентиновна
Цель урока для учащихся: Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения.
Цели урока для учителя:
1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.
2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.
3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.
Задачи:
1. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.
2. Отработать умения:
вычленять главную информацию;
сокращать текст разными способами;
правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.
3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения.
Оборудование урока:
план – конспект урока, раздаточный материал, презентация теории урока.
План - конспект урока.
Речевая культура – это умение правильно, точно и
выразительно
передавать свои мысли средствами языка.
С.И. Ожегов.
Этап урока | Учитель | Учащиеся |
Организационный Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке. |
Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека. Улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе. У нас сегодня урок – практикум. Назовите тему урока « Работа над сжатым изложением». Подпишите маршрутные листы и запишите тему урока. СЛАЙД№1 -Подумайте, исходя из темы , какими могут быть задачи нашего урока. -Для чего важно научиться писать сжатое изложение? СЛАЙД№2 | Ребята ставят задачи урока и объясняют, почему такие задачи ставятся. - Для того чтобы успешно сдать экзамен. - Отработать умение выделять главное (существенное) в информации; - Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста; - Формировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли. |
Разминка | Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова( чтение эпиграфа) СЛАЙД№3 _ Вы согласны с утверждением Ожегова? - О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку? -Это один из критериев, по которым оценивается изложение. - Речевая культура - культура речи - Что общего и чем различаются эти словосочетания? -Использование различных синтаксических конструкций придаёт вашей речи гибкость и выразительность. | Да. Речевая культура – это выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволят обеспечить эффект в достижении задач общения. - Здесь нужно говорить о таких качествах речи, как логичность, ясность, точность , правильность и выразительность.
-Это синонимичные словосочетания ( построены по разному- согласование и управление, а значение одно, и поэтому взаимозаменяемы). |
Погружение в тему | Ребята !О требовании к речи как устной, так и письменной мы должны помнить всегда! Сегодня мы говорим о сжатом изложении. -В чём особенность сжатого изложения? -Что значит сжать текст? | Необходимо кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т.е убрать всё лишнее и оставить главное. |
Работа с теоретическим материалом. | Ребята! Запишите на листах основные приёмы сжатия текста. | -исключение, замена, слияние. |
Самопроверка | Проверьте знание теоретического материала. СЛАЙД №4 | |
Работа над текстом Компрессия текста. | - А теперь постараемся применить свои знания при работе с текстом. - Почему, несмотря на уже немалый срок, прошедший со времён ВОв, мы продолжаем вспоминать об этом тяжёлом времени? СЛАЙД №5 -Перед вами текст, который написан очень интересным человеком, Евгением Алексеевичем Линдом. Это учитель физкультуры, создавший в школе, где работал, музей «А музы не молчали», посвящённый судьбам людей искусства (музыкантов, артистов, режиссёров) в осаждённом Ленинграде. Благодаря этому музею были восстановлены имена и судьбы музыкантов, исполнявших в первый раз в Ленинграде, во время блокады, Седьмую симфонию Шостаковича. Пока оркестр играл, 14-й контрударный полк вызывал на себя огонь фашистских батарей, чтобы они оставили на это время город в покое. - Подготовьтесь к чтению текста вслух, даю вам на это минуту, кто будет готов, поднимите руку. -Все ли слова понятны? -Приступать к сжатию текста надо только после того, как будет выделена тема, основная мысль, сформулированы микротемы. - Для чего это необходимо сделать? - Что такое тема текста? -Определите тему текста. Что может вам помочь? Запишите на листе тему текста. - Проверим, какова тема текста? - Как определить основную мысль текста? Какой вопрос здесь может помочь? На что нужно обратить внимание? -Найдите в тексте предложение, где формулируется основная мысль. Запишите на листе. -Проверим, какова основная мысль текста. -Скажите, эта мысль является ответом на вопрос: почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме войны? -Разбейте текст на абзацы. (дать время) - Прочитайте первый абзац текста. (Ученик или ученица читает и останавливается. Если остальные не согласны, поднимают руку и останавливают её). -Объясните, почему граница абзаца именно здесь. - Что такое микротема? Чем характеризуется микротема? - Как определить микротемы текста? - Подчеркните ключевые слова, предложения. Запишите на листе Микротему 1 абзаца. -Сформулируй микротему первого абзаца. - Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему второго абзаца. Запишите на листе. - Сформулируй, пожалуйста, микротему второго абзаца. -Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему третьего абзаца. Запишите на листе. - Сформулируй, пожалуйста, микротему третьего абзаца. -Сколько в тексте микротем? -Есть такой критерий правильности абзацного членения: если из первых предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то абзацы выделены верно. Слайд 6 - Проверьте. Прочтите первые предложения. Получился текст? - Имея перед собой микротемы, займёмся сжатием текста. Работаем по парам. - Выделите в первом абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Постарайтесь применить разные способы сжатия. Итак, посмотрим, что у вас получилось. - Пока (ученица или ученик) читает свой вариант сжатия 1 абзаца, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а). -Какие приёмы сжатия применил(а)? - Выделите во втором абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Постарайтесь применить разные способы сжатия. - Пока (ученица или ученик) читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а). -Какие приёмы сжатия применил(а)? - Выделите в третьем абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Прочтите сжатый текст. Постарайтесь применить разные способы сжатия. - Пока (ученица или ученик) читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а). -Какие приёмы сжатия применил(а)? | -Нельзя об этом забывать, чтобы не повторить ошибок прошлого… Да. -Чтобы изложить текст без смысловых потерь и определить, что важно сохранить, а что можно сжать. - То, о ком или о чём говорится в тексте. 1.О чём текст? Могут помочь: - начало текста; -ключевые слова; -ключевые эпизоды; -заголовок текста; - поступки и размышления героев. Тема: «Дети и война» ( ключевые слова). - Зачем автор написал текст? Какую мысль хотел выразить? Обратить внимание на общую тональность текста, его настроение, на отношение автора к событиям, на наличие в тексте тезиса, формулирующего позицию автора. Основная мысль: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. - Да -Заканчивается микротема. - Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Микротема – тема каждой смысловой части. Когда автор создаёт текст, он думает о том, чтобы каждая смысловая часть раскрывала смысл целого, его главную мысль. Микротема характеризуется определенной мыслью. Тема и главная мысль обычно помещается в начале или в конце абзаца. -По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. -Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее. -Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека. -Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне. В тексте 3 абзаца. Да. - Исключение предложения и части предложения, замена. - Исключение предложения и части предложения, замена, обобщение. - Исключение предложения и части предложения, замена, обобщение. |
Обсуждение результатов работы | -А теперь посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте, пожалуйста, получившийся текст. Слайд №7 -Вспомните эпиграф. Можем ли мы говорить о точной, правильной , логичной передачи текста Лихачёва? -Что является средством связи между предложениями в тексте? -Передана ли основная мысль текста Лихачёва? Какова? | Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст микротемы, остальные вносят дополнения, исправления. -Да Лексический повтор, синонимы, местоимения, предлоги, союзы, порядок слов в предложении (прямой и обратный, слова-организаторы логических связей (вот, поэтому) и др. Основная мысль: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. |
Рефлексия | -Заполните лист самооценки. Поставьте оценку за урок. Сдайте на проверку маршрутный лист и лист самооценки. | . |
Домашнее задание | Дома, ребята, вы оформите текст в тетради СЛАЙД №8 |
Пятое апреля.
Маршрутный лист
Ф.И. ученика 9 класса_____________________________________
Тема: ____________________________________________________________________
1.Основные приёмы сжатия текста: _______________________________________________________________________________________________________________
Исходный текст
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, кто выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.
2. Определи тему текста __________________________________
3. Определи основную мысль текста. Найди и запиши в тексте предложение, где формулируется основная мысль.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Микротема1абзаца:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Микротема 2 абзаца:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Микротема 3 абзаца:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятое апреля.
Лист самооценки.
Тема: ____________________________________________________________________
Ф.И. ученика 9 класса_______________________________
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ____________________________________________________________ |
Оценка за работу с текстом________
Пятое апреля.
Маршрутный лист
Ф.И. ученика 9 класса_____________________________________
Тема: « Работа над сжатым изложением»
1.Основные способы сжатия текста: исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения. Основные приёмы сжатия: исключение, замена и слияние.
Оценка:
2. Определи тему текста: «Дети и война»
3. Определи основную мысль текста. Найди и запиши в тексте предложение, где формулируется основная мысль.
Ответ: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
4. Микротема1абзаца:Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.
5. Микротема 2 абзаца: Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека.
6. Микротема 3 абзаца: Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.
Пятое апреля.
Лист самооценки.
Тема: « Работа над сжатым изложением»
Ф.И. ученика _____________________________________
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ____________________________________________________________ |
Оценка за работу с текстом________
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, кто выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка "Как работать над сжатым изложением"
Памятка "Как работать над сжатым изложением"...
Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА
В данной разработке я показываю, какую провожу работу над сжатым изложением при подготовке к ГИА....
Работа над сжатым изложением
Работа над сжатым изложением...
Способы и приемы работы над сжатым изложением
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-з...
"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»
Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...