Тема: «Работа над сжатым изложением»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

План-конспект урока в 9 классе «Работа над сжатым изложением».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse_szh.iz_.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку в 9 классе

Тема: «Работа над сжатым изложением».

Учитель: Смирнова Людмила Валентиновна

Цель урока для учащихся: Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения.

Цели урока для учителя:

1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.

2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.

3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.

Задачи:

1. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.

2. Отработать умения:

вычленять главную информацию;

сокращать текст разными способами;

правильно, логично и кратко излагать свои мысли;

находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.

3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения.

Оборудование урока:

план – конспект урока, раздаточный материал,  презентация теории урока.

План  - конспект урока.

                                                                                      Речевая культура – это умение правильно, точно и  

                     выразительно                                                                                                                                                                        

                                                                                      передавать свои мысли средствами языка.

                                                                                                                                               С.И.    Ожегов.

Этап урока

                       Учитель

                  Учащиеся

Организационный

Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке.

  1. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека. Улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе.

У нас сегодня урок – практикум. Назовите тему урока « Работа над сжатым изложением». Подпишите маршрутные листы и запишите тему урока.

СЛАЙД№1

-Подумайте, исходя из темы , какими могут быть задачи нашего урока. 

-Для чего важно научиться писать сжатое изложение?

 СЛАЙД№2

Ребята ставят задачи урока и объясняют, почему такие задачи ставятся.

- Для того чтобы успешно сдать экзамен.

- Отработать умение выделять главное (существенное) в информации;

 - Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста;

 - Формировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли.

Разминка

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова( чтение эпиграфа) СЛАЙД№3

_ Вы согласны с утверждением Ожегова?

- О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку? 

-Это один из критериев, по которым оценивается изложение.

- Речевая культура  - культура речи

- Что общего и чем различаются эти словосочетания?

-Использование различных синтаксических конструкций придаёт вашей речи гибкость и выразительность.

Да. Речевая  культура – это выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволят обеспечить  эффект в достижении задач общения.

- Здесь нужно говорить  о таких качествах речи, как  логичность, ясность, точность , правильность и выразительность.

 

-Это синонимичные словосочетания

( построены по разному- согласование и управление, а значение одно, и поэтому взаимозаменяемы).

Погружение в тему

Ребята !О требовании к речи как устной, так и письменной мы должны помнить всегда! Сегодня мы говорим о сжатом изложении.

-В чём особенность сжатого изложения?

-Что значит сжать текст?

Необходимо кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сократить его, но при этом сохранить  основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т.е убрать всё лишнее и оставить главное.

Работа   с  теоретическим материалом.

Ребята! Запишите на  листах основные приёмы сжатия текста.

-исключение, замена, слияние.

Самопроверка

Проверьте  знание теоретического материала. СЛАЙД №4

Работа над текстом

Компрессия текста.

- А теперь постараемся применить свои знания при работе с текстом.

- Почему, несмотря на уже немалый срок, прошедший со времён ВОв, мы продолжаем вспоминать об этом тяжёлом времени? 

СЛАЙД №5

-Перед вами текст, который написан очень интересным человеком, Евгением Алексеевичем Линдом. Это учитель физкультуры, создавший в школе, где работал, музей «А музы не молчали», посвящённый судьбам людей искусства (музыкантов, артистов, режиссёров) в осаждённом Ленинграде. Благодаря этому музею были восстановлены имена и судьбы музыкантов, исполнявших в первый раз в Ленинграде, во время блокады, Седьмую симфонию Шостаковича. Пока оркестр играл, 14-й контрударный полк вызывал на себя огонь фашистских батарей, чтобы они оставили на это время город в покое.

- Подготовьтесь к чтению текста вслух, даю вам на это минуту, кто будет готов, поднимите руку.

-Все ли слова понятны?

-Приступать к сжатию текста надо только после того, как будет выделена тема, основная мысль, сформулированы микротемы.

- Для чего это необходимо сделать?

- Что такое тема текста?

-Определите тему текста. Что может вам помочь?

 Запишите на листе тему текста.

- Проверим, какова тема текста?

- Как определить основную мысль текста? Какой вопрос здесь может помочь? На что нужно обратить внимание? 

-Найдите в тексте предложение, где формулируется основная мысль. Запишите на листе.

-Проверим, какова основная мысль текста.

-Скажите, эта мысль является ответом на вопрос: почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме войны?

-Разбейте текст на абзацы. (дать время)

 - Прочитайте первый абзац текста.

(Ученик или ученица читает и останавливается. Если остальные не согласны, поднимают руку и останавливают её).

-Объясните, почему граница абзаца именно здесь.

- Что такое микротема? 

Чем характеризуется микротема?

- Как определить микротемы текста?

- Подчеркните ключевые слова, предложения. Запишите на листе

Микротему 1 абзаца.

-Сформулируй микротему первого абзаца.

- Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему второго абзаца.  Запишите на листе.

- Сформулируй, пожалуйста,  микротему второго абзаца.

-Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему третьего абзаца. Запишите на листе.

- Сформулируй, пожалуйста,  микротему третьего абзаца.

-Сколько в тексте микротем?

-Есть такой критерий правильности абзацного членения: если из первых предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то абзацы выделены верно.

Слайд 6

- Проверьте. Прочтите первые предложения. Получился текст?

- Имея перед собой микротемы, займёмся  сжатием текста. Работаем по парам.

- Выделите в первом абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Постарайтесь применить разные способы сжатия.

Итак, посмотрим, что у вас получилось.

- Пока  (ученица или ученик) читает свой вариант сжатия 1 абзаца, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а).

-Какие приёмы сжатия  применил(а)?

- Выделите во втором  абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Постарайтесь применить разные способы сжатия.

- Пока (ученица или ученик) читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а).

-Какие приёмы сжатия  применил(а)?

- Выделите в третьем абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Прочтите сжатый текст. Постарайтесь применить разные способы сжатия.

- Пока (ученица или ученик) читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он(а) применил(а).

-Какие приёмы сжатия  применил(а)?

-Нельзя об этом забывать, чтобы не повторить ошибок прошлого…

Да.

-Чтобы изложить текст без смысловых потерь и определить, что важно сохранить, а что можно сжать.

- То, о ком или о чём говорится в тексте.

1.О чём текст? Могут помочь:

- начало текста;

-ключевые слова;

-ключевые эпизоды;

-заголовок текста;

- поступки и размышления героев.

Тема: «Дети и война» ( ключевые слова).

- Зачем автор написал текст? Какую мысль хотел выразить?  Обратить внимание на общую тональность текста, его настроение, на отношение автора к событиям, на наличие в тексте тезиса, формулирующего позицию автора.

Основная мысль: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

- Да

-Заканчивается микротема.

- Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Микротема – тема каждой смысловой части. Когда автор создаёт текст, он думает о том, чтобы каждая смысловая часть раскрывала смысл целого, его главную мысль. Микротема характеризуется определенной мыслью. Тема и главная мысль обычно помещается в начале или в конце абзаца.

-По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

-Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.

-Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека.

-Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.

В тексте 3 абзаца.

Да.

- Исключение предложения и части предложения, замена.

- Исключение предложения и части предложения, замена, обобщение.

- Исключение предложения и части предложения, замена, обобщение.

Обсуждение результатов работы

-А теперь посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте, пожалуйста, получившийся текст.

Слайд №7

-Вспомните эпиграф.

Можем ли мы говорить о точной, правильной , логичной передачи текста Лихачёва?

-Что является средством связи между предложениями в тексте?

-Передана ли основная мысль текста Лихачёва? Какова?

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст  микротемы, остальные  вносят дополнения, исправления.

-Да

Лексический повтор, синонимы, местоимения, предлоги, союзы, порядок слов в предложении (прямой и обратный, слова-организаторы логических связей

(вот, поэтому) и др.

Основная мысль: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

Рефлексия

-Заполните лист самооценки. Поставьте оценку за урок. Сдайте на проверку маршрутный лист и лист самооценки.

.

Домашнее задание

Дома, ребята, вы оформите текст в тетради

СЛАЙД №8

Пятое апреля.

Маршрутный лист

Ф.И. ученика 9 класса_____________________________________

Тема: ____________________________________________________________________

1.Основные приёмы сжатия текста: _______________________________________________________________________________________________________________ 

Исходный текст

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, кто выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.

2. Определи тему текста __________________________________

3. Определи основную мысль текста. Найди и запиши в тексте предложение, где формулируется основная мысль.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Микротема1абзаца:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Микротема 2 абзаца:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Микротема 3 абзаца:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пятое апреля.

Лист самооценки.

Тема: ____________________________________________________________________

Ф.И. ученика 9 класса_______________________________

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

____________________________________________________________

 Оценка за работу с текстом________

Пятое апреля.

Маршрутный лист

Ф.И. ученика 9 класса_____________________________________

Тема: « Работа над сжатым изложением»

1.Основные способы сжатия текста: исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения. Основные приёмы сжатия: исключение, замена и слияние.

Оценка:

2. Определи тему текста:  «Дети и война»

3. Определи основную мысль текста. Найди и запиши в тексте предложение, где формулируется основная мысль.

Ответ: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

4. Микротема1абзаца:Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.

5. Микротема 2 абзаца: Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека.

6. Микротема 3 абзаца: Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.

Пятое апреля.

Лист самооценки.

Тема: « Работа над сжатым изложением»

Ф.И. ученика _____________________________________

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

____________________________________________________________

 Оценка за работу с текстом________

     Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, кто выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.  Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.

    Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

    Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка "Как работать над сжатым изложением"

Памятка "Как работать над сжатым изложением"...

Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА

В данной разработке я показываю, какую провожу работу  над сжатым изложением при подготовке к ГИА....

Работа над сжатым изложением

Работа над сжатым изложением...

Способы и приемы работы над сжатым изложением

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-з...

"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"

С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»

 Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...