Устное итоговое собеседование в школе с тяжелыми нарушениями речи
статья по русскому языку (9 класс)
В статье проанализированы особенности проведения устного экзамена у детей с тяжелыми нарушениями речи , представлены подходы и даны рекомендации по проведению экзамена, а также дана морально-этическая оценка воздействия экзамена на психику детей, целесообразности проведения такой формы аттестации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, тяжелые нарушения речи, монологическое высказывание, психологические аспекты, морально-этические нормы, микротемы текста, дети с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 24.75 КБ |
ustnoe_itogovoe_sobesedovanie_v_shkole_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi_.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное итоговое собеседование в школе с тяжелыми нарушениями речи
«Первоначальная функция речи – коммуникация.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания».
Л.С. Выготский
Аннотация. В статье проанализированы особенности проведения устного экзамена у детей с тяжелыми нарушениями речи, представлены подходы и рекомендации к проведению экзамена, а также дана морально-этическая оценка воздействия экзамена на психику детей, целесообразности проведения такой формы аттестации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, тяжелые нарушения речи, монологическое высказывание, психологические аспекты, морально-этические нормы, микротемы текста, дети с ОВЗ.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. В условиях перехода на ФГОС проверка устной речи является одним из актуальных направлений совершенствования контрольных измерительных материалов. Цели говорения как вида речевой деятельности сформулированы и в действующем Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов. Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Следовательно, задача педагогов всех образовательных учреждений – подготовить ребят к успешной сдаче устного итогового собеседования, и наша коррекционная школа, которая обучает детей с ОВЗ, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с ТНР, не является исключением. Перед учителями стоит непростая задача, так как наши ученики имеют нарушения речи различной степени тяжести. Они испытывают серьезные трудности в обучении, поэтому такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе в процессе обучения, в умении учителя правильно выстраивать образовательную деятельность. И когда наступает время итоговой аттестации, в нашем случае это устное собеседование, мы понимаем, что экзамен для детей — это всегда стресс. Ведь дети с психофизиологическими особенностями переживают экзамен с большим волнением, нежели дети из обычных школ, и мы, учителя, обязаны создать не только специальные условия, комфортную среду, но и тщательным образом продумать методику поэтапного проведения экзамена с минимальными психологическими затратами для каждого ребенка. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, а также с проблемами развития и физиологическими недостатками, но нигде не прописано, как у неговорящего ребенка принять экзамен, не причиняя ему психологической травмы. Поэтому в нашей школе устное собеседование проводилось по специальной методике, разработанной для обучающихся с ТНР. Теперь рассмотрим применение методики в процессе экзамена.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится 45 минут.
Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с учетом разработанной методики по проведению устного собеседования в школе-интернате №9 Калининского района обучающихся с ТНР.
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов. Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины. Просматривая работу выпускника, эксперт сможет определить уровень подготовленности и выставить баллы. Но дети с ТНР не могут справиться с чтением текста вслух, им предложена следующая формулировка задания: графически в исходном тексте выделить повышение и понижение голоса, определить логическое ударение. Такая форма работы ребенка с текстом дает ему возможность лучше запомнить текст, а также помогает почувствовать себя успешным и несет положительную мотивацию.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался несложным для обучающихся с ТНР. Пересказ текста был представлен в форме письменной работы, где были сохранены все микротемы текста с включением приведённого высказывания и отличались смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, хотя и присутствовали логические ошибки. Выпускник не может самостоятельно пересказать текст, поэтому наличие ассистента обязательно.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания отмечаются экспертом в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов. Для обучающихся с ТНР монологическое высказывание вызывает определенные трудности, так как им предложено в письменной форме построить 10 фраз по выбранному типу речи. За время, отведенное на это задание, ученик не успевает записать свой монолог, что вызывает у него негативную реакцию. Чтобы подобной ситуации не было, обучающимся с ТНР были выданы клише, где нужно только вписать несколько словосочетаний или построить конец предложения по алгоритму или ответить на вопросы. Для обучающегося такая форма работы знакома, ведь построением монологического высказывания выпускник овладевал в процессе обучения работы над текстом. Поэтому на экзамене обучающийся с ТНР чувствует себя более уверенно. Образец клише прилагается:
- На картине (иллюстрации) художника_________ изображено _______ (что, где, когда, в какое время года)
- Художник хотел обратить внимание зрителей на то, как ____________
- Крупным планом живописец изобразил (показал) ____________
- Справа/слева ________________________
- В нижней (верхней) части __________________
- Вдали виднеется ___________________
- Люди на картине выглядят __________________, потому что _____
- Эта картина вызывает у меня чувство _________ / Познакомившись с этой картиной, я испытываю ощущение ______, как будто на мгновение становлюсь______________
Оценивая такой вид работы, можно увидеть, владеет ли ученик этим видом работы, какие грамматические и речевые ошибки совершает.
Задание 4. Участие в диалоге.
Для обучающихся с ТНР участие в диалоге сводится только к ответу «да» или «нет» кивком головы. Взаимодействие с экспертом-собеседником не может быть достигнуто. Поэтому говорить об умении выпускника участвовать в беседе, о словарном запасе не приходится. Оценивать обучающихся с ТНР на устном экзамене задача сложная и неоднозначная.
Таким образом, проведение экзамена обнаружило необходимость усиления внимания к проблемам обучающихся с ТНР. Нужно задуматься о целесообразности проведения устного экзамена у детей с такими нарушениями, о морально-этических нормах по отношению к ним.
Список литературы.
- 1 Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М.:Владос,
- 1999
- 2 Бернов В.Ф. Культура диалога. М., 2002
- 3 Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М., 2008
- 4 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.:Флинта, 1996
- 5 Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.:
- Дело, 2002
- 6 Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995
- 7 Иванов – Лукьянов Г. Культура устной речи: интонация, паузирование,
- логическое ударение, темп, ритм. М., 1998
Источники:
- http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html
- http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti
Предварительный просмотр:
Устное итоговое собеседование в школе с тяжелыми нарушениями речи
«Первоначальная функция речи – коммуникация.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания».
Л.С. Выготский
Аннотация. В статье проанализированы особенности проведения устного экзамена у детей с тяжелыми нарушениями речи, представлены подходы и рекомендации к проведению экзамена, а также дана морально-этическая оценка воздействия экзамена на психику детей, целесообразности проведения такой формы аттестации.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, тяжелые нарушения речи, монологическое высказывание, психологические аспекты, морально-этические нормы, микротемы текста, дети с ОВЗ.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. В условиях перехода на ФГОС проверка устной речи является одним из актуальных направлений совершенствования контрольных измерительных материалов. Цели говорения как вида речевой деятельности сформулированы и в действующем Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов. Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Следовательно, задача педагогов всех образовательных учреждений – подготовить ребят к успешной сдаче устного итогового собеседования, и наша коррекционная школа, которая обучает детей с ОВЗ, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с ТНР, не является исключением. Перед учителями стоит непростая задача, так как наши ученики имеют нарушения речи различной степени тяжести. Они испытывают серьезные трудности в обучении, поэтому такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе в процессе обучения, в умении учителя правильно выстраивать образовательную деятельность. И когда наступает время итоговой аттестации, в нашем случае это устное собеседование, мы понимаем, что экзамен для детей — это всегда стресс. Ведь дети с психофизиологическими особенностями переживают экзамен с большим волнением, нежели дети из обычных школ, и мы, учителя, обязаны создать не только специальные условия, комфортную среду, но и тщательным образом продумать методику поэтапного проведения экзамена с минимальными психологическими затратами для каждого ребенка. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, а также с проблемами развития и физиологическими недостатками, но нигде не прописано, как у неговорящего ребенка принять экзамен, не причиняя ему психологической травмы. Поэтому в нашей школе устное собеседование проводилось по специальной методике, разработанной для обучающихся с ТНР. Теперь рассмотрим применение методики в процессе экзамена.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится 45 минут.
Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с учетом разработанной методики по проведению устного собеседования в школе-интернате №9 Калининского района обучающихся с ТНР.
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов. Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины. Просматривая работу выпускника, эксперт сможет определить уровень подготовленности и выставить баллы. Но дети с ТНР не могут справиться с чтением текста вслух, им предложена следующая формулировка задания: графически в исходном тексте выделить повышение и понижение голоса, определить логическое ударение. Такая форма работы ребенка с текстом дает ему возможность лучше запомнить текст, а также помогает почувствовать себя успешным и несет положительную мотивацию.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался несложным для обучающихся с ТНР. Пересказ текста был представлен в форме письменной работы, где были сохранены все микротемы текста с включением приведённого высказывания и отличались смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, хотя и присутствовали логические ошибки. Выпускник не может самостоятельно пересказать текст, поэтому наличие ассистента обязательно.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания отмечаются экспертом в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов. Для обучающихся с ТНР монологическое высказывание вызывает определенные трудности, так как им предложено в письменной форме построить 10 фраз по выбранному типу речи. За время, отведенное на это задание, ученик не успевает записать свой монолог, что вызывает у него негативную реакцию. Чтобы подобной ситуации не было, обучающимся с ТНР были выданы клише, где нужно только вписать несколько словосочетаний или построить конец предложения по алгоритму или ответить на вопросы. Для обучающегося такая форма работы знакома, ведь построением монологического высказывания выпускник овладевал в процессе обучения работы над текстом. Поэтому на экзамене обучающийся с ТНР чувствует себя более уверенно. Образец клише прилагается:
- На картине (иллюстрации) художника_________ изображено _______ (что, где, когда, в какое время года)
- Художник хотел обратить внимание зрителей на то, как ____________
- Крупным планом живописец изобразил (показал) ____________
- Справа/слева ________________________
- В нижней (верхней) части __________________
- Вдали виднеется ___________________
- Люди на картине выглядят __________________, потому что _____
- Эта картина вызывает у меня чувство _________ / Познакомившись с этой картиной, я испытываю ощущение ______, как будто на мгновение становлюсь______________
Оценивая такой вид работы, можно увидеть, владеет ли ученик этим видом работы, какие грамматические и речевые ошибки совершает.
Задание 4. Участие в диалоге.
Для обучающихся с ТНР участие в диалоге сводится только к ответу «да» или «нет» кивком головы. Взаимодействие с экспертом-собеседником не может быть достигнуто. Поэтому говорить об умении выпускника участвовать в беседе, о словарном запасе не приходится. Оценивать обучающихся с ТНР на устном экзамене задача сложная и неоднозначная.
Таким образом, проведение экзамена обнаружило необходимость усиления внимания к проблемам обучающихся с ТНР. Нужно задуматься о целесообразности проведения устного экзамена у детей с такими нарушениями, о морально-этических нормах по отношению к ним.
Список литературы.
- 1 Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М.:Владос,
- 1999
- 2 Бернов В.Ф. Культура диалога. М., 2002
- 3 Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М., 2008
- 4 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.:Флинта, 1996
- 5 Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.:
- Дело, 2002
- 6 Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995
- 7 Иванов – Лукьянов Г. Культура устной речи: интонация, паузирование,
- логическое ударение, темп, ритм. М., 1998
Источники:
- http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html
- http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА
В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....
«Коррекционная работа на уроках математики в 3-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Речевое развитие в значительной степени определяет уровень знаний учащихся. Несоответствие уровня развития речи , которой пользуются учитель и учащиеся на уроке, создает трудности ...
«Коррекционная работа на уроках математики в 4 –м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».
В специальной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, у учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление мн...
Рабочая программа по подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет)
Данная программа...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....