«Коррекционная работа на уроках математики в 4 –м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».
методическая разработка на тему

Химина Елена Кузьминична

В специальной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, у учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, на фоне относительно развернутой речи  наблюдается неточное  употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов , обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

     В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются  сложные конструкции предложений. Учащиеся допускают много ошибок в согласовании числительных с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himina_korrektsiya_na_matematike.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»

Химина Елена Кузьминична, учитель – логопед

Тема:  «Коррекционная работа на уроках математики в 4 –м классе  школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».

         В специальной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, у учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, на фоне относительно развернутой речи  наблюдается неточное  употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов , обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

     В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются  сложные конструкции предложений. Учащиеся допускают много ошибок в согласовании числительных с существительными.

     Непонимание смыслового значения  математических терминов вызывает  затруднения в уяснении  содержания задачи в целом, установлении связей и отношений между цифровыми  данными, что часто приводит к ошибкам в ее решении.

     И как показывает анализ работы, главной причиной, препятствующей пониманию математического задания являются не мыслительные затруднения, а бедность словарного запаса, неумение увидеть за словами конкретные образы предметов в их динамических связях и отношениях. Это объясняется тем,  что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) первично нарушенным компонентом является  не интеллект, а речевая система, включающая как звуковую, так и смысловую ее стороны.

     Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является сочетание образовательного и коррекционного направлений в единой системе обучения. А необходимым условием успешного обучения учащихся с ОНР математике является знание уровня их речевого развития.

 Характеристика речи учащихся  4 класса 1 отделения  с ОНР школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Каждый ребенок , страдающий  недоразвитием речи с характерными общими признаками, все же имеют свои, только ему присущие особенности речевого развития. Особенности речевого развития каждого ученика учитель должен знать для того, чтобы правильно организовать учебно-коррекционный процесс. Систематический учет пробелов в речевом развитии учащихся позволяет дифференцированно и в индивидуальном порядке, организовать необходимую логопедическую помощь.

     Важное значение в обучении математике имеет умение учащихся                                                                                                                                        пользоваться словарным запасом. Установление соотношения  между словами  и изменяющимися отношениями действительности, представленными в задаче, свидетельствуют о действительном уровне сформированности  речи.

     Из ответов учащихся о составах данных чисел следует, что они не могут определить количество тысяч в миллионе, допускают ошибки при определении общего количества единиц или десятков в указанном трехзначном числе. Эти ошибки возникают вследствие того, что учащиеся ориентируются не на общее количество единиц или десятков, а только на разрядные десятки или единицы. Не все учащиеся понимают значение словосочетания «сумма разрядных  слагаемых» , смешивают значение терминов «заменить сумму произведением2, «увеличить ( уменьшить) число в  …раз», «вычитаемое выражено произведением ( суммой) чисел», «во сколько раз больше ( меньше)».

       С трудом учащиеся усваивают термины, обозначающие меры длины: метр, километр, сантиметр, дециметр, меры веса: килограмм, тонна , центнер, грамм. Часть  учащихся не могут правильно назвать отличие отрезка от прямой линии.

      Наблюдения учебного процесса показывает, что учащиеся с ОНР часто не понимают математических задач и не могут самостоятельно объяснить способы действий с помощью развернутых высказываний. Высказывания учащихся нечетко построены, в речи наблюдаются аграмматизмы.  В речи учащихся можно наблюдать пропуск необходимых членов предложения, вставку лишних слов, что нарушает структуру предложений и между предложениями. Увеличение паузы свидетельствует о том, что ученик не знает, о чем дальше говорить и подбирает соответствующее слово.

     Для отдельных учащихся характерны предложения, которые не связаны между собой по смыслу. Имеются отдельные ошибки в согласовании и управлении. Хотя ошибки в построении предложений учащимися с ОНР встречаются довольно часто, все же не нарушения связной речи являются доминирующими при составлении задач, а нарушение соответствия между данным выражением или уравнением, по которым составляются  задачи, и содержанием высказываний учащихся. Вот поэтому в четвертом классе, как и в предыдущих классах, необходимо для составления задач больше применять не только наглядность, но и предметно-практическую деятельность.

     Особенно много ошибок допускают учащиеся в своих записях в тетрадях и на классной доске. Многие из ошибок характерны и для устной речи. Это ошибки,  связанные с построением сложных предложений, заключающиеся в неумении до конца правильно сформулировать мысль при выполнении математического задания. В составляемых учениками предложениях                                                                                                                                           наблюдаются перестановки слов в структуре предложений, пропуски и замена предлогов, нарушения стройности мысли.

     В результате таких ошибок нередко смысл предложений невозможно понять. Имеются ошибки в согласовании слов (в сочетаниях  числительное + существительное ),ошибки на замену гласных в словах: декобря, задоча, рабочей,  детолей и другие.

     Особенно характерны для детей с ОНР специфические ошибки на замену оппозиционных согласных, вызванные недоразвитием фонематического слуха : карандаж, мешду, городави и других; пропуски предлогов в предложениях.

     Много ошибок учащиеся допускают при написании слов из-за незнания особенностей их правописания: растояние, сантеметр, пелиметр и другие. Отдельные ученики допускают такое количество разнообразных ошибок в письме при решении  задач, что понять написанное предложение можно только по догадке, зная изложенную в задаче ситуацию. Появление такого разнообразия ошибок вызвано как недоразвитием речи, так и недостаточностью опыта и речевой  практики учащихся, отсутствием у них должных навыков самоконтроля, незнанием правил правописания.

     Вместе с тем учащиеся допускают множество лексических ошибок. Такие ошибки обнаруживаются   при рассмотрении (анализе) смысловой структуры составленных учениками предложений. Лексические  ошибки  могут иметь целостный или частичный характер. Лексические ошибки целостного характера  объясняются в первую очередь недостатками усвоения терминов «вопрос» и «ответ»  задачи.

     Лексические ошибки частичного характера имеют свои корни в общем речевом недоразвитии, недостаточности жизненного опыта, отсутствии представлений, недостаточности связей между словесными методами преподавания и предметно-практической деятельностью учащихся. Избежать ошибок в речи учащихся поможет введение в учебный процесс задач практического содержания, связанных с жизненным опытом учащихся.

     Чтобы в какой-то мере  предупредить ошибки, следует работать  над коррекцией всех компонентов речевой системы, так как все они находятся в тесной связи и взаимозависимости, осуществлять систематический контроль и устранение недостатков  в устной и письменной речи учащихся на всех уроках и во внеурочное время, осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику. Деление учащихся на группы( дифференцированный подход) в соответствии с их возможностями в обучении, учет особенностей их речевого  развития, в  частности , отклонений в усвоении математических терминов и грамматического строя языка при составлении и решении задач, при их пересказе, объяснении решения примеров и т.д. позволяет учителю организовать целенаправленное систематическое воздействие на  ликвидацию существующих в речи учащихся пробелов.

Принципы логопедической  работы и их реализация  на уроках математики.

     Обучение учащихся с ОНР на уроках математики строится с учетом уровня психофизического развития учащихся на основе осуществления общедидактических принципов обучения и принципов , применяемых в логопедической работе над речью ( связь всех компонентов речевой системы и одновременная работа над ними является основополагающим принципом проведения всех уроков в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В научных трудах В.В.Виноградова, Д.Б. Эльконина, А.Р.Лурия и др. отмечается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов речевой  системы. Совершенствование, например, фонематического развития, расширяет возможность накопления словарного запаса и грамматических средств, и наоборот, неправильное произношение  слов мешает обогащению словаря, развитию грамматически оформленной речи. С другой стороны, дифференциация значений слов активизирует процесс совершенствования восприятия и произношения звуков речи, способствует грамматическому развитию.

     Исходя из системного подхода к проявлениям речевой недостаточности в целях эффективного коррекционного воздействия на учащихся  на уроках математики следует обеспечить возможность накопления практических наблюдений над различными явлениями языка, уделяя главное внимание наиболее пострадавшему звену речи. Таким образом, работа над речью при ОНР охватывает все компоненты речевой системы : произношение, словарный запас и грамматический строй речи. Особое внимание уделяется работе по обогащению словарного запаса и формированию понятий. Учащиеся овладевают словами и словосочетаниями, выражающими математические  понятия, учатся включать их в грамматические  конструкции, специфические для математических заданий, выражающие различные элементы логических связей и отношений.

     Учебный процесс является общим фоном, на котором осуществляется работа по преодолению речевых недостатков у детей. Для этого нужно расширить и закреплять  знания детей о предметах и явлениях окружающего мира, развивать речь учащихся, начиная с усвоения слов на чувственной основе и кончая практическим использованием их в процессе общения и в монологической речи.

     Система уроков математики предусматривает нарастание сложности речевого материала, обусловленного нарастанием сложности программных требований.

     Обучение математике строится таким образом, что вначале превалирует речь учителя как образец для подражания. Учитель направляет действия детей, сообщает им определенные сведения, обогащает их лексику новыми понятиями. Одновременно с этим учитель приобщает к высказываниям и самих учащихся, стремясь к тому, чтобы изученные слова по возможности нашли свое применение в их речи. Припоминание и воспроизведение слов учителя, активное участие в решении математических задач способствует развитию речи.

    Важную роль в обучении играет  связь изучаемого нового речевого материала  со старым. На каждом новом уроке повторяется речевой материал предыдущего урока при использовании меньшего количества наглядных средств или совсем без них, что зависит от сложности материала, опыта детей и возможности передачи его в слове. Прочное усвоение словарного материала достигается в результате целенаправленного повторения, а использование его в устной или письменной форме  является средством развития связной речи детей.

     Важным условием, способствующим речевому развитию школьников, является связь уроков математики с уроками русского языка  и трудового обучения ( уроки технологии). Содержание уроков русского языка ориентирует  учителя на выработку у учащихся умений пользоваться  теми или иными грамматическими формами слов, а благодаря связи уроков  математики с уроками трудового обучения( технология) учитель получает возможность  обогатить содержание приобретенных учениками понятий о мерах длины, времени, стоимости.

     У учащихся с ОНР речевое недоразвитие вызывает отрицательное  отношение на осознанное восприятие словесного материала. Поэтому одним из основных принципов , направленных на улучшение процессов усвоения программного материала и преодоление  речевых недостатков, является конкретизация абстрактных понятий.

     В связи с тем, что у учащихся  с ОНР снижена речевая активность , то реализация  этого принципа  находит широкое применение в коррекционной работе. Чтобы повысить речевую активность , нужно создавать соответствующие условия. Такие условия появляются в результате применения наглядности  и практических действий учащихся при выполнении математических заданий.

     Для обеспечения прочного овладения математической терминологией и коррекции речевого развития учитель работает в тесном контакте с воспитателем, на которого возлагается продолжение работы по формированию у учащихся умений правильно передавать знания в слове. Таким образом соблюдается преемственность в работе между учителем и воспитателем.

     Больше внимание уделяется коррекции речевой деятельности учеников при решении примеров и задач. С этой целью проводят работу по автоматизации поставленных звуков, уточняют понимание учениками лексического значения слов, оказывают помощь в построении предложений.

     Важное место в развитии речи учащихся занимает сопровождение выполняемых действий речью.

     Значительную часть урока математики  занимает выполнение учащимися устных и письменных заданий  в виде решения примеров и задач. При этом  ученики тренируются  в высказываниях, отвечая на вопросы учителя, пересказывая содержание задачи, комментируя ответ и т.д.

     В процессе обучения математике учитываются  психофизические возможности каждого школьника и уровень его знаний, умений и навыков. Для повышения эффективности учебного процесса все ученики в начале учебного года распределяются на группы в соответствии  с возможностями их обучения и уровнем речевого развития. Реализация принципа дифференцированного обучения и индивидуального подхода представляют значительную сложность и может иметь место в сочетании индивидуальных и фронтальных форм обучения на уроке.

     При соблюдении индивидуального подхода работа строится таким образом, чтобы дать ученику посильное  ему задание  с учетом ближайшей зоны его развития, автоматизировать те или иные поставленные ему звуки, работать над тем материалом, в усвоении которого он испытывает трудности.

     Таким образом, обучение строится с учетом психофизических возможностей детей. В организации обучения соблюдаются общедидактические и специфические требования, направленные на вооружение школьников знаниями, умениями ,навыками, и вместе с тем -на коррекцию их речевого развития и дальнейшее развитие речи.

   Содержание  коррекционной  работы  с учащимися  по преодолению  ОНР  на уроках математики

     Существенная особенность обучения математике учащихся с ОНР заключается в том, что надо наполнять речь учащихся конкретным содержанием, чтобы за словами учителя, при чтении задач и других учебных заданий у них возникали конкретные образы предметов в их динамических связях и отношениях. Для этого надо проводить систематическую и планомерную коррекционную работу.

  1. Словарная работа.

    Основным направлением в коррекции речевых недостатков и развитии речи учащихся является словарная работа, т.к. наиболее пострадавшее звеном при ОНР – словарный запас. Словарная работа теснейшим образом связана с обогащением знаний учащихся об окружающей действительности.

     От того, насколько правильно ученик понимает значение слов и словосочетаний, обозначающих жизненные ситуации, в значительной степени зависит его успеваемость по всем предметам, в том числе и по математике.

     Словарная работа – это учебно- воспитательная работа, направленная на обогащение  словаря учащихся, развитие понимания значения слов, воспитание правильного употребления слов в речи. Путем специального обучения преодолеваются трудности в овладении значением и фонетической  структурой слова.

     Практика показывает , что в овладении  школьниками с ОНР новыми понятиями без специально организованной словарной работы на уроках математики происходит с большими трудностями.

     Насколько важно проводить словарную работу при изучении математики может служить тот факт, что для решения восьми видов  уравнений :

( Х + 426 = 897       426 +  Х  = 897,

Х – 100 983 = 2 906     103 983 – Х =  2 906

Х  х 798 = 3 192    798 х Х = 3 192

Х : 306 = 4   1 224 : Х = 306)  учащиеся  должны знать значение десяти терминов, которые употребляются в формулировках правил( слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное).  Смешивание этих терминов ведет к ошибкам в решении уравнений.

     Для выявления глубины понимания учащимися слов и словосочетаний можно рекомендовать различные заданиия, например:

  1. Дать обобщающее название словам, обозначающим видовые понятия.
  2.  Соотнести слово или словосочетание с реальной деятельностью.
  3.  Выполнить практическое задание ( написать математический диктант, преобразовать  крупные именованные числа в мелкие и наоборот, ответить на вопросы и т.д.

      На основе выявления пробелов в понимании словарного запаса строятся задания, направленные на его обогащение.

     В процессе словарной работы  учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, объясняют их значение и употребление новых слов, указывают на особенности  их произношения, написания и грамматические признаки. Объяснение слов происходит также путем подбора  синонимов и антонимов. Учитель сам определяет, когда более целесообразно можно использовать тот или иной прием, облегчающий  усвоение знаний и способствующий преодолению речевого недоразвития.

     При проведении словарной работы используются записи на классной доске и в тетрадях учащихся. Каждое новое для учащихся   слово учитель пишет на доске или показывает заранее записанное слово на карточке, выразительно читает ученикам. Учащиеся записывают слова в тетрадях по математике, употребляют их в своей разговорной речи при  выполнении специально подобранных заданий. Одновременно ведется работа по выяснению семантики слов.

     Учащиеся с ОНР усваивают слова сначала на уровне понимания

 ( пассивный словарь) , а затем на уровне употребления ( активный словарь).

      Запас слов  является не только условием, но и показателем речевого развития, которое проявляется в умении изложить  знания посредством устной или письменной речи.

     Для развития словаря учащихся с ОНР необходимо, чтобы они постоянно слышали правильную речь и адекватно отвечали на вопросы. Развитие активного внимания к новым словам является первой ступенью их усвоения.

     Обогащение и конкретизация словарного запаса осуществляется с помощью:

- объяснения с использованием наглядности и практической деятельности учителя и учащихся;

- выяснения происхождения слов, подбора родственных слов  к данному;

- подбора обобщающего названия к словам, обозначающим видовые понятия, подбора антонимов;

- замены слов или словосочетания синонимическим словом или словосочетанием, замены словосочетания одним словом;

- деления сложного слова на составные части;

- определения примерной протяженности, веса, стоимости предметов времени протекания процессов  , вместимости различных сосудов;

 - сравнения значений слов и словосочетаний, содержания задач, геометрических фигур и других предметов и явлений;

- расширения понимания учащимися значения слова( многозначность).

      Одним из примеров словарной работы является демонстрация соответствующих предметов. В случае  отсутствия натурального предмета его можно заменить рисунком. Опираясь на рисунок, учащиеся упражняются в составлении задач, учатся дифференцировать различные грамматические формы глаголов, суффиксально- префиксальное образование имен существительных и глаголов, упражняются в подборе соответствующих предлогов.

   Большое значение для овладения значениями слов имеют практические  действия  учащихся  с предметами в словесном сопровождении.

     Работая над словарем учащихся, учитель уточняет понимание ими значения слов и словосочетаний путем подбора антонимов и синонимов, а также соответствующих словосочетаний. Упражнения в частом подборе антонимов и синонимов в речи учащихся  в связи с выполнением математических действий с использованием наглядности, установлении смысловых связей между словами делают речь учащихся богаче и содержательнее, способствуют усвоению значений слов и осознанному  восприятию речевого материала математических заданий.

     В учебнике по математике имеется значительное количество сложных слов. Уточнение значений этих слов происходит путем расчленения их на составные части определения понятий. При необходимости объясняется первое или второе слово,, которые вместе составляют сложное слово (типа нефтепровод) и т.п.)  Иногда встречаются многозначные слова: треугольник

( чертеж и чертежные  инструменты).  Учителю следует показать богатство родного  языка, обратив внимание  учащихся  на то , что одно и тоже слово может иметь различные значения  в зависимости  от ситуации , которую оно обозначает в сочетании с другими словами. Знакомясь с многозначностью слов , учащиеся расширяют свой словарный запас.

     Проверив , как усвоено слово, можно только  в процессе общения с учеником. Для этого создается такая ситуация, чтобы вновь приобретенные учащимися  слова сразу же после ознакомления с ними включались  в предложение. В процессе высказываний учащихся слова закрепляются в их речи. Нужно создавать ситуации, при которых учащиеся должны употреблять те или иные  слова в диалогической, монологической устной и письменной речи. Такие ситуации создаются при составлении и решении задач, примеров, уравнений на уроках и во внеурочное время.

     Повторение должно осуществляться разными способами, способствующими в одних случаях развитию лишь импрессивной речи, а в других случаях , требующих активной речевой деятельности у учащихся, развитию их экспрессивной  речи. В первом случае учащиеся слушают учителя или воспитателя и, воспринимая его речь, усваивают  значения слов  относительно данной ситуации, грамматические связи их, структуру предложений. Например, при изучении нумерации многозначных чисел посредством написания математического диктанта повторяются словосочетания: « число, которое следует  за числом …»,  « число, которое предшествует числу…», « число, которое стоит между числами …»,

« увеличить число в несколько раз», « уменьшить число на несколько единиц «  и другие.

   Повторяя слова и словосочетания, учащиеся объясняют их значение

( например, «сравнить произведение», «превратить  дециметры в сантиметры  и др.)

     Кроме того, учащиеся объясняют приемы вычислений, способы выполнения действий ( например, деление по образцу, выполнение деления пятизначного числа на трехзначное, сложение и вычитание именованных чисел ), В процессе отбора слов для составления высказывания происходит закрепление их значений.

Развитие  устной  речи  учащихся.

     Анализируя причины отставания в обучении детей с нерезко выраженным ОНР, выясняется, что ребенок испытывает большие трудности при необходимости оперировать развернутыми  рассуждениями и умозаключениями.

     Для того, чтобы, избежать такие трудности, организуется речевая деятельность учащихся в связи с выполнением математических заданий, в процессе  которой осуществляется коррекция дефектов речи.

   Выделяются такие основные виды организованной речевой деятельности учащихся:

- ответы на вопросы учителя, касающиеся выполнения математических заданий;

- оречевление выполняемых действий ( записей на классной доске, черчение геометрических фигур и т.д.);

- пересказ содержания задач, объяснение способов решения примеров;

- составление и решение задач, подбор вопросов к условию задачи, условия к вопросу задачи;

- формулировка математических правил.

     Большое место  на уроках  математики занимают упражнения в диалогической речи. Чаще всего умения строить высказывания приобретаются в беседе, когда детям приходится формулировать полные ответы на вопросы. Отвечая на вопросы в процессе  выполнения различных математических заданий, учащиеся строят повествовательные и вопросительные предложения, читают текст задания, решенные примеры, употребляя различные математические термины, объясняют способы решения задач, примеров и уравнений, формулируют выводы, правила, составляют задачи по рисунку, математическому выражению и др. высказывания учащихся создают условия для коррекции ошибок в согласовании, управлении и особенно в порядке слов и предложений. Дети должны  практически овладевать в первую очередь прямым порядком слов, когда группа подлежащего предшествует  группе сказуемого, согласованное определение стоит перед определяемым словом, управляемое слово следует за управляющим. При прямом порядке слов примыкающее слово может стоять  перед тем словом, к которому относится или после него, но обязательно рядом с ним или близко к нему.

     Основным способом предупреждения синтаксических ошибок в устной речи является коллективное составление предложений. Этот способ дает возможность добиться максимальной  речевой активности детей.  Он оживляет пассивных детей и заставляет их включиться в учебную работу.  Чаще всего на уроках математики учащиеся составляют предложения, отвечая на вопросы. Учитель внимательно следит за ответами учащихся , исправляет допущенные  в высказываниях ошибки и заставляет учащихся повторить предложение в нужной правильной форме.

     Вопросы педагога должны быть ясными и точными по формулировке, простыми и понятными по содержанию и обязательно правильными с грамматической и логической стороны. Правильная их формулировка помогает построить предложение в логическом и стилистическом отношении.

     Развитию навыков связной речи способствуют упражнения в пересказе условия задачи, формулировке вопросов к задаче в процессе ее решения, установление  зависимости  между содержанием задачи и возникшим вопросом между содержанием вопросительного предложения и выполняемым действием. При пересказе учащимся предлагают преобразовать вопросительные предложения  задач  в повествовательные  и наоборот ( например, найти  площадь  данного прямоугольника  заменяется: чему равна площадь  данного прямоугольника ? )

     Благоприятные  условия для преодоления  речевого недоразвития  учащихся создаются  в процессе решения задач. При ознакомлении с условием задачи учащиеся читают ее текст. Разбор  задачи происходит в форме рассуждения , в котором устанавливается связь вопроса с условием, формулируется взаимосвязь между компонентами и результатами действий, устанавливается   зависимость между  величинами , данными в задаче , устанавливается  последовательность решения отдельных вопросов, которая дает возможность ответить на вопрос задачи.

     При общем недоразвитии речи из-за недоразвития фонематического слуха учащиеся могут неправильно  воспринимать  и воспроизводить  отдельные слова , словосочетания слов, в частности, нередко опускают  либо заменяют  предлоги в словосочетаниях, что ведет к искажению смысла правила.  В учебнике математики не записаны формулировки всех правил. Для учащихся  с ОНР оно должно  быть не только выведено, но и записано , и проиллюстрировано примерами, чтобы учащиеся  воспринимали правило не только на слух, но и зрительно. Зримо представленное  правило помогает избежать искажения его смысла и осознанно усвоить сделанные выводы.

Коррекция  недостатков  письма .

      Учащиеся с ОНР допускают большое количество  аграмматизмов, а у некоторых из них в силу определенных причин не автоматизированы поставленные звуки.

     Обучаясь по программе  массовой школы  , учащиеся четвертого класса с ОНР слышат и читают  по учебнику как простые ( повествовательные, вопросительные  и побудительные), так и сложные предложения, чаще всего  сложноподчиненные , употребляют  эти предложения в своей устной и письменной речи при выполнении математических заданий.

     В учебнике математики есть много слов с правописанием  которых учащиеся  не знакомились  и поэтому допускают множество ошибок в письменной речи в результате нарушения фонетико – фонематического слуха.

     Для того, чтобы предупредить  появление таких ошибок следует обращать внимание детей на то, как  пишется и читается данное слово. Особое внимание учитель обращает  на предупреждение  ошибок, вызванных нарушением фонематического слуха у учащихся в словах с сомнительными согласными, а также в словах с безударными гласными. При написании слов с пройденной орфограммой , учитель спрашивает  об особенностях написания  слов  или сообщает, что в слове  имеется то или иное  правило написания, а учащиеся  сами вспоминают его.  Для предупреждения аграмматизмов учитель обращает внимание учеников на падежные окончания.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ  «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Коррекционная работа на уроках математики в 4 –м классе   школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

( методические рекомендации для учителей начальных классов

специальных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи)

                                                                 Химина Елена Кузьминична,

                                                                 учитель – логопед

                                         с. Ферсманово

                                                 2015г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

«Коррекционная работа на уроках математики в 3-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

 Речевое развитие в значительной степени определяет уровень знаний учащихся. Несоответствие  уровня развития речи , которой пользуются учитель и учащиеся на уроке, создает трудности ...

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье кратко представлена система работы с использованием метода биоэнергопластики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...