«Разряды количественных числительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Разряды количественных числительных».
 

Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Разряды  количественных числительных», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: чтение,  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и истории народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  •  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение заменять цифры словами в тексте;

формировать умение использовать количественные числительные  в речи;

развить умение определять лексическое значение устаревших числительных;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические навыки  и  умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу

  1. Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

                    Структура и ход  урока

I Организационный момент.

     Ребята, наш сегодняшний урок начнем с загадки, о какой части речи в ней говорится?

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду. (Числительное)

  

Сегодня мы  продолжим разговор о числительных.

    - Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что в повседневной жизни сложно обойтись без имен числительных, при помощи которых мы можем определить ту или иную дату, сообщить номер телефона, найти сумму, разность, остаток и многое другое. Имена числительные  окружают нас всюду: в школе и дома. На любом уроке, не говоря  уже об уроке математики, мы используем эту часть речи. Ребята,  к этому уроку вы должны были  сделать некоторые вычисления, а также  узнать некоторые  факты, касающие нашего поселка. Итак, сколько учащихся в нашей школе? (104)  В каком году была построена наша школа? (в 1964 году)  Какой адрес школы? (ул. Школьная, дом 28) В каком году был образован наш поселок? (в 1874 году) Сколько улиц в нем? (18 улиц) Сколько человек проживает в поселке? (1249 человек) Какой юбилей праздновал наш поселок в 2019 году? (145 лет ).  Таким образом,  имена числительные  играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты  с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради записываем число, классная работа

  1. Актуализация знаний.

Словарная работа с самопроверкой.

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим не только вашу грамотность, но и  математические способности.

1.

Большой искусственный водоем

бассейн

2.

Девочка трех лет

трехлетняя

3.

Земельное пространство с определенными границами

территория

4.

Срок в сто лет

столетие

6.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

7.

Полученный результат разделить на 2

двести

8.

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

9.

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

10.

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

10.

От полученного результата вычесть 5

шесть

11.

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

- Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

  1. Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их. (Четыреста, двести, триста восемь, девяносто, одиннадцать, шесть, шестьсот)
  2. Почему другие слова не являются числительными?
  3. Дайте определение количественного числительного. (Количественное числительное обозначает количество предметов, число предметов и отвечает на вопрос сколько?)
  4. Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

Открытие нового материала.

Сегодня на уроке  вы познакомитесь  с   разрядами   количественных  числительных. А на какие именно разряды делятся количественные числительные,  вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

  1. Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
  2. Сколько учеников сидит за одной партой? ( двое )
  3. А теперь представьте, что в нашей столовой давали  яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

(Запись в тетрадях и на доске: двенадцать, двое, одна вторая)

- Что у этих числительных  общего? Они отвечают на вопрос сколько? Количественные

- Чем отличаются?

- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Числительные всех групп мы систематически используем в речи.

На уроках математики чаще всего обращаемся к дробным числительным и числительным, обозначающим целые числа. Вот как звучит одно из заданий в учебнике:

«Запишите четыре раза подряд число 80. Прочитайте получившееся число.»

(80808080 – восемьдесят миллионов восемьсот восемь тысяч восемьдесят)

Оно является целым

На уроках литературы мы знакомимся с разными фольклорными жанрами. Познать народную мудрость помогают такие пословицы, как «Семеро одного не ждут» и «Двое пашут, а семеро - руками машут». В этих пословицах количественные числительные семеро и двое являются собирательными, поскольку обозначают группу людей как одно целое.

Путешествие по нашей стране на уроке географии также не обходится без помощи цифр. Читаем в учебнике:

«Россия занимает одну шестую часть суши».

В данном предложении используется дробное числительное - одна шестая.

Как видно из примеров, имена числительные всех разрядов широко применяются 

 Составление кластера

- Ребята,  я вам предлагаю составить кластер на тему «Разряды количественных числительных»

- А что такое кластер? (Опорная схема, таблица)

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из английского, в переводе гроздь)

Итак, начинаем составлять кластер у себя в справочниках

Закрепление изученного

- А сейчас  вы можете проверить свои умения применять новое правило на письме.


 Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст.  Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе проходили соревнования. В первой команде было восемнадцать участников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако команда была очень дружной, и поэтому ребята победили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили медали, пятеро - поощрительные призы.

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

 Интеллектуальная разминка.

Замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста.  Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

Давай присядем столько раз,

Сколько лампочек у нас.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

1. Семеро, девять, триста.

2. Пятеро, четверо, восемь.

3. Одна сотая, две тысячных, миллион.

4. Пять, двое, сто.

5. Тридцать, три десятых, пять вторых.

6. Четыреста, четверо, четыре.

 «Собери пословицу» (Карточки лежат на партах)

Очень часто числительные употребляются в пословицах.

  1. Глупому прощают семьдесят ошибок, …
  2. Один с сошкой, …
  3. Семеро одного …
  4. За двумя зайцами погонишься, …
  5. Ум хорошо, …
  6. У него семь пятниц …
  7. Семь раз отмерь, …

А)а семеро с ложкой.

Б) а ученому ни одной.

В) не ждут.

Г) на неделе.

Д) ни одного не поймаешь.

Е) а один раз отрежь

Ж) а два лучше

Творческое задание

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать).

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое) минут у меня занимает дорога домой. В (целое) часов иду  (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Проверим, что получилось

Цифровой диктант с самопроверкой

У каждого из вас, ребята, на парте лежит карточка с номерами. Я читаю вам предложение, вы устно находите числительное и ставите цифру:

1 – целое

2 – дробное

3 – собирательное

1. Двое туристов сбились с пути.

2.Моему брату восемь лет.

3. Прилив продолжается одну четвертую часть периода.

4. Сегодня у нас пор расписанию пять уроков.

5. Одна вторая часть участка занята садом.

6. Семеро ребят играют на лужайке.

7. Уже пройдена одна шестая пути.

8. Сегодня на улице десять градусов мороза.

9. Двое друзей очень громко разговаривают.

(Проверяем, запишите карандашом количество ошибок)

1-3 4-1 6-3 8-1

2-1 5-2 7-2 9-3

3-2

Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд. ( «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках)

 Подведение итогов урока

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?

Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

Домашнее задание:

Составить  рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока:  «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...

Разряды количественных числительных

Это третий урок по разделу Имя числительное...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"

Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....

Урок открытия нового знания "Разряды количественных числительных"

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия дл...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды количественных числительных».

Цель урока: познакомить с  разрядами количественных числительных,учить правильно определять их разряды.Задачи:1. Дидактическая  –  расширение знаний учащихся о числительном..2. Ра...