2. Актуали зация знаний и способов их примене ния
| - Обратимся к эпиграфу урока. - N, прочитай выразительно эпиграф Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! -Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части? (Морфемика) -Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа, постфикс) - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний, которая называется Морфемика. Этой страны вы не найдете на географической карте. Я думаю, что ваши знания помогут преодолеть препятствия, которые встретятся вам на пути. | Задает вопросы, сообщает о форме урока
| Ребята читают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, его истории Предметные: знания о морфемике, её основных единицах
|
3. Целеполагание. Подготовка к основно му этапу урока.
| - Ребята, какие цели мы перед собой поставим, отправляясь в путешествие? (Повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», а также орфографические правила, связанные с этим разделом) - Мы отправляемся путешествовать на корабле. -Итак, корабль отплывает. По ходу следования мы будем делать путевые заметки в бортовых журналах, в роли которых будут ваши рабочие тетради. - Открываем свои бортовые журналы. Записываем: число, классная работа, тема «Повторение изученного по разделу «Морфемика»
| Работа с детьми, направленная на постановку целей урока | Ребята пробуют формулировать цели урока.Примерный ответ: повторить основные единицы морфемики, вспомнить состав слов, орфографические правила, связанные с их написанием, уметь находить морфемы в слове, уважать родной язык. | Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей Метапредмет ные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и ее этапы Предметные: указание на повторяемое языковое понятие, отбор приемов языкового анализа в соответствии с его целью |
4. Закрепление знаний. Обобще ние и система тизация изученного.
| - Ребята, смотрите, перед нами остров. Как он называется? (Морфемика) - Юнга растерялся, забыл, что такое морфемика. Давайте поможем ему. (Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова - На острове вы видите большие возвышенности. Это самые крупные города острова. Как они называются? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание, Основа) -Что такое корень? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) -Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов) -Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов) -Что такое окончание? (Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова) -Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова)
«Расшифруй телеграмму» -Ребята, жители острова Морфемика прислали вам телеграмму: ее нужно расшифровать, составив из морфем слова 1) • приставка как в слове премудрый, • корень как в слове красавица, • суффикс как в слове холодный, • окончание как в слове добрые.
2) • корень как в слове ученый, • суффикс как в слове смотреть, • суффикс как в слове подводник, • окончание как в слове рыбаки.
3) • корень как в слове поверье, • суффикс как в слове проходная, • окончание как в слове любимые.
4) • корень как в слове подружка (ж//з), • окончание как в слове семья. - Что же написано в телеграмме? (Вы прекрасные ученики и верные друзья!) -Ребята, запишите текст телеграммы в тетрадь, графически обозначьте морфемы в составленных словах. Физкультминутка -Ребята, наверное, вы устали в дороге? Давайте сделаем короткую остановку. Проведем физкультминутки. Игра «Помогите Пете Ошибкину» (Звучит сигнал SOS) -Ребята, кому-то нужна наша помощь. Это Петя Ошибкин оказался в бушующем море из-за допущенных ошибок. Мы ему поможем, если объясним, какие ошибки он допустил. 1. Слово «шёпот» Петя написал с буквой О. Рассуждал так: «После шипящих под ударением пишется О». Прав ли Петя? (Нет. В корне слова после шипящих под ударением пишется ё) - А какие вы знаете слова – исключения? (Шов, шорох, шомпол, чопорный, обжора, шорты, капюшон, крыжовник) 2. Слово «расчистил» Петя написал с буквой З. Он рассуждал так: «Перед глухими согласными на конце приставок пишется З». Прав ли он? (Нет. В приставках на –з/-с перед звонкими и сонорными согласными пишется З, а перед глухими С) 3. Слово «вырастили» написано с буквой О, рядом стоит проверочное слово –РОСЛЫЙ. А как надо? (В корнях с чередованием раст-рос буква А пишется перед СТ и Щ) 4. Слово «цыган» Петя написал с И. Почему он не прав? (Это слово-исключение) -Ребята, давайте составим предложения с этими словами. (Из соседней комнаты доносился шёпот. Я расчистил снег во дворе. Ребята вырастили деревца. Цыган исполнил красивую песню.) Подбор однокоренных слов - В отрывке из стихотворения М. Исаковского найдите однокоренные слова и выпишите их. Летят перелетные птицы, Ушедшее лето искать, Летят они в дальние страны, А я не хочу улетать. - Однокоренные: летят, перелетные, улетать (лексическое значение «нестись, передвигаться по воздуху») - Почему вы не выписали слово «лето»? (Это слово не однокоренное, а с омонимичным корнем) - Продолжите цепочку однокоренных слов (Самолёт, лётный, полёт, лётчик, летательный, летучий, вертолёт, взлёт, звездолёт) Работа с текстом -Путешествие продолжается. Наш любопытный юнга выловил бутыль с письмом, но от воды некоторые буквы исчезли. Давайте восстановим текст. Дорогие юные друзья! Мы бе...платно пользуемся бе...ценными богатствами земли: лесом, водой, воздухом. Но леса бе...жалостно уничтожаются пожарами и людьми, вода бе...рассудно используется в хозяйстве, воздух бе…душно загрязняется заводами и машинами. Чтобы не знать горя в будущем, надо во...мещать всякую малость, без ра...писки взятую у природы. Вам бе…конечно долго жить на этой земле, так …берегите ее прекрасной и цветущей. - Какова основная мысль текста? (Бережное отношение к природе) - Посмотрите внимательно на слова с размытыми буквами. Какая орфограмма их объединяет? (Буквы З и С на конце приставок) - Выпишите эти слова и обозначьте графически орфограмму (Бесплатно, бесценными, безжалостно, безрассудно, бездушно, возмещать, расписки, бесконечно, сберегите.)
Пролив Орфографический - Перед вами пролив Орфографический. Чтобы благополучно переплыть его, вы должны по лексическому значению отгадать слово и записать его в нужный столбец.
О-Ё после шипящих | Правописание гласных в корне | Чередующиеся гласные | И-Ы после Ц |
|
|
|
Чередование 1. Количество лет от рождения - возраст 2. Недавно появившийся из семени стебелёк - росток 3. Густо разросшиеся кустарники, деревья - заросли 4. Синтаксическая единица, в которой выражена законченная мысль – предложение 5. Часть речи, которая обозначает признак предмета – прилагательное
О-Ё после шипящих 1. Семя дуба – жёлудь 2. Плоды колючего кустарника – крыжовник 3. Профессиональный наездник на скачках – жокей 4. Человек, любящий наряжаться – щёголь 5. Насекомые, собирающие мёд – пчёлы
И-Ы после Ц 1. Птенчик курицы – цыплёнок 2. Точная выдержка из какого-либо текста – цитата 3. Основной закон государства – конституция 4. В древнегреческой мифологии одноглазый великан – циклоп 5. Высокая твёрдая шляпа с небольшими полями – цилиндр
Кроссворд Вот и заканчивается наше путешествие. И нам осталось только вернуться домой. А чтобы опять оказаться дома, мы должны решить кроссворд: По горизонтали: 5. Изменяемая часть слова. По вертикали: 1.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. 2. Главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 3. Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. 4. Часть слова без окончания.
|
Предлагает ребятам ответить на вопросы
Используя игровую форму работы, предлагает детям расшифровать телеграмму
Выполняет вместе с ребятами ритмичные движения
Проводит игру
Проводит с детьми работу по нахождению однокоренных слов и слов с омонимичными корнями
Проводит с детьми работу с текстом
Проводит лексический и выборочный диктант
Предлагает ребятам решить кроссворд
| Вспоминают определения морфем
Производят морфемный разбор слов, составляют из морфем слова
(Ребята выполняют движения под песню «Чунга- Чанга»)
Находят ошибки, исправляют их, объясняют написание слов.Составляют предложения.
Читают отрывок, находят однокоренные слова, выделяют корни, приводят примеры родственных слов, указывают слова с омонимичными корнями
Работают с текстом, повторяют правило правописания приставок на –з/-с
Ребята определяют слово по его лексическому значению, заполняют таблицу
Дети отгадывают кроссворд | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся Метапредмет ные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения. Предметные: анализ языковых единиц, определение грамматических понятий, выявление смысловых групп, подбор языковых примеров. |