Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию, закрепить практические умения в данной области языкознания;
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
-уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
-отработка навыка морфемного разбора слов.
-закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями обобщения, классификации, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, решать её (самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
-уметь осуществлять самоконтроль;
-уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию, закрепить практические умения в данной области языкознания;
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
-уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
-отработка навыка морфемного разбора слов.
-закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями обобщения, классификации, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, решать её (самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
-уметь осуществлять самоконтроль;
-уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа, работа в группах.
Ход урока
I. Мобилизация внимания учащихся. (1 слайд)
- Определите тему урока по эпиграфу:
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
-Запишите сегодняшнее число и тему урока. Повторение. Морфемика.
-А что такое морфемика?( 2 слайд)
-Определите цели и задачи урока.
-А зачем мы с вами ставим такие цели и задачи? Для чего это нужно?
II. Актуализация знаний учащихся.(4 слайд)
- Проведем небольшую разминку для ума.
Слайд. Кроссворд « Части слова » ( 4 -10 слайд)
Вопросы: 1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Значимая часть слова, которая служит для образования новых форм слов.
5. Часть изменяемого слова без окончания или неизменяемое слово все целиком.
6. Задание чужак. (слайд 11)
III. Слово учителя:
- Морфемика и орфография являются одним из самых важных и трудных разделов курса русского языка. Мы с вами закончили изучение темы «Морфемика». Сегодня мы займемся обобщением, повторением и систематизацией материала.
- А зачем нам это нужно?
- Как будем строить свою работу?
IV.Итак, работаем по этапам.
1 –й этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится опрос (проверяют консультанты и выставляют оценку в оценочный лист).
- В каком порядке выполняется морфемный разбор?
- Расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.
- Когда пишется буква З, а когда – С на конце приставок?
- Расскажите о буквах О-А в корне –лаг-, -лож-.
- Расскажите о буквах О-А в корне –раст-, -ращ-, -рос-.
- Когда пишется буква Ё, а когда О после шипящих в корне?
- Расскажите о буквах И-Ы после Ц.
2-й этап. На этом этапе учащиеся применяют теоретические знания на практике (тест проверяет учитель и выставляет результаты в оценочный лист).
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 1
1.Буква о пишется после шипящих в словах:
а) ш…в; б) ш…колад; в) ж…кей;
г) прич…ска; д) капюш…н; е) подч…ркивать;
ж) ш…пот; з) уш…л; и) ш…ссе;
к) обж…ра; л) ж…рдочка; м) ж…лтый.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…ложить; б) и…следовать; в) бе…граничный;
г) во…стание; д) ра…крашивать; е) …доровье;
ж) бе…шовный; з) ра…таять; и) …дать;
к) и…зябнуть; л) ра…чертить; м) …гиб (руки).
3. Буква а пишется в словах:
а) изл…гать; б) выл…жить; в) сл…гаемое;
г) выр…щенный; д) р…стительный; е) подр…сли;
ж) отр…сль; з) водор…сли; и) прил…гательное;
к) р…стовщик; л) р…сточек; м) выр…сти.
4. Буква и пишется в словах:
а) сестриц…; б) ц…ферблат; в) ц…плята;
г) гордец…; д) краснолиц…й; е) полиц…я;
ж) экспедиц…я; з) куриц…н; и) ц…стерна.
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) объездчик; б) сбережём; в) беленький;
г) испытатель; д) красноватый; е) предлагать.
Тест по теме: «Морфемика. Орфография».
Вариант 2
1.Буква ё пишется после шипящих в словах:
а) крыж…вник; б) ж…рнов; в) ш…лк;
г) ш…мпол; д) выч…ркивать; е) ш…л;
ж) щ…чка; з) нач…с; и) расч…ска;
к) щ…лкать; л) капюш…н; м) расч...т.
2. Буква з пишется в словах:
а) ра…таять; б) …десь; в) и…трать;
г) бе…брежный; д) …жимать; е) …гореть;
ж) …бегать; з) бе…вкусный; и) …тереть;
к) бе…брежный; л) бе…шумный; м)…давать.
3. Буква а пишется в словах:
а) Р…стислав; б) р…стовщик; в) подр…сти;
г) р…стительный; д) ул…жить; е) прил…жить;
ж) предл…гать; з) выр…щу; и) отр…сль;
к) р…сточки; л) выл…жить; м) разр…статься.
4. Буква и пишется в словах:
а) столиц…; б) устриц…; в) ц…стерна;
г) ц…новка; д) панц…рь; е) белолиц…й;
ж) лекц..я; з) ц…фра; и) куниц….
5. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) расписание; б) безвкусный; в) теннисистка;
г) переводчик; д) осмелеть; е) переносица.
3-й этап. Обучающиеся выполняют морфемный разбор (самопроверка, выставляют результаты в оценочный лист).
«Разбери слово».Заполни таблицу данными словами (самопроверка):
ПОДОРОЖНИК, ОБЛАЧНОГО, ИЗГОРОДЬ, ВЫРУБКА, УЛИЧНЫЙ, ПЕРЕКРЕСТОК, ПЕРЕДВИГАЕТСЯ, ПРОСИГНАЛИТЬ, АСФАЛЬТОВОЕ.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
- Пользуясь пакетом «Проверь себя!», проверьте выполнение задания и поставьте себе оценку.
Итоги.
Опрос:
- Какой раздел мы повторили?
Рефлексия. ( слайд12). Послушайте загадку:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе всё- стоит теперь в журнале
( оценка)
-Объявление оценок.
- Возьмите смайлик и оцените сегодняшний урок ( слайд 13).
Большое спасибо за работу. Всего доброго и удачи вам.
Список литературы
Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. – М., 1983.
Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Шапиро Н.А. русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: первое сентября, 2002.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повторение пройденного по теме "Морфемика. Орфография"
Главная цель урока - обобщить весь изученный материал по морфемике, а в конце урока с помощью теста проверить, как учащиеся усвоили данный раздел языкознания....
Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...
Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".
Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по предложенной теме....
Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"
Повторить основные морфемы русского языка...
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» 5 класс
Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...
Повторение изученного по теме "Морфемика и словообразование"
Урок-повторение...
«Обобщение и повторение изученного по теме «Морфемика»
Конспект урока русского языка в 5 классе...