Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_klass.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вылковская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Принято педагогическим советом Протокол № 2 от 2 09.2019 г. | Утверждаю Директор школы________ Коломеец Л.В Приказ № 205 от 2.09. 2019 г.
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Русское слово»
для 6 класса
Составитель: Баранова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
с. Вылково, 2019 год
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых составлена рабочая программа.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русское слово» для 6 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Рабочей программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие./ М.М. Разумовская, С..И. Львова, В.И. Капинос, В. В. Львов, Г.А. Богданова под ред. Е. М. Харитоновой. - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2016 г.
1.2. Общие цели учебного предмета.
Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу, систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.
1.3 Описание места предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
1.4 УМК
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
художественно-выразительные средства языка;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст;
получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;
усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);
приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.
- Содержание курса
Звучащая строка
Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Звучащая строка.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия» и «Фонетика».
Таинства лексики
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.
Знакомство с термином «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Об одном и том же - разными словами.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Слова – антиподы.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словари «чужих» слов.
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
«Он весь свободы торжество».
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Мы говорим его стихами.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Слова уходящие и слова – новички.
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Словарь - грамотей.
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Научная этимология.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Времена года.
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
О том, что мы носим
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Растения – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Итоговое занятие.
- Тематическое поурочное планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Что такое орфоэпия? | 1 |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
3 | Звуки не буквы! | 1 |
4 | Звучащая строка. | 1 |
5 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
6 | Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
7 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
8 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
9 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
10 | Многозначность слова. | 1 |
11 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
12 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
13 | Слова – антиподы. | 1 |
14 | Фразеологические обороты. | 1 |
15 | Фразеологические обороты. | 1 |
16 | Словари «чужих» слов. | 1 |
17 | «Он весь свободы торжество». | 1 |
18 | Мы говорим его стихами. | 1 |
19 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
20 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
21 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
22 | Словарь - грамотей. | 1 |
23 | Научная этимология. | 1 |
24 | Какие бывают имена? | 1 |
25 | Древнерусские имена. | 1 |
26 | Древнерусские имена. | 1 |
27 | Отчество и фамилия. | 1 |
28 | Времена года. | 1 |
29 | Капитан и капуста. | 1 |
30 | О том, что мы носим | 1 |
31 | Растения – почему их так называют? | 1 |
32 | Птицы и звери – почему их так называют? | 1 |
33 | Птицы и звери – почему их так называют? | 1 |
34 | Тестирование. | 1 |
35 | Итоговое занятие. | 1 |
- Лист внесения изменений
Номер измене ний | Дата | Основания для внесения изменений | Нумерация уроков | Содержание откорректированных разделов (тем). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...