Внеурочная деятельность русский язык 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_5_klass_2021.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики.Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Цели данной работы:
- способствовать пробуждению интереса к русскому языку,
- развить речевую изобретательность и умение нестандартно и оригинально мыслить,
- формировать практические навыки;
- расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ожидаемый результат:
- формирование познавательной деятельности;
- развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;
- повышение грамотности учащихся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.
Раздел 1. Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных.
звукопись. Скороговорки. Роль шипящих в речи. Сильные и слабые позиции шипящих.
Возникновение письменности. Развитие письма. Грамотность.
Буквенная азбука – алфавит. Порядок букв в алфавите. Название букв. Отличие буквенного и звукового произношения. Словообразование. Количество гласных и согласных в слоге. Непроизносимые согласные. Мягкий знак – буква и звук. Разделительный мягкий знак. Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Смягчение согласных при помощи мягкого знака. Парные согласные по звонкости – глухости. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Влияние согласного (звонкого-глухого) на предыдущий звук. Оглушение. Озвончение. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правила написания этих сочетаний. Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Особенности русского ударения. Омографы. Слог, его составляющие. Открытый, закрытый слог. Появление суффикса –ну- в некоторых глагольных формах.
Раздел 2. Состав слова
Корень и однокоренные слова. Роль корня в слове. Приставка. Наблюдения за изменением значения слова зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению. Приставка и предлог. Их различие. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы уменьшительно-ласкательные. Роль соединительных гласных в слове. Образование новых слов при помощи соединительной гласной.
Раздел 3. Морфология
Слово как название предмета, его признака и действия. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значения и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Имя существительное. Значение в речи. Род имен существительных как постоянный признак. Определение рода. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Существительные, которые употребляются только в единственном числе. Существительные, которые употребляются только во множественном числе. Изменение существительных по падежам. Три склонения. Склоняемые и несклоняемые существительные. Употребление имен существительных в словосочетании. Составление словосочетаний с существительными. Значение в речи имен прилагательных. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал. Оценочная характеристика прилагательных. Сходство и различие между прилагательными и существительными. Образование прилагательных от существительных. Имя прилагательное в словосочетании. Выделение из текста существительных с прилагательными. Восстановление текста по опорным словосочетаниям. Подбор существительным нескольких прилагательных по смыслу. Значение в речи глаголов. Образование глагольных форм. Семантические группы глаголов. (глаголы движения, речи, мысли, труда, звука, чувства) Образование глагольных форм. Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Употребление глаголов в словосочетании. Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам. Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова. Употребление в речи междометий и звукоподражательных слов. Составление текста, используя междометия и звукоподражательные слова.
Система контроля:
Курс завершается презентацией проекта «Своя игра» (набором необычных заданий для проведения игры-викторины на итоговом уроке русского языка в конце года), которая позволяет оценить знания, умения и навыки, а также исследовательские возможности учащихся при создании проекта. Работая в команде, учащиеся готовят свои работы и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Необходимое оборудование и ресурсы:
Компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.
Список используемой литературы
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. -М., 1963.
- Горшков А. И. История русского литературного языка. - М.: Высш. шк., 1969.
- Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1990.
- А.П.Пасхалов. Русский язык «Занятия школьного кружка» 5 класс.
- Н.М.Бетенькова. «Конкурс грамотеев». – М.: 1989г.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата |
1 | Вводное занятие.Язык и речь – чудо из чудес. | |
Раздел 1. Фонетика. | ||
2 | О славянах и других народах.Некоторые сведения о происхождении письменности. | |
3 | Звукопись. Шипящие. О количестве гласных и согласных звуков.Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы, загадки- складки, слова- перевёртыши. | |
4 | Письмо. Понятная абракадабра. | |
5 | Алфавит. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | |
6 | Приятное соседство согласных. | |
7 | Фокусы мягкого знака. | |
8 | Чудеса с парными согласными. | |
9 | «Пульс» в слове. | |
10 | Строение слога. | |
11 | Коварные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |
12 | Игра «Умники и умницы» | |
Раздел 2. Состав слова. | ||
13 | Смотри в корень. | |
14 | Морфемы на службе. Приставки.Слова с двумя-тремя приставками. | |
15 | В мире суффиксов. | |
16 | Соединительные гласные. Полезная гаплология. | |
17 | Игра «Умники и умницы». | |
Раздел.3. Морфология. | ||
18 | Части речи. «Усатый нянь». | |
19 | Род имен существительных. | |
20 | Категория числа имен существительных. | |
21 | Категория падежа имен существительных. | |
22 | Имя существительное в словосочетании. | |
23 | Преданность прилагательных. | |
24 | Сходство и различие между прилагательными и существительными. | |
25 | Имя прилагательное в словосочетании. | |
26 | Живость глагола. | |
27 | Глаголы труда, звуков и цвета. | |
28 | Употребление глагольных форм. | |
29 | Глагол в словосочетании. | |
30 | Междометия и звукоподражательные слова. | |
31 | Игра «Умники и умницы». | |
32 | Что такое грамматика и культура речи. | |
33 | Что такое грамматика и культура речи. | |
34 | Итоговое занятие.(защита проектных работ обучающихся) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 5 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку предлагается для учащихся, имеющих способности в освоении данного предмета. Практикумы, круглые столы, экскурсии, преследующие коммуникативные...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологичес...
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса по ФГОС
Данная Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебному пособию для общеобразовательных организаций " Русский родной язык" 20019г ( автор О.М. Александрова).Програ...
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс
Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...
Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс
Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...