Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса по ФГОС
рабочая программа (9 класс)
Данная Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебному пособию для общеобразовательных организаций " Русский родной язык" 20019г ( автор О.М. Александрова).
Программа содержит пояснительную записку, требования, предъявляемые к выпускникам, перечень основных знаний, умений и навыков, которые приобретут выпускники, изучая данный предмет; предлагаемый материал рассчитан на 68 часов в год, что предполагает 2 часа в неделю. В календарно-тематическое планирование вошли темы, представленные в учебном пособии и темы, которые предполагают подготовку к ОГЭ ( с учетом изменений, произошедших в 2019-2020 учебном году). Материал будет полезен учителям - словесникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса по ФГОС | 48.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык. Сроки реализации: 2019-2020 учебный год.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обогащение словаря;
- развитие устной и письменной речи;
- работа над содержательной стороной слова;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации
1.Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
- научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
- научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия факультатива позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа рассчитана на 34 недели - 68 часов (2 часа в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
- Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
- Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
№ | Название раздела | Кол. Час. | Содержание раздела |
1 | Культура речи | 2 | Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). |
2 | Сжатое изложение | 10 | Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. |
3 | Сочинение-рассуждение | 18 | Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
3 | Техника речи. | 5 | Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания. . Практикум по произносительным нормам. Техника выразительного чтения научно- популярного текста (ИТОГОВОЕ собеседование). Интонационная функция знаков препинания. |
4 | Орфоэпия | 2 | Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум. |
5 | Лексика | 3 | Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства выразительности речи». |
6 | Словообразование. Орфография. | 4 | Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании. Виды анализа текста, слова, словосочетания. Орфографический анализ. |
7 | Синтаксис и пунктуация. | 24 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
1-2 | Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. | Восприятие лекции учителя. Работа над анализом структуры экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания. | 2 | ||
3-4 | Язык и речь. | Восприятие лекционной части материала. Работа над понятиями «язык» и «речь» в современном языкознании. Выполнение практической части задания. Задание 1. Понятие «Сжатое изложение». Знакомство с приемами сжатия текста. Отработка приема «исключение». | 2 | ||
5-6 | Языковая норма как историческая категория. | Восприятие лекция учителя «Становление и развитие древнерусского языка, и этапы его существования. Зарождение нормы в языке». Работа над заданием 1. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Отработка приема «упрощение». | 2 | ||
7-8 | Понятие нормы в современной лингвистике. | Работа над понятием языковой нормы как системы правил. Выполнение практической части: Задание 1. Освоение понятия «Сжатое изложение. Приемы сжатия текста». Отработка приема «обобщение». | 2 | ||
9-10 | Формирование норм литературного языка | Восприятие лекции учителя о языковой норме как одной из составляющих национальной культуры. Отработка умения выбирать приемы сжатия текста. Выполнение Задание 1 на выбор приемов сжатия. | 2 | ||
11-12 | Понятие вариантов норм. | Восприятие лекции учителя и закрепление нового знания. Отработка Задания 1. Написание сжатого изложения | 2 | ||
13-14 | Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. | Восприятие лекции учителя и закрепление новых знаний в практических упражнениях. Ознакомление с различными видами сочинений в формате ОГЭ - Заданиями 15.1, 15.2, 15.3. | 2 | ||
15-16 | Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. | Усвоение критериев оценки заданий, структуры сочинений 15.1, 15.2, 15.3 «Учимся формулировать тезис». | 2 | ||
17-18 19-22 | Качества хорошей речи. | Восприятие лекции учителя. Закрепление нового знания. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3 «Учимся аргументировать». | 2 | ||
Основные качества хорошей речи. | Участие в семинаре. Выполнение практических упражнений из Заданий 15.1, 15.2, 15.3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2) | 4 | |||
23-24 | Правильность как основа хорошей речи. | Восприятие и усвоение понятий и признаков. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2) | 2 | ||
25-26 | Содержательность хорошей речи. | Участие в лингвистической викторине. Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3) | 2 | ||
27-28 | Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи. | Выполнение практической работы. Отработка навыка написания сочинения в жанре «комментарий определения» (15.3) | 2 | ||
29-30 | Точность речи. | Выполнение лабораторной работы. Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) | 2 | ||
31-35 | Техника чтения. | Отработка навыков владения техникой речи: тренинги дыхательной гимнастики. Выполнение практических упражнений. | 1 | ||
Упражнения для постановки голоса и дикции, развитие приемов овладения интонацией. Отработка умения находить и редактировать речевые и грамматические ошибки. Выразительное чтение текстов научно-популярного характера. (Итоговое собеседование). | 1 1 2 | ||||
36-37 | Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. | Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление орфоэпических норм. Упражнения на понимание текста. Отработка пересказа прочитанного текста. Пересказ с предложенной цитатой. ( Итоговое собеседование) | 2 | ||
38-39 | Лексика. Лексические нормы. | Восприятие лекции учителя, отработка и закрепление лексических норм. Лингвистический практикум «Средства выразительности речи». Отработка умений решать Задание 7 ( анализ средств выразительности). | 2 | ||
40-41 | Акцентологические нормы. | Усвоение акцентологического минимума. Отработка выполнения заданий 1, 2 из итогового собеседования | 2 | ||
42-43 | Словообразовательные нормы. Орфография. | Восприятие лекции учителя. Закрепление теоретических понятий «словообразовательная норма», «окказиональная норма». Орфографический анализ. Отработка задания 5 из ОГЭ. | 2 | ||
44-45 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. | Представление проектной работы: защита и презентация проекта. Отработка знаний по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) ». Синтаксический анализ. Задание 4 из ОГЭ. | 2 | ||
46-49 | Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. | Участие в семинаре «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». Отработка заданий 3,4 из Итогового собеседования. Синтаксический анализ – задание 2 из ОГЭ. | 4 | ||
50-51 | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Употребление вводных слов, обращений. | Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в предложении с вводными словами, обращениями. Отработка заданий 3 и 4 из Итогового собеседования. | 2 | ||
52-53 | Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. | Семинар «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении». Пунктуационный анализ. Отработка задания 3 из ОГЭ. | 2 | ||
54-55 | Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | Восприятие лекции учителя. Выполнение практического задания. Сложные предложения с различными видами связи. Отработка Задания 3 из ОГЭ. | 2 | ||
56-57 | Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. | Блиц - турнир «Поработай корректором!». Практикум «Сложные бессоюзные предложения». Синтаксический анализ предложений. | 2 | ||
58-59 | Синтаксический минимум | Усвоение синтаксического минимума Выполнение тестовых заданий. | 2 | ||
60-61 | Функциональные стили. Стилистические нормы. | Игра-тренинг «Узнай стиль текста». Выполнение тестовых заданий. | 2 | ||
62-63 | Функционально-смысловые типы речи. | Восприятие лекции учителя. Выполнение тестовых заданий. | 2 | ||
64-67 | Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. | Диагностические работа в форме ОГЭ. | 4 | ||
68 | Итоговое занятие. | «Блиц - турнир по русскому языку» | 1 |
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.
- gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
- reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
- ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
- 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2018.
- examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
- school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
- alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологичес...
Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс
Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "рУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" 9 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена на основе: основной образовательной программы основного общег...
Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи"
Программа внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ....
Внеурочная деятельность "Русский язык и культура речи" (2023-2024)
Внеурочная деятельность "Русский язык и культура речи" (2023-2024)...