«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка по разделу «Морфемика. К тайнам словообразования»»
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Наумова Галина Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе, УМК «Школа России».

Тема: «Правописание суффиксов ЕК - ИК»

Цели:  создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока:

I. Организация класса к уроку 

II. Актуализация знаний, умений

 -  Минутка «Чистописания»

 - Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую  мы будем писать на минутке чистописания.

                     Корка    точка      мишка

Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.

        Кк   Кк  Кк

Катя  Коля  котик котенок

- Кто догадался, какой частью  слова является буква  -к  в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс  - к  этим словам? (уменьшительно - ласкательное)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

  таким же суффиксом (снежинка, картинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса?

- Приведите примеры значимых частей слова,  которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают  суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

- Молодцы!

III. Проблемная ситуация

- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

       Смел..сть,  мал..нький,  роз..чка,  зайч..к.

     - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

     - Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

              - Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

      - А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения?  (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).

        IV. Открытие нового способа действия

 Лингвистическая сказка.

1.Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –

  1. Групповая работа

Работа с графической моделью

 

         

Далее происходит оценка графических моделей. Работа каждой группы помещается на доску. Учащиеся воспроизводят условия выбора орфограммы и сверяют их со свои работами. Оценивают, у кого точно представлено правило, а у кого есть недочёты.

V. Физминутка.

Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

VI. Первичное закрепление

VII. Контроль

- Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

Индивидуальная работа

.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах, подбирая проверочное слово

Уголоч..к  - ____________

 дом..к - _____________

 сыноч..к -____________

 сад..к - ______________

 грибоч..к - ____________

 корабл..к - _____________

 дружоч..к - ____________

 журавл..к - _____________

 лужоч..к - _____________

 мост..к - ______________

 пенеч..к - ______________

 хвост..к - ______________

 шажоч..к - ______________

букет..к - ________________

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах, подбирая проверочное слово

Уголоч..к  - ____________

 дом..к - _____________

 сыноч..к -____________

 сад..к - ______________

 грибоч..к - ____________

 корабл..к - _____________

 дружоч..к - ____________

 журавл..к - _____________

 лужоч..к - _____________

 мост..к - ______________

 пенеч..к - ______________

 хвост..к - ______________

 шажоч..к - ______________

букет..к - ________________

VIII. Рефлексивная оценка 

Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания

На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек. 

IX. Домашнее задание

Рабочие тетради по русскому языку

IX. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», где мальчик сомневался в правописании слов замочЕК – ключИК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

Презентация к уроку русского языка "Повторение раздела "Морфемика".

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....