Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Морфемика. Словообразование
Учитель: А.А. Корозникова
Цели:
- обобщить знания о морфемике и словообразовании;
- совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования, производить разбор слова по составу;
- развивать способности анализировать, делать выводы;
- воспитывать стремление к знаниям.
Ход урока
- Организационный момент
Сегодня на уроке-практикуме мы повторим морфемный анализ слова и определение способов словообразования. Все задания урока предполагают знания орфографических правил и позволят нам лучше подготовиться к ГИА.
- Актуализация знаний
Творческая работа (на доске)
Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях
Новая газета (старая), холодный ветер (теплый), свежая новость (старая), длинная дорога (короткая), горячий чай (холодный).
Самостоятельно на оценку
При всем множестве правил орфографии их можно разделить всего на 4 группы. Какие? Проанализируем таблицу «Орфограммы морфем»
Задание: Слова запишите в соответствующие столбики
Орфограммы приставок | Орфограммы корней | Орфограммы суффиксов | Орфограммы окончаний |
Прибежать, преспокойный, сделать, преградить, преувеличить, преодолеть, сбежать | Коснуться, загар, щётка, жернов, шов, положить, желудь, щёлочь, чёрствый, растение, жернов | Ручонка, сапожок, горошек, снежок, доченька, крошечка, глянцевый | Свечой, крючок, хорошего, чужой, полотенцем |
Повторим:
- Какая наука изучает значимые части слова?
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
- Какие морфемы вы знаете?
Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.
Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов
- Какая наука неразрывно следует за морфемикой, объясняя, от чего произошло слово? (словообразование)
Каков порядок морфемного анализа слов
- Определить часть речи
- Найти окончание
- Указать основу слова
- Выделить приставки (если есть)
- Выделить суффиксы (если есть)
- Выделить корень, подобрать однокоренные слова
- Записать графическую схему слова
ЗАДАЧНИК
У доски:
- Выполним морфемный разбор слов:
БЕРЁЗОВЫЙ
СЛУШАТЕЛЬ
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ
ВЫРЕЗКА
ЛЕСНИК.
Какие бывают способы образования слов?
Я называю слово, а вы определяете способ образования
Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг – овражек, рыба-рыбный
Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород
Приставочно-суффиксальный: стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски, граница-заграничный
Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать
Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма
Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт
Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок
Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ
Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный
Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной ребенок, детская (сущ) – детская комната
Определите словообразовательную пару:
Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник, музыкант, подоконник, пригорок, тигрица.
Ответ: Безветрие - ветер, бездорожье - дорога, белизна - белый, вестник - весть, взморье - море, градусник - градус, музыкант - музыка, подоконник - окно, пригорок - гора, тигрица - тигр.
Работа в группах
Составьте словообразовательные цепочки:
Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.
Ответ:
Бесчеловечность – человечность – человечный – человек.
Перераспределение – распределение – распределить – делить.
Подписанный – подписать – писать.
Переписывание – переписывать – переписать – писать.
Перестрелка - перестрелять-стрелять-стрела
Недружно – недружный - дружный - друг
Разговорчивость – разговорчивый – разговор - говор
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, | -От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. - Какое слово получилось? (подарок) |
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, | В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень |
-От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. (прилетит) | -От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, от прилагательного синий окончание. (беленький) |
Обобщение материала.
Проверочный тест по теме «Морфемика. Словообразование»
1. Сделайте морфемный анализ слов?
Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный
2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.
подснежник-____________________________________________________
прибежать- _____________________________________________________
вертолет-________________________________________________________
диван-кровать-___________________________________________________
загородный-_____________________________________________________
- Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов (подчеркните его):
Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:
Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить
Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;
Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;
Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.
Тренировочное задание
- Определите способ образования слов.
- взвешивать (приставочно-суффиксальный);
- подосиновик (приставочно-суффиксальный);
- переход (безаффиксный);
- возгорание (суффиксальный);
- гористый (суффиксальный);
- зелень (безаффиксный);
- автозаводской (суффиксальный);
- некрасиво (приставочный);
- багрянец (суффиксальный);
- снова (приставочно-суффиксальный);
- столовая (переход из одной части речи в другую).
Вспомни, какая часть речи не имеет окончания – наречие, деепричастие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"
данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...
Презентация к уроку русского языка на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ"
Мультимедийная презентация разработана в соответствии с конспектом урока на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ". ...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Урок русского языка по теме «Словообразование»
Цель урока: « Закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Словообразование».Задачи урока:1. Закрепить знания об основных способах словообразования.2....
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Конспект урока. Русский язык. Тема "Морфемика и словообразование" (6 класс)
Материал конспекта направлен на актуализацию знания в области морфемики; знакомство с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определят...