Части речи
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Методическая разработка открытого урока "Обобщающего повторения по теме "Части речи""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 246 Приморского района
Конспект открытого урока
по русскому языку
10 класс
Тема: Обобщающее повторение по теме «Части речи»
Учитель русского языка и литературы
Бондина С.А.
Санкт-Петербург 2022 г.
Цели:
образовательная:
- систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки;
развивающая:
- способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;
воспитательная:
- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть | 5 минут |
II. Основная часть | 35 минут |
III. Заключительная часть | 5 минут |
I. Вводная часть
1. Организационный момент
2. Мотивация и целеполагание
II. Основная часть
3. Проверь себя. (Задание № 4 ЕГЭ, повторение раздела орфоэпия)
Задание: Правильно расставить ударение в словах.
оптовый | наживший |
углубить | шарфы |
отозвалась | диспансер |
квартал | заняли |
осведомиться | красивее |
оптОвый | нажИвший |
углубИть | шАрфы |
отозвалАсь | диспансЕр |
квартАл | зАняли |
освЕдомиться | красИвее |
4. Ответы на вопросы по материалу, изученному в 5-8 классах.
– Какие разделяя науки о языке изучают слово? (Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.
Необходимо распределить слова по группам самостоятельные части речи, служебные и междометия.
Человек, любимый, от, ты, птица, к, добрый, пять, до, я, смелый, а, ой, улыбаться, семеро, но, дружно, три, и, его, бежать, да, весело, эх, они, думать, не, сегодня, вчера, ни,мне, У!
(Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи).
- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).
- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
Части речи | По каким признакам различаются |
Самостоятельные: имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол (причастие, деепричастие) наречие категория состояния |
|
Служебные: предлог союз частица |
|
Междометие |
|
5.Практическая работа. Работа в группах.
1) Работа с текстом.
Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
Практическая работа. Работа в группах.
Работа с текстом.
Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется
«Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
Прогнозы детей.
Моя она.
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.П. Чехов)
(Карточки с текстом выдаются по одному на парту)
Задание:
Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст. Какие языковые средства выразительности использует Чехов? (Задание 26 ЕГЭ, повторение темы «Изобразительно-выразительные средства языка»)
Работа в группах:
1 группа
Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные. (Подготовка к выполнению задания 8 ЕГЭ)
2 группа
Выписать из текста союзы, распределить их по группам: сочинительные и подчинительные. (Подготовка к выполнению задания 20 ЕГЭ)
2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.
Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)
Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)
Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)
(Подготовка к выполнению задания 17 ЕГЭ)
6. Самостоятельная работа
Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.
Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.
(После выполнения задания тетради сдаются)
III. Заключительная часть
7.Подведение итогов урока (рефлексия)
1) Что было важным для вас сегодня на уроке?
2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)
3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.
8.Оценивание. (Выставляются в журнал две оценки: за предыдущее задание на самоподготовку и самостоятельную работу на уроке после проверки тетрадей)
9. Домашнее задание.
Морфологический разбор слов из предложения: Её3 зовут3 – лень3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...