Части речи
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Методическая разработка открытого урока "Обобщающего повторения по теме "Части речи""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 246 Приморского района

Конспект открытого урока

 по русскому языку

 10 класс

Тема: Обобщающее повторение по теме «Части речи»

Учитель русского языка и литературы

                                                        Бондина С.А.

Санкт-Петербург 2022 г. 

Цели:

образовательная:

- систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки;

развивающая: 

- способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная:  

- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры  умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

 Оборудование:  мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.

         

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний.

                                                       

                                                             ХОД УРОКА

I. Вводная часть

5 минут

II. Основная часть

35 минут

III. Заключительная часть

5 минут

I. Вводная часть

1. Организационный момент

2. Мотивация и целеполагание

II. Основная часть

3. Проверь себя. (Задание № 4 ЕГЭ, повторение раздела орфоэпия)

Задание: Правильно расставить ударение в словах.

оптовый

наживший

углубить

шарфы

отозвалась

диспансер

квартал

заняли

осведомиться

красивее

оптОвый

нажИвший

углубИть

шАрфы

отозвалАсь

диспансЕр

квартАл

зАняли

освЕдомиться

красИвее

4. Ответы на вопросы по материалу, изученному в 5-8 классах.

– Какие разделяя науки о языке изучают слово? (Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? 
(Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.) 
– На какие группы делятся все части речи? 
(Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)

А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

Необходимо распределить слова по группам самостоятельные части речи, служебные и междометия.

Человек, любимый, от, ты, птица, к, добрый, пять, до, я, смелый, а, ой, улыбаться, семеро, но, дружно, три, и, его, бежать, да, весело, эх, они, думать, не, сегодня, вчера, ни,мне, У!

(Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи).

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Части речи

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол (причастие, деепричастие)

наречие

категория состояния

  1. Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;
  2. Могут быть членами предложений.

Служебные:

предлог

союз

частица

  1. Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;
  2. Не бывают членами предложения.

Междометие

  1. Выражает различные чувства и побуждения;
  2. Не бывают членом предложения

5.Практическая работа. Работа в группах.

1) Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Практическая работа. Работа в группах.

Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется

«Моя она». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Прогнозы детей.

Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.П. Чехов)

(Карточки с текстом выдаются по одному на парту)

Задание:

Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст. Какие языковые средства выразительности использует Чехов? (Задание 26 ЕГЭ, повторение темы «Изобразительно-выразительные средства языка»)

Работа в группах:

1 группа

Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные. (Подготовка к выполнению задания 8 ЕГЭ)

2 группа

Выписать из текста союзы, распределить их по группам: сочинительные и подчинительные. (Подготовка к выполнению задания 20 ЕГЭ)

2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)

(Подготовка к выполнению задания 17 ЕГЭ)

6. Самостоятельная работа

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

(После выполнения задания тетради сдаются)

III. Заключительная часть

7.Подведение итогов урока (рефлексия)

1) Что было важным для вас сегодня на уроке?

2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)

3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.

8.Оценивание. (Выставляются в журнал две оценки: за предыдущее задание на самоподготовку и самостоятельную работу на уроке после проверки тетрадей)

9. Домашнее задание. 

Морфологический разбор слов из предложения: Её3 зовут3 – лень3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...