Тренинг по подготовке к написанию сочинения ОГЭ 9.3
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Яворская Елена Ивановна

Это материал поможет учащимся порнироваться в написании сочинения 9.3.ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavorskaya_e.i._trening_soch_.9.3._1.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Анализ теоретического материала

1.Прочитайте  варианты  формулировки определения. Дайте определение понятию Мужество в трех разных вариантах. Укажите, какой вариант определения вы использовали.

Понятие может быть представлено в виде:

1) классического истолкования, когда выделены родовые и видовые признаки;

2) описания, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;

3) характеристики, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;

4) сравнения, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;

5) различения, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.

Образец: 

1.Сила духа-это высокая духовная, душевная стойкость, умение преодолевать любые трудности. (классическое истолкование, где выделены общие родовые и видовые признаки)

      2. Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает способным на настоящий поступок.

 (описание, где перечислены свойства понятия)

     3.Сила духа —это качество характера, благодаря которому достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни. (характеристика существенного признака)

      4.Сила духа – это стержень человека. О людях, обладающих силой духа, говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются. (сравнение.) 

      5.Сила духа всегда противопоставляется малодушию, слабохарактерности, так как слабохарактерный человек не обладает внутренней силой, позволяющей поступать мужественно, преодолевать жизненные испытания. (различение)

       

       Прочитайте, какие требования предъявляются к комментарию. Определите, какой аспект комментария использован в данных фрагментах.

А) Под силой духа я понимаю некую стойкость перед жизненными трудностями. Именно душевная сила позволяет человеку добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает способным на настоящий поступок

Б) Можно сказать, что понятие «сила духа» синонимично с понятиями «стойкость», «мужество». Ведь только стойкий и мужественный человек обладает силой духа преодолевать препятствия на жизненном пути, совершать подвиг во имя других.

Ответ: вычленение, соотнесение.

 Комментарий является пояснением определения, имеет ценностное значение, в нем проявляется личностное отношение к понятию.

 Комментарий может строиться на следующих опорах:

1) раскрытие актуальности;

2) вычленение  наиболее значимого аспекта;

3) анализ смысловой многозначности понятия;

4) противопоставление или соотнесение с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.

  1. Познакомьтесь со структурой сочинения-рассуждения по исходному тексту и предложите  речевые  клише  для написания сочинения.

Структура сочинения по исходному тексту

Вступление: определение + комментарий (оценочные суждения).

Основная часть: 1 пример-аргумент из предложенного текста,

                             1 пример-аргумент из жизненного опыта.

Вывод:  подведение итогов.

Речевые клише для связи вступления и аргументов

  • Приведу примеры-аргументы, доказывающие это.
  • Приведу примеры, подтверждающие это.
  • Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
  • Докажу справедливость своих слов примерами из текста Иванова и  жизненного опыта.
  • Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и личные жизненные наблюдения.
  • Приведу примеры из текста Иванова и читательского опыта.
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста Иванова и жизненного опыта.
  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия на примере текста Иванова.
  • Докажу свою позицию примерами из текста Иванова и жизненного (читательского) опыта.
  • В подтверждение данного объяснения этого понятия обратимся к предложенному для анализа тексту…
  • Верность моего суждения можно доказать при помощи текста Иванова и моего личного опыта.
  • Обратимся к тексту, чтобы проиллюстрировать данное определение.
  • Приведу примеры, доказывающие, что сила духа– это качество характера, благодаря которому достигаются цели и покоряются вершины.

Речевые клише для введения в сочинение аргументов.

 

Аргумент№1

  • Так, примером силы духа могут являться поступки…
  • Так, в представленном тексте обладает силой духа…
  • Именно о настоящей силе духа и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
  • Например, в тексте Иванова мы видим поступок, который, без сомнения, можем назвать проявлением силы духа
  • В тексте Иванова приведён случай, когда…
  • В тексте Иванова приведён пример того, что сила духа…
  • В тексте Иванова перед нами предстаёт пример …
  • Например, в тексте Иванова можно увидеть (повествуется (рассказывается) о …)
  • В тексте Иванова показано, что ….
  • В тексте, предложенном для анализа можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Главный герой …

Аргумент№2

  • Как часто в нашей жизни мы сталкиваемся с…
  • В жизни мы часто наблюдаем...
  • Но есть и другие примеры настоящей силы духа. Так, в произведении…
  • Но и в реальной жизни мы нередко встречаемся с этим понятием.  Например,
  • Ярким примером проявления силы духа является подвиг А. Матросова…
  • В чём же проявляется сила духа? Приведу пример из повести …
  • На личном опыте мы тоже нередко убеждаемся в том, как важно обладать силой духа.
  • В качестве еще одного аргумента (примера) можно привести и …
  • В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое сила духа, мне бы хотелось привести пример из произведения…
  • Доказывая свою точку зрения, обращусь к произведению Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», в котором…
  • Пример (ы) силы духа можно найти в русской литературе. Герой романа «В списках не значился» Б. Васильева …
  • Размышляя над вопросом, что такое сила духа, хочу обратиться к русской классике.
  • Трудно найти более красноречивый пример проявления силы духа, чем подвиг жителей блокадного Ленинграда…

Вывод

Таким образом, можно сказать, что...

В заключение я хочу сказать, что...

Итак, мы можем сделать вывод, что сила духа - это

Я считаю, что …

Из сказанного  выше  можно сделать вывод, что сила духа…

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод

Всё сказанное выше убеждает нас в том, что…

Таким образом, я доказала, что…

Таким образом, эти примеры еще раз нас убеждают в том, что

Думаю, я доказала, что ____ - это….

Проанализировав два аргумента, прихожу к выводу, что

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: любовь необходима в мире, потому что….

Эти примеры говорят о том, что сила духа – это

Думаю, мы убедились, что сила духа – это … Думаю, нет сомнений в том, что любовь – это…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились.

  1. Прочитайте виды аргументов из жизненного опыта. Определите, к какой категории относятся предложенные аргументы из сочинения о силе духа.

Виды аргументов, основанных на жизненном опыте

1) Обращение к художественному произведению или произведению искусства.

2) Приведение исторических фактов и  фактов общественной жизни.

3) Обобщение каких-либо жизненных фактов:

-  жизненная история, произошедшая с тобой;

 -  жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

1)Рассказ о спасении пострадавшего во время пожара;

2) Факты из жизни людей, переживших блокаду Ленинграда;

3) Подвиг Александра Матросова; Рустам Набиев и его судьба (пострадал во время обрушения казармы в Казани в 2015г, остался без ног, недавно покорил Эльбрус)

4) подвиг Александра Мересьева («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого), прототипом которого был А. Маресьев

5)американский фильм «Побег из Шоушенка»

4)российский фильм 2020 года «Лёд»

  1. Прочитайте текст и найдите пример к сочинению на тему «Что такое сила духа? В чём она проявляется?»

 (1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

– (35)Компот из черешни?

– (36)Запеканка из яблок?

– (37)Апельсины?

– (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

(По С.П. Алексееву)

Алексеев Сергей Петрович (род. в 1922 г.) – русский писатель, раскрывающий в своём творчестве события четырёх веков российской истории – с середины XVI до середины XX века, известный такими произведениями, как «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-Слава», «Снегирь», «Секретная просьба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.

В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....