Тренинг по подготовке к написанию сочинения ОГЭ 9.3
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Это материал поможет учащимся порнироваться в написании сочинения 9.3.ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavorskaya_e.i._trening_soch_.9.3._1.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
- Анализ теоретического материала
1.Прочитайте варианты формулировки определения. Дайте определение понятию Мужество в трех разных вариантах. Укажите, какой вариант определения вы использовали.
Понятие может быть представлено в виде: 1) классического истолкования, когда выделены родовые и видовые признаки; 2) описания, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия; 3) характеристики, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия; 4) сравнения, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него; 5) различения, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями. |
Образец:
1.Сила духа-это высокая духовная, душевная стойкость, умение преодолевать любые трудности. (классическое истолкование, где выделены общие родовые и видовые признаки)
2. Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает способным на настоящий поступок.
(описание, где перечислены свойства понятия)
3.Сила духа —это качество характера, благодаря которому достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни. (характеристика существенного признака)
4.Сила духа – это стержень человека. О людях, обладающих силой духа, говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются. (сравнение.)
5.Сила духа всегда противопоставляется малодушию, слабохарактерности, так как слабохарактерный человек не обладает внутренней силой, позволяющей поступать мужественно, преодолевать жизненные испытания. (различение)
Прочитайте, какие требования предъявляются к комментарию. Определите, какой аспект комментария использован в данных фрагментах.
А) Под силой духа я понимаю некую стойкость перед жизненными трудностями. Именно душевная сила позволяет человеку добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает способным на настоящий поступок
Б) Можно сказать, что понятие «сила духа» синонимично с понятиями «стойкость», «мужество». Ведь только стойкий и мужественный человек обладает силой духа преодолевать препятствия на жизненном пути, совершать подвиг во имя других.
Ответ: вычленение, соотнесение.
Комментарий является пояснением определения, имеет ценностное значение, в нем проявляется личностное отношение к понятию. Комментарий может строиться на следующих опорах: 1) раскрытие актуальности; 2) вычленение наиболее значимого аспекта; 3) анализ смысловой многозначности понятия; 4) противопоставление или соотнесение с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия. |
- Познакомьтесь со структурой сочинения-рассуждения по исходному тексту и предложите речевые клише для написания сочинения.
Структура сочинения по исходному тексту Вступление: определение + комментарий (оценочные суждения). Основная часть: 1 пример-аргумент из предложенного текста, 1 пример-аргумент из жизненного опыта. Вывод: подведение итогов. |
Речевые клише для связи вступления и аргументов
- Приведу примеры-аргументы, доказывающие это.
- Приведу примеры, подтверждающие это.
- Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
- Докажу справедливость своих слов примерами из текста Иванова и жизненного опыта.
- Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и личные жизненные наблюдения.
- Приведу примеры из текста Иванова и читательского опыта.
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста Иванова и жизненного опыта.
- Попробуем разобраться в смысле этого понятия на примере текста Иванова.
- Докажу свою позицию примерами из текста Иванова и жизненного (читательского) опыта.
- В подтверждение данного объяснения этого понятия обратимся к предложенному для анализа тексту…
- Верность моего суждения можно доказать при помощи текста Иванова и моего личного опыта.
- Обратимся к тексту, чтобы проиллюстрировать данное определение.
- Приведу примеры, доказывающие, что сила духа– это качество характера, благодаря которому достигаются цели и покоряются вершины.
Речевые клише для введения в сочинение аргументов.
Аргумент№1
- Так, примером силы духа могут являться поступки…
- Так, в представленном тексте обладает силой духа…
- Именно о настоящей силе духа и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
- Например, в тексте Иванова мы видим поступок, который, без сомнения, можем назвать проявлением силы духа
- В тексте Иванова приведён случай, когда…
- В тексте Иванова приведён пример того, что сила духа…
- В тексте Иванова перед нами предстаёт пример …
- Например, в тексте Иванова можно увидеть (повествуется (рассказывается) о …)
- В тексте Иванова показано, что ….
- В тексте, предложенном для анализа можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Главный герой …
Аргумент№2
- Как часто в нашей жизни мы сталкиваемся с…
- В жизни мы часто наблюдаем...
- Но есть и другие примеры настоящей силы духа. Так, в произведении…
- Но и в реальной жизни мы нередко встречаемся с этим понятием. Например,
- Ярким примером проявления силы духа является подвиг А. Матросова…
- В чём же проявляется сила духа? Приведу пример из повести …
- На личном опыте мы тоже нередко убеждаемся в том, как важно обладать силой духа.
- В качестве еще одного аргумента (примера) можно привести и …
- В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое сила духа, мне бы хотелось привести пример из произведения…
- Доказывая свою точку зрения, обращусь к произведению Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», в котором…
- Пример (ы) силы духа можно найти в русской литературе. Герой романа «В списках не значился» Б. Васильева …
- Размышляя над вопросом, что такое сила духа, хочу обратиться к русской классике.
- Трудно найти более красноречивый пример проявления силы духа, чем подвиг жителей блокадного Ленинграда…
Вывод
Таким образом, можно сказать, что...
В заключение я хочу сказать, что...
Итак, мы можем сделать вывод, что сила духа - это
Я считаю, что …
Из сказанного выше можно сделать вывод, что сила духа…
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод
Всё сказанное выше убеждает нас в том, что…
Таким образом, я доказала, что…
Таким образом, эти примеры еще раз нас убеждают в том, что
Думаю, я доказала, что ____ - это….
Проанализировав два аргумента, прихожу к выводу, что
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: любовь необходима в мире, потому что….
Эти примеры говорят о том, что сила духа – это
Думаю, мы убедились, что сила духа – это … Думаю, нет сомнений в том, что любовь – это…
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились.
- Прочитайте виды аргументов из жизненного опыта. Определите, к какой категории относятся предложенные аргументы из сочинения о силе духа.
Виды аргументов, основанных на жизненном опыте 1) Обращение к художественному произведению или произведению искусства. 2) Приведение исторических фактов и фактов общественной жизни. 3) Обобщение каких-либо жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. |
1)Рассказ о спасении пострадавшего во время пожара;
2) Факты из жизни людей, переживших блокаду Ленинграда;
3) Подвиг Александра Матросова; Рустам Набиев и его судьба (пострадал во время обрушения казармы в Казани в 2015г, остался без ног, недавно покорил Эльбрус)
4) подвиг Александра Мересьева («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого), прототипом которого был А. Маресьев
5)американский фильм «Побег из Шоушенка»
4)российский фильм 2020 года «Лёд»
- Прочитайте текст и найдите пример к сочинению на тему «Что такое сила духа? В чём она проявляется?»
(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:
– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
(6)Что же будет ребятам на первое?
– (7)Бульон куриный?
– (8)Борщ украинский?
– (9)Щи зелёные?
– (10)Суп гороховый?
– (11)Суп молочный?
(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.
(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.
(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.
(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?
– (24)Макароны по-флотски?
– (25)Жаркое?
– (26)Рагу или гуляш?
(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.
(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.
– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.
(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?
– (35)Компот из черешни?
– (36)Запеканка из яблок?
– (37)Апельсины?
– (38)Желе или суфле?
(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.
– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.
(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!
(50)Не знали блокадные дети других обедов.
(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!
(По С.П. Алексееву)
Алексеев Сергей Петрович (род. в 1922 г.) – русский писатель, раскрывающий в своём творчестве события четырёх веков российской истории – с середины XVI до середины XX века, известный такими произведениями, как «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-Слава», «Снегирь», «Секретная просьба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Проектная работа «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?» (в рамках подготовки ГИА).
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.
Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.
В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...