Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushchestvitelnymi_6.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Не с существительными»
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
Ход урока
1.Организационный момент
Оформление тетради.
2. Повторение изученного
-Какую часть речи изучаем? Как отличить от других частей речи?
-Мы уже знаем некоторые орфограммы этой части речи. Сегодня узнаем еще одну.
3. Актуализация знаний
- Выпишите слова, правописание которых вы можете объяснить, раскройте скобки:
(Не)чувствовал, (не)правда, (не)ленись, (не) любит, (не)годовал, (не)знает, (не)счастье.
-Будьте внимательны.
-Проверьте себя.
-Какие слова вы выписали? Как написали с НЕ?
-Какое слово пишется не так, как остальные? Почему?
(негодовал - без «не» не употребляется)
-Какое правило вспомнили? (не с глаголом)
3.Формулирование темы урока и постановка задач урока
-Прочитайте оставшиеся слова. К какой части речи они относятся?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Действительно, сегодня мы познакомимся с новой орфограммой «Не с существительными». Запишите тему урока.
-Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Чему должны будем научиться?
- Узнать, как пишется «не» с существительными.
- Узнать условия слитного и раздельного написания «не» с существительными.
4. Изучение нового материала
1)-Что вы знаете о НЕ?
«не» может быть частицей;
«не» может быть приставкой;
«не» может быть частью корня.
-Как видите, НЕ очень непостоянна, но без НЕ нам не обойтись.
2) 2 ученика читают стихотворение и прикрепляют на доске слова из стихотворения без «не».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Б.Заходер
-Прочитайте слова на карточках. Употребляются ли они без «не»?
-Сформулируйте первую часть правила. (Если слово без «не» не употребляется, оно пишется с «не» слитно.)
-Для каких частей речи справедливо это правило? (сущ., прил.,нареч.,гл.)
-Запишите существительные НЕРЯХА, НЕДОТЕПА, НЕДОУЧКИ в тетрадь,
-Чем является НЕ в таких словах? (Частью корня или приставкой.)
-Покажем, обозначая орфограмму.
3)Работа по таблице (слайд).
Анализируя примеры, уч-ся подбирают название для каждой группы примеров.
НЕ с существительными
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1.__________________________ Ненастье Недоумение | 1.___________________________ Он тебе не приятель, а враг. Это не тигр, а лев. |
2._________________________ Впереди был неприятель (враг). Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности). | 2. ________________________ Это не тигр. К нам приехал не брат. |
- Найдите в таблице графу, где даны примеры слов для этой части правила. -Как озаглавить эту графу таблицы? (Слово не употребляется без НЕ). Запишите.
-Проанализируйте примеры слов в первой графе. При каком еще условии НЕ с существительными пишется слитно? (Можно заменить синонимом). Запишите в таблицу название графы.
-Чем является не в данном случае? (Приставкой.)
-Итак, когда НЕ с сущ-ми пишется слитно?
-Работаем со второй графой таблицы.
-При каких условиях НЕ с существительным пишется раздельно? (Есть явное противопоставление с союзом А.
-Запишите в таблицу.
- Чем является не в данном случае? (Частицей.)
НЕ с существительными
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1.Слово не употребляется без НЕ Ненастье Недоумение | 1.Есть противопоставление (с союзом А) Он тебе не приятель, а враг. Это не тигр, а лев. |
2.Можно заменить синонимом Впереди был неприятель (враг). Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности). | 2. Нельзя подобрать синоним Это не тигр. К нам приехал не брат. |
4)-Проверим себя по учебнику. Параграф 51, правило. Где правило более полное?
-Когда сущ-ые с НЕ пишется слитно? Раздельно?
-Расскажите правило по таблице.
Физминутка на внимание
«Верно-неверно». (При верном утверждении учащиеся хлопают в ладоши, при неверном – разводят руки в стороны.)
Верно ли, что
1) имена существительные обозначают предмет;
2) не с существительными всегда пишется слитно;
3) не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;
4) есть существительные, которые без НЕ не употребляются;
5) не – это только приставка;
6) не с существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним.
5. Систематизация знаний с помощью алгоритма
1) -Правило узнали. Оно состоит из нескольких пунктов, поэтому удобно составить алгоритм, который поможет нам в практической работе.
- Как начнете рассуждать для выбора условия написания не с существительными?
Составление алгоритма (на доске).
Алгоритм написания не с существительными
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А) если не употребляется, то пиши слитно;
Б) если употребляется, то
2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
А) если есть противопоставление, пиши раздельно;
Б) если нет , то
3) замени существительное синонимом или близким по значению выражением:
А) если можно заменить, пиши слитно, б) если нельзя заменить, пиши раздельно.
2) Применение алгоритма на практике
-Попробуем применить его в работе.
Задание 1. Объясните, почему существительные написаны с не именно так
Нездоровье
негодование
не вежливость, а грубость
неудача
Задание 2. Раскройте скобки, объясняя условие выбора написания не с существительными
(не) взгоды
(не) дочет
(не) задача, а пример
(не) слон.
Задание 3. Упр. 287 (сам. + 1 на доске)
В это же время 1 на доске выполняет задание «Найди ошибку»:
Домашние неурядицы
ужасная неразбериха
неправда, а ложь
нерешительность характера
устал с не привычки
явная неприязнь
пришел в негодность
не внимательность, а рассеянность
5. Закрепление изученного.
Тест «Проверь себя» на первичное усвоение темы "Не с существительными".
Выбрать вариант ответа для каждого утверждения.
А. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
- Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
- Полная (не)лепица.
- Причины (не)успеваемости.
Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
- Прилив (не)нависти.
- (Не)знание предмета.
- Жизнь красна (не)днями, а делами.
В. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
- Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорить (не)правду, а ложь.
Г. Не с существительными пишется раздельно.
- Учение - красота, а (не)учение - слепота.
- Сила с (не)правдою не уживаются.
- Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
-Самопроверка.
(Ключ к тесту "Проверь себя!")
А - 2; Б - 2; В - 3; Г – 3.
6. Подведение итогов
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
-Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(Когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно).
-Расскажите правило.
7. Домашнее задание
Параграф 51 (выучить правило в учебнике или таблицу.)
Упр.290; откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, есть ли вопросы по выполнению задания?
По желанию: есть еще один пункт в правиле «Не с существительным». Поищите информацию в справочниках или в интернете.
8. Рефлексия
- Возьмите листочки и прочтите утверждения. Если вы с ними согласны – поставьте +.
- Я знаю условия слитного и раздельного написания не с существительными.
- Я не до конца усвоил(а) тему, затрудняюсь при выборе слитного или раздельного написания НЕ с существительными.
- Я активно работал(а) на уроке, старался разобраться в теме.
- Я выполнил(а) тест без ошибок или допустил(а) не более 1 ошибки.
-Кто поставил три плюса? Вы молодцы.
-Если что-то не получалось, не огорчайтесь: дома вы выучите правило, а на следующем уроке мы продолжим работу с данной орфограммой.
9. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...