Открытый урок по русскому языку в 6 классе Тема: "Сложносокращенные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елизарьева Ирина Александровна

Конспект урока по русскому языку. В конспекте представлен видеофрагмент, который можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1symcU9PrJdsm0VNg5...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема: "Сложносокращенные слова"

Учитель: Елизарьева И.А.

Школа: МБОУ «Красноозерная ООШ»

Тип урока: урок изучения новой темы

Цель: познакомить учащихся со сложносокращѐнными именами существительными.

Задачи:

  1. научить определять род сложносокращѐнных имѐн существительных;
  2. формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращѐнных имѐн существительных; воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи; развивать речевую, мыслительную
  3. деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике: организация активной мыслительной деятельности учащихся

Материалы и оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, маршрутный лист.

Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы, подготовить небольшие сообщения.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Учитель приветствует всех находящихся в классе.

Слайд 1

Учитель: 

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите

И смелее улыбнитесь.

Повернитесь, распрямитесь

И еще раз улыбнитесь!

Слайд 1

Давайте запишем дату урока в тетрадь… (на экране демонстрируется видео звонка Skype).

Ребята, кто-то нам звонит, давайте скорее ответим. (Появляется Мишка)

-Мишка: Здравствуйте, Ирина Александровна! Я так соскучился, что не утерпел и позвонил. Ой, а с кем это вы находитесь?

Учитель: Это мои ученики, 6 класс.

Мишка: Привет, ребята! Как ваши дела?

ответы учеников

Мишка: А у меня не очень.

Учитель: Что же случилось?

Мишка: Я всѐ вам расскажу. Слушайте. Бегу я мимо ДК, рядом ещѐ  автомагазин «Запчасти» находится, а ещѐ рядом - детсад «Ручеѐк». Забежал я в сельмаг (как говорит моя бабушка), купил леденцов и решил быстренько перебежать улицу и тут и произошла со мной эта ЧП. Откуда ни возьмись выскочила водовозка. А я у неѐ на пути... Взвизгнули тормоза и вот я…

Учитель: Ой, ужас-то какой!

Мишка: Приехали сотрудники то ли ГАИ, то ли ДПС (по-разному называли их в толпе), подкатила медпомощь. Сотрудники оформили какую-то ДТП и ,увидев, что со мной ничего страшного не произошло, отпустили меня восвояси. Да забыл сказать , я теперь герой дня, так сказал спецкор, который сфотографировал меня на память. Но самое обидное, что я потерял свой фотоальбом, в котором были все мои любимые фотографии.

Учитель: Да, жаль, конечно.

Мишка: Но у меня вопрос: что такое ДТП? И как правильно говорить: хорошее ДТП, хорошая ДТП, плохой ДТП? Я не знаю, помогите мне.

Учитель: Конечно, грустная история. Поможем Мишке? (ответы детей). Ребята, если вы внимательно слушали Мишку, то не подскажете ли мне, о чѐм сегодня шла речь?

Ученики (ответы)

Лингвистическая разминка.

Слайд 2

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран Прочитайте слова 1 и 2 столбика. (Ученики читают)

1: Фотоальбом, Снегопад, Рыболов, Землекоп

2: ДК, Детсад, Сельмаг, ЧП, ГАИ, ДПС, Спецкор, ДТП

Учитель: Ребята, вспомните, что рассказывал нам Мишка. Слова на экране те , которые мы услышали от него. Что мы знаем о словах из первого столбика?

Ученики: это сложные слова

Учитель: Ребята, а что вы знаете о сложных словах? (ответы учащихся)

Ответы уч-ся: Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов. Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е»

Учитель: Итак, делаем вывод, что в 1 столбике только сложные слова.  Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы зеленого цвета. Каждому из вас необходимо найти сложные слова, выделить корни и соединительные гласные.

Ученики выполняют задание.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Учитель: Давайте обратимся к словам из второго столбика. Сравните, чем они отличаются от слов первого столбика. (ответы учащихся)

Слайд 3

Учитель: Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Давайте проверим. У каждого из вас на столе лежит голубой лист с расшифровкой слов из данного столбика. Выберете свое слово.

III. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).

Слайд 4

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. Каковы цели нашего урока?

Слайд 5 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают).

Изучение нового материала

Слайд 6

Учитель: Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название?

Ученики: Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращѐнными (т.к. эти основы использованы в усечѐнном виде)

Учитель: Давайте запишем в опорные конспекты определение сложносокращенных слов.

Слайд 7

Сложносокращѐнные существительные- это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ

Учитель:  А как же образуются сложносокращѐнные слова? Давайте обратимся к учебнику стр. 151

Развитие учебно-языковых умений.

 Слайд 8

Учитель:  Существует 3 способа сокращения слов (на слайде)

Часть слова + целое слово драмкружок (драматический кружок)

Часть слова + часть слова        завхоз (заведующий хозяйством) Аббревиатура ЕГЭ ( Единый государственный экзамен)

Учитель: Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры.

Слайд 9

Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)

Учитель:  Давайте запишем из этого  определения самую важную и краткую и наиболее понятную вам информацию.

Ученики: Записывают: это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ

Учитель: Возьмите белые карточки с таблицой и установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием.

Задание

Российская Федерация

Общественное        российское телевидение

Московский государственный университет

Организация объединенных наций

Научно-исследовательский институт

Министерство чрезвычайных ситуаций

Государственная инспекция безопасности дорожного

движения Универсальный магазин

Высшее учебное заведение

МГУ ОРТ ООН МЧС НИИ ГИБДД РФ

Вуз

Универмаг

Учитель:Проверим себя по эталону Слайд 10

Проблемный вопрос

Учитель: Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова?

Ученики: Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенныеслова, чем длинные определения или названия

Учитель: Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки) Например, СССР, ПК –образованы слова при помощи букв, вуз, СМИ, ООН- при помощи звуков.

Физминутка

Учитель: Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься. Я называю простые слова- хлопайте в ладоши раз, сложные-  топайте, сложносокращѐнные слова- кричите: Ура!!!

Пешеход, КВН, фотоапарат, любовь, водопровод, завуч, учитель, медпункт, ученик, паровоз, ХГУ.

«Знаете ли вы, что…»

Сообщение ученика.

«Из истории сложносокращенных слов».

Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.

В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.

-Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?

Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, UnionEuropeennedefootball-associations

ЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть

– Попробуйте расшифровать самое длинное сложносокращенное слово в русском языке:

Слайд 11.

НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв). Расшифровывается как: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Учитель: Ребята, на слайде вы видите огромное слово, это аббревиатура. По правилам переноса аббревиатуры не переносят, но для того, чтобы вам всем можно было увидеть, я увеличила его на презентации.

Открытие новых знаний

Постановка проблемного вопроса урока.

Проблемный вопрос:

Учитель: Можем ли мы определить род сложносокращѐнных слов, например, слово «СОШ» Как              это сделать? (ответы учащихся)

Давайте составим алгоритм.( составляем алгоритм)

Слайд 12.

Чтобы определить род сложносокращенных слов, нужно:

  1. Расшифровать слово.
  2. Найти опорное слово.
  3. Определить род опорного слова.

Учитель: А теперь определите род у слова «ДТП», как просил нас Мишка. (определяют род)

Учитель: Мишка оставил нам много других слов. Давайте определим род и этих слов.

Задание с «раскладушками» (слово распечатано на бумаге и сложено в «гармошку» таким образом, что видны только начальные буквы (аббревиатура), после того как ученик предполагает расшифровку слова, он разворачивает «раскладушку» и читает слово полностью)

Слова: Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух, МЧС, спецкор, ГЭС, АЗС, НЛО.

Учитель: А теперь найдите упражнение 189.  Со словами из упражнения составьте словосочетания: сложносокращенное слово плюс с прилагательное.

Пока ученики работают выставляю оценки за урок.

Учитель: Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова? (ответы) Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете? (Посмотрим в словарь сокращений русского языка)

Слайд 13

Итог урока

Рефлексия

Учитель: Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными.

Вопросы:

  1. Какую цель мы ставили в начале урока?
  2. Достигли мы еѐ?

Рефлексия

У вас на столе лежат телефоны Слайд 14 (распечатка) напишите смс своему другу, в котором укажете:  

Как прошел урок?

Что было интересного?

Кто был лучшим на уроке?

Чего не хватило?

Оценки за урок.

Учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

Слайд 15

Стр. 151-152 выучить, выполнить упражнение 190 письменно по заданиям 1,2.

Спасибо за урок, хорошего дня!

Использованные ресурсы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007г.
  2. Русский язык. 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение»,2007г.
  3. И.Н. Илларионова, Т.В.Кротова. Русский язык в 6 классе.
  4. Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.
  5. Г.П.Лазаренко. Мастер- Класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки

.Москва, «Дрофа», 2004г.

  1. В.В.Васильева, Г.Н.Пищева. Школа радости. Современные открытые уроки русского языка в 6 классе. Ростов-на–Дону, «Феникс»,2002г.
  2. Настольная книга учителя русского языка. Справочно-методическое пособие. Составитель И.Т.Романова. ООО «Астрель», 2003г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое ноября Классная работа

Слайд 2

Фотоальбом Снегопад Рыболов Землекоп ДК Детсад Сельмаг ЧП ГАИ ДПС Спецкор ДТП

Слайд 3

ДК Детсад Сельмаг ЧП ГАИ ДПС Спецкор ДТП дом культуры детский сад сельский магазин чрезвычайное происшествие госавтоинспекция дорожно-патрульная служба специальный корреспондент дорожно-транспортное происшествие

Слайд 4

Сложносокращённые слова

Слайд 5

Цель урока: узнать, как образуются такие слова, что они обозначают.

Слайд 6

ДК Детсад Сельмаг ЧП ГАИ ДПС Спецкор ДТП

Слайд 7

Сложносокращенные слова – это существительные, образованные путём сокращения основ.

Слайд 8

Способы образования сложносокращенных слов 1 . Часть слова + целое слово (драмкружок – драматический кружок). 2. Часть слова + часть слова (завхоз - заведующий хозяйством). 3. Аббревиатура (ХГУ – Хакасский государственный университет)

Слайд 9

Аббревиатура – условное сокращение на письме, а так же слово, составленное путём сложения двух или нескольких основ (это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков).

Слайд 10

Российская Федерация МГУ Общественное российское телевидение ОРТ Московский государственный университет ООН Организация объединенных наций МЧС Научно-исследовательский институт НИИ Министерство чрезвычайных ситуаций ГИБДД Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ Универсальный магазин Вуз Высшее учебное заведение Универмаг

Слайд 11

НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ

Слайд 12

Чтобы определить род сложносокращенных слов, нужно: Расшифровать слово. Найти опорное слово. Определить род опорного слова.

Слайд 14

Как прошёл урок? Что было интересного? Кто был лучшим на уроке ? Чего не хватило?

Слайд 15

Домашнее задание Стр. 151-152 выучить, выполнить упражнение 190 письменно по заданиям 1,2.



Предварительный просмотр:

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.



Предварительный просмотр:

дом культуры

детский сад

сельский магазин

чрезвычайное происшествие

госавтоинспекция

дорожно-патрульная служба

специальный корреспондент

дорожно-транспортное происшествие



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МГУ

Общественное российское телевидение

ОРТ

Московский государственный университет

ООН

Организация объединенных наций

МЧС

Научно-исследовательский институт

НИИ

Министерство чрезвычайных ситуаций

ГИБДД

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

РФ

Универсальный магазин

Вуз

Высшее учебное заведение

Универмаг

Российская Федерация

МГУ

Общественное российское телевидение

ОРТ

Московский государственный университет

ООН

Организация объединенных наций

МЧС

Научно-исследовательский институт

НИИ

Министерство чрезвычайных ситуаций

ГИБДД

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

РФ

Универсальный магазин

Вуз

Высшее учебное заведение

Универмаг



Предварительный просмотр:

https://mega-talant.com/uploads/files/80853/92899/98128_html/images/92899.002.jpg



Предварительный просмотр:

 «Из истории сложносокращенных слов».

Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.

В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.

-Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?

Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, UnionEuropeennedefootball-associations

ЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть

– Попробуйте расшифровать самое длинное сложносокращенное слово в русском языке:

НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв). Расшифровывается как: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.



Предварительный просмотр:

Клуб Веселых и Находчивых Российская Федерация высшее учебное заведение сберегательный банк универсальный магазин  иностранный турист  главный бухгалтер  Министерство Чрезвычайных Ситуаций специальный корреспондент ГидроЭлектроСтанция АвтоЗаправочнаяСтанция    Неопознанный Летающий Объект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...