Конспект урока "Виды переработки текста.План"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока "Виды переработки текста.План"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_pererabotki_teksta.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Виды переработки текста. План.

Автор:  учитель русского языка

и литературы МАОУ ЦО с.Старые Туймазы

Самигуллина Ильмира Рузилевна 

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Изучение нового материала

Форма проведения урока

урок-анализ

Целеполагание – образовательный результат:

 Постановка целей урока:

1) систематизировать знания учащихся по подготовке к ЕГЭ;
2) формировать умение работать с текстом,  анализировать  и составлять план;

3)развивать исследовательские навыки;
4) воспитывать бережное отношение к книге, а также уважительное отношение к окружающим людям.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

Предметные:

  • знать виды переработки текста, повторить, что такое текст.
  • уметь составлять план текста; конструировать предложения, составлять связный устный ответ.

Личностные:

  • уметь проводить оценку успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию;
  • Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в первоисточниках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

ИКТ, ноутбуки, мультимедийное оборудование,  памятка «Алгоритм составления плана», электронные ресурсы «Словарь паронимов».

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

На этапе отработки учебных навыков целесообразность использования электронных ресурсов заключается:

  - в снижении временных рамок на выполнение задания;

 - в индивидуальном подходе  при исследовании текстов;

  -в повышении мотивации.

Методические приемы

Исследовательский метод, анализ текста, работа с первоисточниками, работа с памяткой, заполнение таблицы.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объявление темы. Целеполагание (цели урока определяют ученики). (Слайд 1)

IV. Разминка.

А) Задание для сильных учеников (олимпиада) работа с компьютерами.

Тест Русский язык 11 класс. Конкурс «Кириллица»

  1. Найдите слово с неверно выделенной ударной гласной:

А. нЕдуг;

Б. корЫсть;

В. граждАнство;

Г. квартАл.

  1. Укажите предложение, в котором вместо слова жестокий нужно употребить слово жёсткий:

А. Нашего соседа по лестничной клетке наказали за жестокое обращение с животными.

Б. Самой чудовищной была эксплуатация рабов, её сменила жестокая эксплуатация крепостных.

В. Несмотря на весьма жестокий график работы, подготовка к посевной осуществлялась эффективно и качественно.

Г. Очутившись на необитаемом острове, Робинзон подвергся жестоким испытаниям.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

А. наиболее грамотный;

Б. пара чулков;

В. в одна тысяча девятьсот девяносто втором голу;

Г. молодые шофёры.

  1. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишутся две буквы Н:

А. пчели..ый рой;

Б. пута..ые следы;

В. гружё..ая баржа;

Г. скоше..ая трава.

  1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква:

А. пр..винциальный, р..весник, отр..сль;

Б. верблюж..нок, капюш..н, ноч..вка;

В. соб..ру, ч..снок, пс..хология;

Г. бл..стать, ц..корий, акс..ома.

  1. Выберите слово, в котором на конце приставки нужно писать букву З:

А. ра..стилать;

Б. бе..численный;

В. и..жарить;

Г. и..черкать.

  1. Найдите слово, в котором пропущена буква Е:

А. милост..вый;

Б. плюш..вый;

В. улыбч..вый;

Г. карандаш..к.

  1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

А. прикоснулся;

Б. роскошный;

В. винегрет;

Г. угрожать.

  1. Соотнесите предложение и пропущенный в нём знак препинания:

1) Я с удовольствием оглянулся (…) за окнами всё было снежно и безмолвно.

а) запятая

2) Таинственно шумит лесная тишина (…) незримо по лесам поёт и бродит осень.

б) тире

3) Русское ура грянет (…) врагу жарко станет.

в) двоеточие

А. 1а, 2б, 3в;                                                                        Б. 1в, 2б, 3а;

В. 1б, 2в, 3а;                                                                                Г. 1в, 2а, 3б.

  1. Выберите верную характеристику предложения:

Осенняя дымка висела над Невой, и в этой дымке золоченой иглой мерцало легендарное Адмиралтейство.

А. сложное бессоюзное;

Б. сложносочинённое;

В. сложноподчинённое;

Г. простое, осложнённое обособленным обстоятельством.

  1. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (или словосочетании). (Знаки препинания не расставлены.)

А ведь (1) действительно (2) числа в астрономии велики настолько (3) что зачастую обозначаются не цифрами (4) а специальными астрономическими единицами измерения.

А. 3, 4;

Б. 2, 3;

В. 1, 2;

Г. 3, 4.

  1. Найдите верное объяснение постановки двоеточия в предложении:

Под окнами Володькиного дома  днём и ночью грохочут самосвалы: рядом идёт стройка.

А. Содержание второй части сложного бессоюзного предложения противопоставляется содержанию первой части.

Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Выберите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпрямлялись сбрасывая с себя груз который навьючила недавняя метель.

Б. Голы и прозрачны становятся сады рощи  и леса

В. Чтобы скоротать время до вечера я отправился побродить по лесу.

Г. Облака в небе стояли совсем неподвижно а в просветах между ними сияла чистейшая лазурь.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Если внимательно прочесть всё (1) что написал Пришвин (2) то останется убеждение (3) будто он не успел рассказать нам (4) и сотой доли того (5) что он превосходно видел (6) и знал.

А. 1, 2, 3, 5;

Б. 2, 4, 6;

В. 3, 5, 6;

Г. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Нас предупредили (1) что(2)если будет плохая погода (3) экскурсия, назначенная заблаговременно (4) к сожалению (5) не состоится.

А. 1, 3, 4, 5;

Б. 1, 3, 4;

В. 2. 3, 5;

Г. 1, 2, 3, 4, 5.

Б) Задание для  обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка:

Карточка1.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания. Подчерните грамматические основы предложений.

  1. Впереди виднеется слома(1)ая  листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом. _______

  1. Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.________

  1. Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.________

  1. Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.__________

Карточка 2.

1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл...ниться

Ф..деральный

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

пот..плевший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

т..рмозить

б...гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

встр..чая

апл..дировать

арт...ллерия

зад..рать

д..ректор

   Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Прочитайте предложения и выполните задания.

Воспитанные(ЕГЭ 14) люди уважают человеческую личность,  потому всегда снисходительны(подобрать синонимы, а к синонимам паронимы ), мягки, вежливы, уступчивы. (А.П. Чехов)

  1. Согласны ли вы с данным высказыванием?
  2.  Подчерните орфограммы.(Воспитанные –часть речи?)
  3. Работа со словом снисходительны (терпимы, терпеливы)
  4. Подчерните грамматические основы предложения.
  5. Определите вид сложного предложения. (СПП)

2. Новый материал.

1) Проверка домашнего задания: изучить информацию  «Виды переработки текста» и представить в виде схемы 

 Итог: Схема строится на ватманском листе, и каждая группа затем защищает свою работу. Она будет иметь приблизительно такой вид(слайд 2): 

2) Так или иначе мы с вами встречались со всеми указанными видами переработки текста. Но подробнее остановимся на плане.  Страница 99 в учебнике (знакомство с теорией, построение алгоритма составление плана текста)

Алгоритм составления плана текста. Виды плана

Как вы думаете, как составить качественный план текста?

 Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.

1. Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.

2. Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.

3. Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.

4. Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.
Обратите внимание на следующее:
- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;
- точны ли формулировки пунктов;
- не повторяются ли заголовки;
- все ли главное вы выделили;
- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

5. Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. 

Физминутка. (Слайд 3)

III. Работа с текстом. (Слайд 4)

Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. Скептики и сомневающиеся были всегда. Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Поэтому читать перестанут вовсе.

„Одна из болезней нашего века - многочисленность книг...”, - об этом говорил еще в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. Воодушевленный изобретением фонографа, он писал, что теперь „писатели будут обращаться к актерам и певцам, которые будут передавать их произведения фонографу”. Будущего читателя он представлял в таком виде: „Спокойно развалясь на диване, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. Так или иначе, а песня книги спета”. Заметим, что во времена подобных оракулов мир еще не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров, ни диктофонов, ни аудиокниг.

Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. Конечно, современники «электронного века» имеют для таких высказываний еще больше оснований. Великие изобретения нашего времени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. Но и утратив свое некогда монопольное положение, она по-прежнему остается важным средством современной системы образования, ибо, как пишет ученый и писатель А. Азимов, „никогда не будет придумано что-либо подобное книге - способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда - слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную”. (По Р. Палю)

Паль Роберт Васильевич (род. 15 апреля 1938 года) — русский писатель, поэт и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Член Союза писателей РБ (1969).

Задание:

сформулируйте и прокомментируйте основные проблемы

  1. Роль книги в современном мире.
  2. Книга – враг или союзник технического прогресса?

отметьте авторскую позицию, выскажите   и   аргументируйте   свою   позицию

Автор считает, что роль книги по-прежнему велика. Она не противник, а союзник.

составьте сложный план (задание по группам)

(Слайд 5)

  1. Нелепый вопрос.
  2. Есть ли у книги будущее?

А. Предсказание оракулов.

Б. Мнение скептиков.

В. Изменение роли книги в системе информации.

3. Вытеснит ли книгу компьютер?

V. Итог урока. Рефлексия.

Любой текст содержит главную и вспомогательную информацию, существуют способы информационной переработки текста, среди которых есть такие композиционные формы, как план, аннотация. При «сжатии» текста важно сохранить содержательно-концептуальную информацию.

VI. Домашнее задание.

Учебник, с. 99, упр. № 132 (задание к тексту – аналогичное тому, что выполняли в классе).

Сочинение по прочитанному тексту в классе (ЕГЭ).

 

Алгоритм составления плана текста. Виды плана

Как вы думаете, как составить качественный план текста?

 Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.

1. Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.

2. Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.

3. Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.

4. Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.
Обратите внимание на следующее:
- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;
- точны ли формулировки пунктов;
- не повторяются ли заголовки;
- все ли главное вы выделили;
- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

5. Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. 

Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. Скептики и сомневающиеся были всегда. Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Поэтому читать перестанут вовсе.

„Одна из болезней нашего века - многочисленность книг...”, - об этом говорил еще в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. Воодушевленный изобретением фонографа, он писал, что теперь „писатели будут обращаться к актерам и певцам, которые будут передавать их произведения фонографу”. Будущего читателя он представлял в таком виде: „Спокойно развалясь на диване, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. Так или иначе, а песня книги спета”. Заметим, что во времена подобных оракулов мир еще не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров, ни диктофонов, ни аудиокниг.

Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. Конечно, современники «электронного века» имеют для таких высказываний еще больше оснований. Великие изобретения нашего времени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. Но и утратив свое некогда монопольное положение, она по-прежнему остается важным средством современной системы образования, ибо, как пишет ученый и писатель А. Азимов, „никогда не будет придумано что-либо подобное книге - способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда - слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную”. (По Р. Палю)

Паль Роберт Васильевич (род. 15 апреля 1938 года) — русский писатель, поэт и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Член Союза писателей РБ (1969).

Карточка1.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания. Подчерните грамматические основы предложений.

  1. Впереди виднеется слома(1)ая  листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом. _______

  1. Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.________

  1. Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.________

  1. Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.__________

Карточка 2.

1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл...ниться

Ф..деральный

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

пот..плевший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

т..рмозить

б...гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

встр..чая

апл..дировать

арт...ллерия

зад..рать

д..ректор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинск...

Смысловые типы текстов (план-конспект урока)

Урок русского языка в 5 классе.Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов,обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,вырабатывать навык поль...

Конспект урока по английскому языку в 8 классе по УМК М.З. Биболетовой на тему "Переработка отходов (Why throw away? Why not recycle?)"

Урок тесно связан с проблемой экологии, которая очень актуальна в наше время. Обучающиеся не только получают знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, но и учатся бегло говорить на английском ...

Конспект урока по английскому языку по теме: "Переработка мусора"

Урок был представлен на городском эколгическом семинаре....

Конспект урока "Виды переработки текста.План"

Конспект урока "Виды переработки текста.План"...

Презентация "Виды переработки текста. План".

Презентация "Виды переработки текста. План"....

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише...