ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише
1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).
Стихотворение ....... (название) написано ........ (автор, год написания).
Поводом для его создания послужило ..........
Произведение посвящено ...... (адресат), о чём свидетельствует ....... (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).
Основными особенностями творчества художника являются ........., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.
Будучи написанным в рамках .......... направления, стихотворение отличается ...........
Стихотворение наполнено чувством .........(одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).
По прочтении произведения остаётся ......... (радостное/грустное, светлое/тягостное) впечатление.
2. Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация и т. д.).
Жанр произведения можно определить как ...........
По своим особенностям произведение относится к жанру ..........
Жанр стихотворения определяет особенности .......... (тематики, проблематики, композиции,, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.
3. Тема (то, о чём повествуется в произведении).
По характеру содержания стихотворение относится к ........ (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.
Темой произведения поэт избирает ..........
Тематика стихотворного произведения является ......... (традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для ....... (данного автора, литературного направления, литературы в целом).
В произведении можно проследить присутствие традиций .......... (других авторов).
4. Идея и проблематика (основная мысль произведения, к чему призывает автор).
Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема ...........
Основная идея стихотворения заключается в .......... и выражена в строках: ............
5. Лирический герой стихотворения (особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).
Образ лирического героя является выразителем ....... (мыслей, чувств, идей автора).
Лирический герой стихотворения размышляет о ..... (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).
В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.
6. Композиция:
линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
зеркальная (основана на «зеркальном» отображении поэтических строк);
контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
параллельная (основана на сравнении, сопоставлении явлений);
анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).
По характеру построения композицию стихотворения можно назвать .............
В стихотворении можно выделить .... (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется ...... (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами и т. д.).
7. Система образов
В стихотворении выведены образы ........... (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).
Образы стихотворения отличаются .......... (конкретностью, символичностью, многоплановостью, неоднозначностью толкования и т. д.).
8. Художественно-изобразительные средства произведения (тропы и фигуры).
Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать ........ (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): ......... (Примеры).
Художественно-изобразительные средства придают стихотворению .......... (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.).
9. Ритмико-интонационные особенности стихотворения (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)
Стихотворение состоит из ... строф, в каждом из которой строки связаны ......... (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.
Размер стихотворения – ......... (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению ........... (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).
Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков ......, который/которые создаёт/создают ощущение ...... (плавности – [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.).
10. Краткий вывод, обобщение
Таким образом, данные особенности стихотворения позволяют назвать его........(традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).
В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как...(лиричность, музыкальность, образность и т. д.)
По материалам https://tatyanavasyuk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1. Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Памятка написания анализа поэтического текста.
Данный документ содержит подсказку при анализе поэтического текста, план по которому строится работа с лирическим произведением....

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...